Posted 26 февраля 2015,, 05:31

Published 26 февраля 2015,, 05:31

Modified 31 января, 02:56

Updated 31 января, 02:56

Снегоуборщик во "Внуково" заблудился на летном поле незадолго до катастрофы Falcon

26 февраля 2015, 05:31
Техническая комиссия установила, что взлетающему самолету Falcon 50, в котором находился президент компании Total Кристоф де Маржери, помешал пьяный водитель снегоуборочной машины, потерявший ориентацию на летном поле. Начальник смены, который должен был следить за снегоуборщиком, также оказался нетрезв.

МОСКВА, 26 февраля. Техническая комиссия установила, что взлетающему самолету Falcon 50, в котором находился президент компании Total Кристоф де Маржери, помешал пьяный водитель снегоуборочной машины, потерявший ориентацию на летном поле.

Как сообщает "Коммерсант", самого водителя потерял начальник смены, который должен был следить за снегоуборщиком, но также оказался нетрезв. При этом руководила взлетом самолета девушка-стажер, не знавшая о том, что обе взлетные полосы в аэропорту заняты спецтехникой.

Согласно отчету летной подкомиссии по расследованию катастрофы, события, которые привели к авиакатастрофе, в результате которой погибли четыре человека, начали развиваться еще до того, как Кристоф де Маржери поднялся на борт Falcon.

Пока экипаж в течение полутора часов дожидался своего единственного пассажира, на дежурство на летное поле вышли три снегоуборочные машины роторного типа, которые, как и положено, сопровождал на джипе начальник смены аэродромной службы Владимир Леденев. Согласно инструкциям, перед выездом все они должны были пройти медосмотр. Врачу надлежало проверить у них частоту пульса и артериальное давление, однако эту процедуру в аэропорту отменили в связи с тем, что проверка занимала много времени и могла привести к задержкам вылетов. В итоге врач ограничилась визуальным осмотром. Между тем, возможно, что уже в тот момент как минимум двое из сотрудников аэродромной службы — Владимир Леденев и водитель одного из снегоуборщиков Владимир Мартыненко — были пьяны.

Три снегоуборщика под руководством инженера вначале работали в штатном режиме, но около 18:30 у одной из машин погнулся нож ротора, и Владимир Леденев был вынужден сопровождать водителя на базу для ремонта. Вскоре после этого у бригады возникли новые проблемы — под ротором еще одной машины оказались обломки аэродромного фонаря. В итоге инженеру пришлось вызывать к месту работ специалистов-электриков.

К 19 часам в районе так называемой центральной крестовины, где пересекаются взлетно-посадочные полосы аэропорта, началось интенсивное дорожное движение. В трафике помимо двух снегоуборщиков и машины их сопровождения участвовали "Газель" электриков, тягач, доставивший Falcon на старт, и автомобиль строителей, прокладывавших кабель в районе посадочной полосы. Водители всех этих машин постоянно запрашивали у диспетчеров разрешения на пересечение одной из двух ВПП аэродрома.

Затем вслед за их машиной неожиданно двинулся снегоуборщик, управляемый Мартыненко. Оказалось, что он "потерял ориентацию в пространстве". Выехав на "крестовину", он вместо того чтобы связаться со своим руководителем, стал совершать "действия, противоречащие всякой логике": остановился, сдал назад, сделал попытку развернуться. "Я полагал, что смогу найти и догнать своих, поскольку хорошо знаю аэропорт",— сказал позже на допросе водитель.

Отметим, что инженер Леденев все это время даже не пытался найти потерявшийся снегоуборщик или сообщить об инциденте диспетчеру. На ситуацию среагировал лишь водитель джипа Алексей Киселев, который вез нетрезвого начальника. "Я услышал рев двигателей взлетающего самолета, остановил машину, сдал назад и тут же увидел огненную вспышку",— рассказал шофер.

Экипаж Falcon, получивший за несколько секунд до этого разрешение на взлет от диспетчера-стажера Светланы Кривсун, начал разгон по полосе. Прекратить движение экипаж не мог, так как была пройдена точка невозврата: скорость самолета была слишком высокой. Кроме того, варианты действий летчиков в связи с неожиданным появлением на полосе дорожной техники просто не были прописаны в инструкциях компании Unijet, которой принадлежал Falcon. Их прописали уже после ЧП.

В итоге самолет зацепил верхнюю часть снегоуборщика правой стойкой шасси, перевернулся в воздухе и упал на летное поле. В результате сильного удара и начавшегося пожара трое членов экипажа самолета и его единственный пассажир погибли.

Диспетчер Кривсун, к которой у членов комиссии вопросы возникли в первую очередь, объяснила, что дала разрешение на взлет только после того, как осмотрела взлетно-посадочную полосу с вышки и проверила ее по индикатору обзора летного поля. "Препятствия отсутствовали, после чего я под руководством своего инструктора довела до экипажа воздушного судна команду “взлет разрешаю, полоса 06”".

По данным комиссии, препятствие в виде снегоуборщика на "крестовине" появилось внезапно, а видеть маневры машины стажер действительно не могла, поскольку они происходили в "слепой" для нее зоне.

Пока речь идет лишь о предварительных итогах расследования, которые, очевидно, лягут в основу окончательного отчета о причинах катастрофы Межгосударственного авиационного комитета. На выводы авиаэкспертов и будут ориентироваться сотрудники СКР при предъявлении окончательных обвинений по делу.

В ночь на 21 октября 2014 года из аэропорта "Внуково" в Париж должен был вылететь самолет Falcon-300, на борту которого находились три члена экипажа и президент Total Кристоф де Маржери. При разгоне самолет задел шасси снегоуборочную машину, загорелся и упал на взлетно-посадочную полосу. Находившиеся на его борту четыре человека погибли.

По данному факту было возбуждено уголовное дело по ч. 3 ст. 263 УК РФ (нарушение правил безопасности эксплуатации воздушного судна, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц). Ведущий инженер аэродромной службы аэропорта Владимир Леденев и водитель снегоуборочной машины Владимир Мартыненко, а также диспетчер Александр Круглов были арестованы. Диспетчер-стажер Светлана Кривсун и руководитель полетов аэропорта "Внуково" Роман Дунаев направлены под домашний арест.

17 февраля Россия передала Франции очередной пакет документов, касающихся расследования авиакатастрофы самолета главы нефтяной компании Total Кристофа де Маржери в аэропорту "Внуково". Предыдущая передача состоялась 20 января.