Posted 14 мая 2015,, 06:01

Published 14 мая 2015,, 06:01

Modified 31 марта, 08:07

Updated 31 марта, 08:07

Положительный Навальный

14 мая 2015, 06:01
Люблинский районный суд Москвы в очередной раз отказался удовлетворить ходатайство ФСИН о замене оппозиционеру условного срока по "делу "Кировлеса" на реальный. Вместе с тем судья увеличила испытательный срок политику на три месяца.

Люблинский районный суд Москвы в очередной раз отказался удовлетворить ходатайство ФСИН о замене оппозиционеру Алексею Навальному условного срока по "делу "Кировлеса" на реальный. Вместе с тем судья увеличила испытательный срок политику на три месяца, чтобы предупредить последующие нарушения с его стороны. Сам Навальный заявил, что, несмотря на судебные процессы, продолжит подготовку сил объединенной демократической коалиции к ближайшим региональным выборам.

«Навальный... Это судья такой, что ли, известный у нас?" - раздраженно буркнул при входе в Люблинский районный суд Москвы секретарь очередного процесса с участием оппозиционера – мужчина средних лет в голубой рубашке. Его смутило, что в очереди перед ним – прежде, чем подать приставам паспорт для прохода в здание, – раз за разом вместо судейской фамилии или номера нужного зала звучало односложное "К Навальному".

В ответ шедший впереди пенсионер в коричневом замшевом пиджаке устало проговорил: "Ну, а почему бы и нет..." - и прошмыгнул через рамки металлодетектора.

В суде, предугадав большой ажиотаж вокруг рассмотрения претензий ФСИН на изменение наказания для Алексея Навального по "делу Кировлеса" с условного срока на реальный, обеспечили прямую видеотрансляцию процесса. Однако выделять под это отдельную комнату не решились: телевизор и деревянные скамейки со спинками поставили прямо в узком коридоре перед дверьми.

Фотографов и операторов скопом запустили в зал для двухминутной протокольной съемки еще до того, как там появились участники процесса. «Что они там будут, лавки снимать? Их и здесь поснимать можно – шутил соратник Навального Николай Ляскин, кивая в сторону импровизированного зрительского зала напротив экрана. Остальные корреспонденты, как и сторонники оппозиционера, нехотя жались к стенам.

Наконец в коридоре показался улыбчивый виновник журналистской суеты. Его появление пресс-секретари суда анонсировали пронзительным криком «Не снимаем в коридоре, не фотографируем!». Реагируя на знакомые лица приветствием, Навальный спешно проследовал в зал вместе с супругой – налегке. Хотя за полчаса до того он оставил в твиттере ссылку на свою фотографию с огромной, пухлой походной сумкой на плече, снабдив ее комментарием «С пакетиком». «Здороваться-то можно хоть?» – иронично поинтересовался у приставов один из знакомых политика. «Только на английском языке», – соответствующе отозвались в коридоре.

Обращение ФСИН с просьбой изменить Навальному условный срок на реальный рассматривалось Люблинским судом уже второй раз: в начале мая заседание было перенесено из-за особенностей ее взаимодействия с Почтой России. Повестка в суд долгое время не могла добраться до оппозиционера: ФСИН не известила организацию об отмене домашнего ареста с 17 февраля, соответственно, вся корреспонденция, достигнув почтовых отделений, возвращалась автору.

Если оставаться в парадигме характеристик российского почтового гиганта, то следующая весть, всколыхнувшая желающих попасть в зал суда, распространилась по коридору просто молниеносно: оказалось, на подходе к зданию Навального атаковал корреспондент телеканала НТВ. По свидетельству оказавшихся рядом журналистов, юный репортер приветствовал оппозиционера истошным воплем «Зачем вы встречались с венгерским послом?!» – под откровенный гогот коллег. «Венгрия? Что? Какую еще страну можно придумать? Болгарию, может?» – недоумевал Николай Ляскин. К слову, автор непонятного вопроса так и не зашел в здание, скромно расположившись на скамеечке во внутреннем дворике.

В начале процесса молодая блондинка, представлявшая ФСИН, озвучила ключевые претензии уголовно-исполнительной инспекции. Она настаивала на необходимости заменить условный срок в пять лет по делу «Кировлеса» на аналогичное по продолжительности заключение в колонии, так как оппозиционер совершил два административных правонарушения менее чем за год. В феврале прошлого года политик был осужден на семь суток за участие в несогласованной акции в поддержку фигурантов «болотного дела», а 15 февраля нынешнего – получил 15 суток ареста за раздачу в метро агитационных листовок с призывом к участию в оппозиционном марше «Весна». Таким образом, по мнению ФСИН, Навальный нарушил порядок условного наказания.

