Posted 15 апреля 2015,, 13:53

Published 15 апреля 2015,, 13:53

Modified 31 марта, 08:31

Updated 31 марта, 08:31

Невозвратные билеты: кто останется в плюсе

15 апреля 2015, 13:53
На железной дороге могут ввести невозвратные тарифы. О том, что представляет собой новая норма и как уберечь законодателей от ошибок, допущенных при внедрении подобной меры в авиации, рассуждают эксперты.

На железной дороге могут ввести невозвратные тарифы. Сейчас законопроект, внесенный в Госдуму федеральным правительством, готовится ко второму чтению. Предполагается, что цены на билеты, которые нельзя вернуть, будут ниже. Так ли это? Насколько велика будет скидка на «невозврат»? И кто, собственно, останется в плюсе: пассажиры или перевозчик? О том, что представляет собой новая норма и как уберечь законодателей от ошибок, допущенных при внедрении подобной меры в авиации, рассуждают эксперты.

Последние несколько лет Федеральная пассажирская компания стала все чаще перенимать приемы авиации, показавшие себя успешными на практике. Больше года назад так было с динамическим ценообразованием. Теперь — с невозвратными билетами. Год назад Госдума разрешила ввести невозвратные тарифы в авиации. 24 марта в первом чтении парламентарии приняли аналогичный закон для железной дороги.

За 2014 год по инфраструктуре РЖД теми компаниями, которые участвуют в перевозках, было перевезено более 1 млрд пассажиров. Из них 104 млн - в дальнем сообщении. Это та категория, которую затронет предлагаемая норма.

Как отметил зампредседателя комитета Госдумы по транспорту Александр Старовойтов, по статистике, в авиации порядка 10% билетов пассажиры сдают. Очевидно, что перевозчики теряют на этом сотни миллионов рублей, и, как любая коммерческая структура, чтобы не остаться в убытке, перераспределяют нагрузку на остальных пассажиров.

Внедрение невозвратных тарифов в авиации в свое время объясняли желанием сделать перелеты доступнее. «Я специально посмотрел стоимость перелета Москва-Астрахань, поскольку курирую Астраханскую область и часто туда летаю. Раньше самый дешевый билет стоил порядка 6 тыс. рублей. Сейчас в Астрахань и обратно — порядка 9,5 тыс. рублей «Аэрофлотом», и чуть более 7 тыс. рублей - «Трансаэро». Очевидно, что полеты стали дешевле. Мы считаем, что нужно пойти на такие шаги и в отношении РЖД, если это сделает перевозки доступнее», - заявил Старовойтов.

Однако по цифрам конкретики пока нет: законодателям не до конца понятен сам механизм формирования тарифов, а, соответственно, то, каким образом и насколько они будут снижены. «Стоимость билета варьируется по датам. Существует программа, которая отслеживает загрузку и формирует итоговую сумму», - пояснил парламентарий.

«Думаю, что невозвратные билеты станут дешевле на 20%, что сделает дальние поездки доступнее для пассажиров», - добавил Старовойтов.

Депутат предложил в ближайшие месяц-два после вступления нормы в силу проанализировать ее действие. «Если снижение цен окажется профанацией, целесообразно будет поднять вопрос о том, чтобы вернуть все на круги своя», - подчеркнул Старовойтов.

Пассажирские организации встретили инициативу весьма настороженно. «В свое время воздушные перевозчики уверяли нас, что внедрение новых тарифов позволит существенно снизить стоимость билетов. Правда это или нет, до сих пор сказать невозможно», - разводит руками председатель МОО «Союз защиты прав пассажиров» Кирилл Янков.

Дело в том, что никто из перевозчиков не отчитывается (и не обязан этого делать - Янков) по тарифам, по которым фактически были проданы билеты. Без этих данных провести аналитику и сказать, на самом ли деле летать стало дешевле или компании просто объявили самые дешевые тарифы невозвратными, сказать невозможно, пояснил эксперт. Сделать выводы об этом граждане могут только по личным ощущениям.

Янков опасается, что с железной дорогой будет то же самое. «Если Госдума примет решение, но при этом не обяжет РЖД публиковать или, по крайней мере, делать доступной статистику о фактически примененных тарифах, мы опять ничего не узнаем», - предрекает он.

Член комитета по транспорту Госдумы Олег Нилов также отнесся к предложению правительства скептически. «В документе нет главного - гарантии того, что это реально приведет к снижению стоимости», - отметил парламентарий. В ходе рассмотрения документа Нилов внес поправку. Направлена она на то, чтобы через институт невозврата гарантировать, сколько в рублях/процентах будет составлять это снижение. «Если скидка будет меньше 20%, принимать норму бессмысленно, поскольку выгода невелика, а право на возврат денег при срыве поездки теряется», - аргументировал депутат.

Таким образом, по мнению Нилова, если вопрос снижения стоимости будет отдан на откуп РЖД, то ни к какому существенному результату это не приведет.

В любом случае, чтобы закон заработал, потребуется принять еще рад подзаконных актов, где вопрос снижения стоимости может быть учтен, заметил в свою очередь первый вице-президент Национального Союза железнодорожников России Сергей Шутюк. «Госдума не регулирует тарифы - она предоставляет правовую норму. Стоимость на том или ином маршруте будут определять Федеральная пассажирская компания или Федеральная служба по тарифам», - заметил эксперт.

Почему это выгодно перевозчику? Продажа билетов ниже установленной стоимости — это, конечно, потеря для компании. Но если пассажир купил билет заранее — сегодня сделать это можно за 60 дней, значит, деньги перевозчику он уже перечислил. А вот поедет он или нет, с невозвратными билетами - это уже его трудности, обратил внимание Шутюк.

«На прошедшей недавно коллегии в Минтрансе чиновники отмечали общий рост пассажирских перевозок на 3,4%. Наряду с этим число пассажиров, перевезенных железнодорожным транспортом, существенно сократилось. Значит, железной дороге пассажиры предпочитают другие виды перевозок», - вывел эксперт.

В таких условиях задача перевозчика — вернуть пассажиров. Невозвратные билеты — одна из мер.

В своем нынешнем положении железнодорожники вряд ли станут задирать цены на билеты, которые можно вернуть, чтобы усилить контраст с «дешевым» невозвратом, считает собеседник агентства. «Если цены на билеты возрастут, пассажиры уйдут в авиационный и автомобильный сектор. Недавно, кстати, на юге Москвы открыли новый автовокзал. Правительство города создает благоприятные условия для междугородних автобусов. Соответственно, железнодорожникам приходится думать о конкурентоспособности перевозок. Поднимать цены будет себе во вред», - полагает Шутюк.

Во внедрении невозвратных билетов эксперт видит некий элемент хитрости. «Скорее всего, невозвратные билеты будут брать в плацкартные вагоны. Стоимость билетов здесь регулирует федеральная служба по тарифам. Она же должна компенсировать выпадающие доходы. Фактически, в плацкартных вагонах, на сколько бы ни снизила стоимость РЖД, свое компания все равно получит из федерального бюджета. Это больше не экономическая норма, а PR», - резюмировал он.

В любом случае перевозчики в убытке не останутся. Но если билеты все же подешевеют, пассажиры также будут в плюсе.

Анна Семенец