Posted 3 марта 2015,, 17:20

Published 3 марта 2015,, 17:20

Modified 31 января, 03:04

Updated 31 января, 03:04

Немцов. Последний романтик от политики

3 марта 2015, 17:20
В столичном центре имени Сахарова прошла церемония прощания c Борисом Немцовым. Панихиду посетили тысячи людей – начиная от рядовых сторонников бывшего вице-премьера и заканчивая видными политиками со всего мира.

В столичном центре имени Сахарова прошла церемония прощания с оппозиционным политиком Борисом Немцовым. Панихиду посетили тысячи людей – начиная от рядовых сторонников бывшего вице-премьера и заканчивая видными политиками и экономистами со всего мира. Многие просто не успели проститься с Немцовым в заявленное время – очередь из желающих растянулась на сотни метров. В последний путь политика проводили аплодисментами и лозунгом «Россия будет свободной».

Желающие проститься с бывшим вице-премьером России Борисом Немцовым заполнили сквер рядом с музеем имени Сахарова еще до официального начала траурной церемонии. Со стороны набережной Яузы полицейские выставили оцепление и установили рамки металлоискателей — больше для вида, поскольку прибывающих не досматривали. Примечательно, что за безопасностью присматривало подразделение правоохранителей, которое обычно работает на оппозиционных акциях – не раз его бойцы задерживали самого Немцова. Однако теперь они были предельно вежливы и корректны.

Волонтеры раздавали людям свечки в стеклянных красных баночках, которые потом выставлялись перед входом в зал, где находился гроб с телом убитого три дня назад политика. Выставленные на улицу колонки транслировали происходящее в Сахаровском центре.

Одним из первых на Земляном валу появился вице-премьер Аркадий Дворкович. Однако он отказался общаться с журналистами и, так же тихо и стремительно, как пришел, покинул оцепленную полицией территорию.

Следом за ним приехал сопредседатель партии РПР-ПАРНАС Михаил Касьянов. «У нас забрали Бориса Немцова. Забрали подло – преступник подобрался сзади, со спины, – с трудом выдавливал из себя слова политик, стоя у гроба своего друга и соратника. – Это подлое и дерзкое убийство наверняка направлено на то, чтобы отомстить хорошему другу и борцу с произволом, коррупцией, беззаконием».

По словам Касьянова, Немцов уже вошел в новейшую историю России как реформатор, в том числе, благодаря которому страна вышла из кризиса девяностых, и как наиболее яркий представитель оппозиции, «бескомпромиссно, отстаивавший свои убеждения».

«Когда он прошел на выборах в ярославскую думу, мы спрашивали, зачем он идет, он ведь был вице-премьером. Борис говорил: «Нет, я пойду к людям и начну все с начала. Мы будем постепенно, с регионального уровня бороться, объяснять гражданам, что происходит». Он нес правду. А правда многим не по душе. Из-за нее некоторые даже готовы на убийство у стен Кремля, в центре Москвы. Как это можно было себе представить еще три дня назад?!» – сорвался на крик Касьянов. Он пообещал сделать все для поимки и наказания убийц.

Еще один близкий друг оппозиционера Илья Яшин заявил, что дело политика будет продолжено. В частности, он рассказал, что незадолго до убийства Немцов сообщил ему о работе над крупным докладом, который был призван «доказать присутствие российских военных на территории вооруженного конфликта на Украине». Как полагает Яшин, политик собирался систематизировать всю информацию о присутствии российских войск на юго-востоке соседнего государства и лично побеседовать с родственниками, по их словам, убитых на Донбассе солдат ВС РФ. Однако публикация доклада остается под вопросом: все информационные носители, принадлежавшие экс-лидеру РПР-ПАРНАС, используются следователями для поимки убийц.

«Борис Немцов станет символом борьбы за свободу и демократию в нашей стране, как бы не пытались циники и негодяи плясать на его костях. Это будет тот человек, на которого будут ориентироваться молодые люди, он своей жизнью доказал, что в России можно быть честным, принципиальным, достойным человеком. Он отдал жизнь за свои идеалы, был очень отважным, открытым человеком: никогда не ходил с охраной, ничего не боялся и никогда ни от кого не прятался», – сказал Яшин.

С самого утра зал Сахаровского центра был переполнен. Организаторы даже настоятельно просили журналистов не задерживаться в помещении более чем на 10 минут, чтобы как можно больше людей успело проститься с бывшим вице-премьером. Очередь после двух часов траурной церемонии растянулась на километр. По сообщению очевидцев, вскоре конец ее и вовсе дотянулся до самого Курского вокзала.

Панихиду посетили даже приверженцы кардинально противоположных взглядов, нежели те, что отстаивал оппозиционер. Губернатор Кировской области Никита Белых, вместе с Борисом Немцовым стоявший у истоков «Союза правых сил» позже объяснил это явление исключительной порядочностью и честностью политика, которую признают абсолютно все.

