Posted 16 апреля 2015,, 09:14

Published 16 апреля 2015,, 09:14

Modified 31 марта, 08:30

Updated 31 марта, 08:30

Умеренная милость

16 апреля 2015, 09:14
Проект амнистии, приуроченной к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне, будет утвержден Госдумой до майских праздников. Однако правозащитники, считая документ недоработанным, намерены добиться более широкой амнистии.

Проект амнистии, приуроченной к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне, будет утвержден Госдумой до майских праздников. По словам главы комитета нижней палаты парламента по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Павла Крашенинникова, первое чтение документ пройдет уже в начале следующей недели – вслед за одобрением профильного комитета. Парламентарий также сообщил, что в этот раз в проект амнистии включены новые группы осужденных, ранее в подобных документах не фигурировавшие. Однако опрошенные «Росбалтом» правозащитники считают документ недоработанным. Они намерены добиться более широкой амнистии.

Проект постановления «Об амнистии в связи с 70-летием победы в Великой Отечественной войне» был внесен в Госдуму президентом России в начале апреля. Документ предполагает, что наказание будет аннулировано для 60 тыс. заключенных и 200 тыс. условно осужденных. По словам руководителя комитета нижней палаты парламента по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Павла Крашенинникова, амнистировать предполагается традиционно подпадающих под действие подобных актов ветеранов различных боевых действий (от Афганистана до Северного Кавказа), несовершеннолетних преступников, «чернобыльцев», матерей-одиночек и беременных женщин, инвалидов и онкобольных, а также мелких и средних уголовников, осужденных впервые.

Сообщил депутат и о нововведениях документа. Они затрагивают отцов-одиночек, а также мужчин, имеющих на иждивении несовершеннолетних детей-инвалидов. Кроме того, возрастной порог амнистии будет понижен с пенсионного возраста до 55 лет – для мужчин и 50 – для женщин (всех, кто старше, планируется освободить). Неизменный остается пункт о степени тяжести преступления: согласно документу, амнистия для преступников, осужденных по тяжким и особо тяжким статьям, не предусмотрена.

К примеру, виновников дорожных аварий с летальным исходом освобождать не планируется – как и тех, кто совершил ДТП в состоянии опьянения.

Однако и здесь есть оговорки. Как отметил Павел Крашенинников, исключение могут составить малолетние уголовники, а также те, кто, совершив преступление по неосторожности, полностью возместил нанесенный потерпевшему вред. Досрочное освобождение документ предполагает для тех заключенных, которым осталось отбывать наказание менее года – это последнее новшество проекта. По словам парламентария, оно распространится «на большое количество лиц».

Заострил внимание глава комитета по законодательству на ожидаемом количестве амнистируемых. По его словам, число 260 тыс. обусловлено статистикой Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН), тогда как точных данных по возбужденным уголовным делам нет, поскольку это «текучка». Если учесть «текучку» МВД и Следственного комитета, то круг тех, кого коснется амнистия, расширится до 400 тыс. человек.

Павел Крашенинников напомнил, что срок проведения амнистии составляет шесть месяцев с момента публикации документа. «У многих создается впечатление, что амнистия продлится шесть месяцев и все. Так вот, это срок, в который чиновники должны исполнить этот документ. Если по истечении шести месяцев вдруг обнаружится, что тот или иной гражданин совершил преступление до публикования амнистии и подпадает под амнистию, то конечно его амнистируют», – подчеркнул он.

Депутат уверен: серьезных изменений документ в ходе рассмотрения в Госдуме не претерпит, возможны лишь «юрико-технические корректировки». При этом самого Крашенинникова вызывает вопрос пункт об освобождении матерей- и отцов-одиночек: «У меня вызывает вопрос пункт по поводу одиноких мужчин и женщин, имеющих детей и детей-инвалидов. Что если они сами преступления совершили против них? Наверное, надо такие оговорки делать».

Роста криминогенной обстановки после объявления амнистии депутат не ожидает. По его данным, возвращаются в тюрьмы лишь 3-5% амнистированных, тогда как по окончании полного срока этот показатель колеблется около 30%.

