Posted 27 февраля 2015,, 14:47

Published 27 февраля 2015,, 14:47

Modified 31 марта, 09:12

Updated 31 марта, 09:12

Заграничное мясо заменят, с компьютерами - сложнее

27 февраля 2015, 14:47
Тема замещения импорта продолжает будоражить общественность. Однако мнения экспертов о том, что ждет российских граждан — потребителей самых разных товаров, достаточно сильно разнятся.

Тема замещения импорта продолжает будоражить общественность. И мнения о том, что ждет российских граждан — потребителей самых разных товаров, в экспертном сообществе достаточно сильно разнятся.

Как раз в эти дни в Госдуму внесен законопроект об отмене «продовольственных контрсанкций», и, кажется, его готова поддержать не только оппозиция. В то же время, собственно западные санкции на поставки РФ оборудования обнаруживают лишь тенденцию к ужесточению, поскольку мира на Украине все нет.

Обычный же отечественный потребитель, похватав перед новым годом с прилавков бытовые товары и изрядно опустошив скромные сбережения, теперь осторожно «высовывает голову из плеч», пытаясь понять, что ждет его в ближайшие годы.

Однако мнения относительно картины будущего у экспертов разнятся. Так, сопредседатель общественной организации «Деловая Россия», первый заместитель председателя общественного совета при Министерстве промышленности и торговли РФ Антон Данилов-Данильян в беседе с корреспондентом «Росбалта» обрисовал ее с достаточным оптимизмом.

Тот объем импорта, который «выпадает» из российского оборота в связи со всеми видами западных и ответных санкций, эксперт разделил на три примерно равные части. Первую из них можно заместить сравнительно легко, вторую - «с определенными напрягами, потому что это требует целой цепочки взаимосвязанных производств». И еще одну треть - практически невозможно. К ней Данилов-Данильян относит прежде всего «экзотику» - те фрукты и другие культуры, которые в нашей стране не растут, но и потребность в которых все же не самая острая.

Кстати. Если говорить о продовольствии, то здесь собеседник агентства подчеркнул высокую готовность отечественных производителей к насыщению рынка. Мы привыкли считать, что в России своего мяса сильно не хватает. Так вот, Данилов-Данильян внес существенную поправку: не хватает мяса говяжьего, своего крупного рогатого скота только 17%. Связано это с тем, что мясо-молочное животноводство, разведение коров сложнее других видов скота и инвестиции в него «долгие».

Между тем, и свининой, и птицей российский стол уже практически полностью обеспечен за счет отечественного производства /чего городские оппозиционеры как-то «не заметили»/. «Наш бизнес только сейчас приступает к крупному рогатому скоту - заметил Данилов-Данильян, - огромный комплекс строится в Калмыкии и т. д. Есть программа, которая должна превратить 17% в 80%, а затем и во все 100%. Главное - спокойно этим заниматься».

Заодно собеседник поведал корреспонденту «Росбалта», что носит прекрасный отечественный костюм псковского пошива. Другое дело, что в системе приоритетов российского государства и бизнеса «конечный розничный рынок» находится не на первом месте. Поэтому в ближайшее время на прилавках промтоварных магазинов «марки» будут все же иностранные. Хотя названия стран-производителей могут и поменяться: скажем, вместо западных - турецкие и корейские. Однако уже концу нынешнего года Минпромторг займется и розничным рынком.

Уже сейчас, как отметил Данилов-Данильян, в России очень много товаров отечественной сборки, таких, как автомобили и телевизоры. Значительная часть комплектующих к ним тоже производится внутри страны. А по поводу остальных идет планомерная работа.

«В Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности /ОКВЭД/ около 1200 позиций, - напомнил Данилов-Данильян. - Из них, две трети - это позиции, где участвует импорт. С ними надо конкретно, отдельно работать, а не болтать. Когда мы предлагаем: «Давайте возьмем позицию и поговорим конкретно», наши оппоненты вдруг куда-то исчезают».

Беспокойство россиян во многом связано со сложными видами техники, такими как компьютеры или, например, нефтедобывающее оборудование. Как подтвердил Данилов-Данильян, в постсоветские годы российские нефтяные компании работали с западным поставщиками оборудования. Связано это со многими причинами, отнюдь не только технологическими, но и с особенностями мировой нефтяной политики, стремлением получить высокий рейтинг на Западе.