Глава департамента культуры Москвы Сергей Капков, мэр Екатеринбурга Евгений Ройзман, глава «Роснано» Анатолий Чубайс, журналист Александр Любимов, руководитель «Росатома» Сергей Кириенко, глава ВТБ-24 Михаил Задорнов, председатель президентского Совета по правам человека Михаил Федотов, глава «Сбербанка» Герман Греф, бизнесмен Михаил Прохоров – имена пришедших можно перечислять очень долго.

В частности, по мнению главы «Росатома» Сергея Кириенко, Немцов «олицетворял собой жизнь». «Человек, который жил нараспашку, он искренне верил в то, что делал, – рассказал Кириенко. – Он мог увлекаться, мог заблуждаться и обманываться, его могли обманывать. Но его нельзя было купить, заставить что-то сделать или напугать. Глубоко порядочный человек. С ним можно было кардинально расходиться во взглядах, бесконечно спорить, но никогда нельзя было ждать от него подлости, каких-то интриг за спиной. Это не про него. Романтик от политики. Может быть, последний».

Адвокат Бориса Немцова Вадим Прохоров сообщил журналистам, что подруга оппозиционера и ключевой свидетель по делу о его убийстве Анна Дурицкая накануне покинула Россию и воссоединилась с семьей в Киеве. По его словам, сейчас девушка проходит реабилитацию, но не отказывается от сотрудничества со следствием, как об этом ранее сообщали некоторые СМИ. По мнению юриста, многочисленные угрозы в адрес политика никак не связаны с убийством, поскольку «преступление явно совершили профессиональные убийцы».

Бывший министр финансов России Алексей Кудрин, отвечая на вопросы журналистов, отметил заслуги Бориса Немцова в области экономических реформ конца 1990-х годов. В частности, он вспомнил, как в 1997 году, когда пенсионные задолженности во многих регионах достигли полугода, вице-премьер добился возврата долгов от «Газпрома» и выплатил необходимые пенсии, а также утвердил норму, согласно которой энергетические компании обязаны были платить налоги.

По мнению Кудрина, роль Немцова в тех событиях недооценена. «Он был очень ограничен, его партия ограничивалась. Вообще, у нас в стране существуют политические ограничения – вот он был одним из тех, кто это испытывал на себе в полной мере. Его смерть показала, насколько он был в нашей стране весомым. Даже президент страны признал его честность, его прямые политические взгляды. Таких политиков у нас единицы», – добавил он.

Политическое представительство мировых держав на панихиде оказалось широчайшим: прибыли послы и спецпредставители всевозможных стран – от самых влиятельных до экзотических. Посол США Джон Теффт отметил, что многие американцы «знали и уважали» Бориса Немцова. «Он выступал за лучшее будущее России и достойно представлял российский народ и его идеалы. Его долгие годы будут помнить как истинного патриота», – подчеркнул дипломат.

Мэр Риги Нил Ушаков, в свою очередь, обратил внимание на то, что масштаб личности оппозиционера определяется как минимум количеством людей, пришедших на панихиду. Скорость, эффективность и прозрачность работы российского следствия по делу об убийстве он назвал «вопросом репутации» для России.

Министр иностранных дел Литвы Линас Линкявичюс вспомнил о личном опыте общения с Немцовым. «Мы последний раз разговаривали с Борисом в прошлом году в Вильнюсе, и я удивился: как много в этом человеке было всего, – рассказал глава литовского МИД. – Он был жизнерадостным, никогда не лез за словом в карман, знал очень многое и верил в Россию. Я помню, как он еще в бытность губернатором говорил, что реформы в России безвозвратны, если не начнут стрелять. Можно убить человека, но нельзя убить стремление к истине, свободе, что ему было присуще».

Впрочем, не все иностранные политики, которые захотели приехать в Москву, чтобы проститься с Борисом Немцовым, смогли это сделать – помещал запрет на въезд на территорию нашей страны, введенный в ответ на западные санкции (подробнее читайте здесь).

Известный адвокат Генри Резник провел у гроба оппозиционного политика больше часа. Он не мог поверить в случившееся. «Этого не должно было быть! Не может уходить из жизни в расцвете лет такой яркий, красивый, живущий полнокровной жизнью человек! – голос адвоката дрожал. – Борис – это была редкость. Помните, когда Георгий Владимов покидал страну, сказал: «Серые начинают и выигрывают»? Изменилось время. Мне думается, что такие яркие люди не вписываются в тот период времени, который наступил, это просто закономерность. Борис был воплощением человеческого достоинства, которое он не мог принести в жертву абсолютно ничему».

Когда до официального окончания панихиды оставалось двадцать минут, полицейские «отсекли» очередь, поставив перед большей ее частью переносной металлический забор. Люди в панике, стремясь успеть, просили друг друга передать принесенные цветы. Последние уже просто бросали их в сторону гроба.

Толпа примерно из пятисот человек вслед за катафалком оказалась на Садовом кольце. Люди перегородили движение автомобилей и скандировали «Россия будет свободной!». В последний путь Бориса Немцова проводили оглушительными аплодисментами и гудками проезжающих мимо машин.

Денис Гольдман