«Изменения криминогенной обстановки не ожидается, потому что выйдут люди в основной своей массе не общественно опасные. Они вернутся в семьи, в общество, в государство», – резюмировал Крашенинников.

По его словам, уже в грядущий понедельник, 20 апреля, проект амнистии будет рассмотрен профильным комитетом, а на следующий день состоится первое чтение.

Руководитель правозащитного проекта GULAGU.net Владимир Осечкин одобряет нововведения в проекте амнистии, считая их проявлением гуманизма со стороны государства. Однако он убежден, что круг лиц, подпадающих под действие документа, недостаточно широк: амнистия, по его мнению, должна в большей степени затрагивать предпринимателей. «Несмотря на задекларированную амнистию для предпринимателей, из мест лишения свободы вышли единицы, – полагает он. – Основное количество предпринимателей, которые были осуждены по заказным уголовным делам, либо из-за несовершенства законодательства, либо из-за того, что они действительно осуществили какие-то промахи и ошибки в коммерческой деятельности и при этом столкнулись с более сильным конкурентом, остается в местах лишения свободы».

Отсутствие в проекте амнистии отдельного пункта о предпринимателях правозащитник объясняет давлением силовиков, принявших участие в разработке документа. «Амнистия капитала возможна только тогда, когда капиталы будут амнистированы вместе с владельцем. А если предприниматели, которые уехали из страны под давлением, из-за заказных уголовных дел, будут понимать, что по экономическому блоку статей никакой амнистии нет, то вряд ли они будут возвращаться в Россию и возвращать свои капиталы. Каждый предприниматель прекрасно понимает, что на него всегда можно найти любое заказное дело», – говорит Владимир Осечкин.

Он также указывает на пункт в проекте постановления «О порядке применения амнистии», согласно которому впервые в список исполнителей включена ФСИН. По словам правозащитника, документ предполагает отмену амнистии для «злостных нарушителей» правил внутреннего распорядка исправительных учреждений. «Злостным нарушителем может быть любое лицо, которое совершило дважды одно и то же нарушение: не поздоровался с начальником колонии, была не застегнута пуговица, не выполнил зарядку», – поясняет господин Осечкин. Он опасается, что эта норма приведет к обострению конфликтов между сотрудниками колоний и заключенными, а также к росту коррупции, связанной с «продажей амнистии».

Впрочем, руководитель проекта GULAGU.net рассчитывает, что во втором чтении депутаты «учтут и скорректируют» пробелы и недочеты проекта амнистии.

Между тем президентский Совет по правам человека (СПЧ) уже направил в Госдуму свои поправки в документ. Как сообщил «Росбалту» председатель комиссии по содействию ОНК и реформы пенитенциарной системы Совета Андрей Бабушкин, адресатами перечня из 50 пунктов стали спикер нижней палаты парламента Сергей Нарышкин и глава комитета по законодательству Павел Крашенинников. «Мы считаем, что должна быть широкая амнистия, направленная на создание условий для реформирования уголовно-исправительной системы», – отметил правозащитник.

Помимо прочего, СПЧ предлагает освободить от наказания впервые осужденных на срок до трех лет включительно, а также тех, кто был приговорен к пятилетнему (и меньше) сроку за впервые совершенные умышленные и неумышленные преступления. Кроме того, предлагается амнистировать тех, кого потерпевшие просили не лишать свободы, а также наказанных за административные правонарушения (например, ДТП и т.п.) лиц, которые до принятия настоящего постановления, совершили административное правонарушение и были осуждены к штрафу или административному аресту.

Включает документ и предложение сократить вдвое срок лишения специального права либо запрета заниматься определенной деятельностью лицам, которым данные административные меры были назначены за административное правонарушение, совершенное до принятия настоящего постановления.

«Это довольно таки большой круг лиц, к которым мы предлагаем установить более позитивный режим амнистирования», – резюмирует Андрей Бабушкин. Примечательно, что в этом варианте под амнистию, вероятно, попал бы и ряд широко известных осужденных.

Денис Гольдман