«Это привело к тому, что в значительной степени отечественная отрасль выродилась, - рассказал Данилов-Данильян. - Но это не значит, что она не может быть восстановлена. У нас прекрасные насосы есть, и появились молодые компании, которые это все выпускают».

Входят в зону повышенного внимания Минпромторга, естественно, и компьютеры. «Мы организуем встречи импортеров, которые используют импорт для собственных нужд. Подтягиваем государственных или полугосударственных участников для софинансирования. Это и Агентство кредитных гарантий, и Фонд развития промышленности, и т. д.», - рассказал собеседник.

Что касается сложных изделий, связанных с оборонной тематикой, то и здесь «все позиции уже распределены по заводам». «Что-то будет быстро сделано, в течение этого года, что-то растянется на срок до 2018 года, и какие-то совсем уж исключения, единицы из тысяч — до 2020», - отметил Антон Данилов-Данильян.

Значительный скепсис в отношении перспектив импортозамещения высказал известный экономист и социолог, директор Центра исследований постиндустриального общества Владислав Иноземцев. В беседе с корреспондентом «Росбалта» он также заметил, что замещать импорт имеет смысл, начиная с сельского хозяйства, легкой и пищевой промышленности.

Кстати, принадлежа к «западническому» флангу российского общества, Иноземцев вместе с тем считает целесообразным «продовольственные санкции» как раз ввести, и не на год, как это сделано, а лет на пять, чтобы привлечь в отечественное сельское хозяйство инвестиции. Только тогда уж и от налогов освободить сельхозпроизводителя, причем, от всех. Потери для бюджета в этом случае, по его оценке, составят лишь доли процента, а хозяйство расцветет.

«Вот сельское хозяйство, легпром, пищепром, мелкий бизнес - это нормально, это вещи, которые легко запускаются, быстро продвигаются и дают эффект в течение года-полутора. Сложности вылезают позже», - отметил собеседник.

О каких сложностях идет речь? А вот, например. «У меня есть партнеры, которые ведут бизнес по разливу напитков, - рассказал Иноземцев. - Им нужны большие емкости вместимостью в несколько тонн. Алюминиевые, стальные, хорошо сваренные. С повышением курса иностранных валют, еще с осени, они подумали - давайте закажем не в Германии, а в Челябинске. Сделали - и в результате эти емкости настолько неровно сварены, что они им перекашивают крепежи. И мои друзья, чертыхаясь, заказывают новые в Литве. Вот вам импортозамещение, а дальше-то что?»

Владислав Иноземцев выделяет два возможных пути по части избавления страны от господства импорта. Первый из них, и правильный, по его мнению — это «затаскивание в страну западных технологий и производств».

«Такими были наши эксперименты в автомобилестроении, - отметил эксперт. - Это классическая схема, по которой мы, пользуясь до вступления в ВТО пошлинами, привлекли сюда производителей и добились замещения. Большинство иномарок, продаваемых у нас сегодня, это иномарки российской сборки. И это абсолютно правильная и хорошая вещь».

Увы, «затаскивание технологий» требует мало-мальски нормальных отношений с Западом. И в этой связи Иноземцев очень опасается, что в России теперь начнутся по всем направлениям попытки «заместить Volkswagen «Ижмашем». «Если мы пойдем по этому пути, это просто трата бюджетных денег в никуда, - считает он. - Это будет разворовано ВПК и «эффективными менеджерами». Эксперт также напомнил, что за сложными изделиями типа компьютеров и мобильных телефонов «стоят десятилетия экспертизы и опыта», которых Россия в своем активе не имеет.

«Вы сами рушите то, что создали, - заметил в заключение Владислав Иноземцев, обращаясь к российской власти. - Вы в 1990-2000-годы создавали Россию, вовлеченную в мировую экономику. Хорошо ли, плохо ли, с проблемами - но вы ее создали. А теперь вы начали это все рушить в состоянии полного аврала. Если вы 15 лет делали одну модель, а теперь вам захотелось, чтобы в 4 месяца все поменялось, то так не бывает. Когда у вас дети в Лондоне, кредиты с Запада, деньги в офшорах - это определенная идеология, в которой что-то работало. Но если у вас дети в Лондоне, а мозги в изоляционизме - вот это уже клиника».

Леонид Смирнов