«Хорошо, на каком основании вы просите отменить постановление суда?» – спокойно уточнила после выступления девушки в серой форме судья Оксана Зарецкая. Ее собеседница замешкалась и, выдержав паузу, неуверенно ответила: «В связи с систематическим нарушением... Общественного порядка». «А почему домашний арест не просите?» – неожиданно поинтересовалась судья. Светловолосая сотрудница ФСИН, окончательно растерявшись, начала было: «Под домашним арестом Навальный находился...» – но тут Оксана Зарецкая вставила вопрос о том, как упоминание этого ареста относится к рассматриваемому делу. Диалог все больше походил на сложный и бессмысленный экзамен. Необходимые для прояснения жалобы подробности судья с трудом вытягивала из собеседницы. В конечном итоге со всем сказанным Зарецкой сотрудница ФСИН согласилась: «Получается, что так...»

«Неоднократно проводились беседы. Алексей Анатольевич приходит в инспекцию, с ним беседуешь, он вроде положительно реагирует на все это. Но не успеет от выйти из инспекции, как начинаются задержания сотрудниками полиции», – посетовала под конец девушка в сером.

Прокурор, занимавший место слева от нее, казался еще моложе – на вид не больше 25 лет. Скромно приподнявшись над столом, он согласился со всеми доводами коллеги и также попросил суд изменить наказание.

«Я недоумеваю, как же так получилось. Если я такой положительный, приходил на беседы, положительно реагировал, так может быть есть связь между моей положительностью и арестами? Может меня и полиция задерживала потому, что я положительный!» – горячо начал свое выступление Алексей Навальный, основной пафос которого свелся к тому, что бесконечные просьбы ФСИН ужесточить наказание с условного на реальное откровенно непонятны.

По словам политика, они направлены на то, чтобы помешать его работе, а также на «мониторинг общественного мнения на предмет посадки Навального». «Если раньше меня обвиняли в том, что я совершаю уголовные преступления, а сейчас всего лишь административные, значит, я встал на путь исправления! Если раньше я, по мнению судов все себе брал, то сейчас я листовки раздаю людям, поэтому мне ФСИН должен благодарность объявить», – пошутил он в завершение, сразу попросив прощения за «то, что сейчас паясничаю».

Адвокат политика Ольга Михайлова указала на прописанные в приговоре кировского суда обязанности осужденного: не менять место жительства без уведомления ФСИН и дважды в месяц являться в инспекцию. По ее словам, оба этих условия Навальный выполнил. Также юрист сообщила о том, что Европейский суд по правам человека принял в рассмотрение жалобу на арест политика 24 февраля прошлого года.

Адвокат Вадим Прохоров, в свою очередь, отметил, что в обращении уголовно-исполнительной инспекции множество фактических недочетов. Кроме того, по его мнению, у службы есть «более мягкие меры воздействия на Навального: например, попросить еще раз продлить испытательный срок».

Выслушав позиции сторон менее чем за 20 минут, судья Зарецкая скрылась в совещательной комнате.

Во время перерыва пресс-секретарь Люблинского суда инструктировал журналистов: «Так! Заканчивается оглашение и Навальный остается – в любом случае. Выходит он сам или не сам – сами все внизу увидите. Комментарии - возле суда!»

Один из репортеров попытался сфотографировать оппозиционера на смартфон, однако все тот же пресс-секретарь ее одернул, напомнив о правилах аккредитации в суде. «А вот я могу. Это моя, пожалуй, единственная привилегия – бодро сказал Навальный и, развернувшись к ощетинившемуся телевизионными микрофонами-удочками редуту спиной, сделал селфи на их фоне.

Итоговое решение суда не удивило никого из собравшихся: «Суд не находит достаточно оснований полагать, что наказание необходимо изменить». Однако испытательный срок приговора все же продлен на три месяца.

«Очередной раунд мониторинга общественного мнения считаю успешным! Встретимся через месяц!» – воскликнул Алексей Навальный, игнорируя активный протест пресс-секретаря, когда судья удостоверилась в том, что вердикт понят обеими сторонами процесса.

На выходе из здания Люблинского суда политик заявил, что подобные судебные процессы никак не повлияют на его участие в подготовке объединенной демократической коалиции к ближайшим региональным выборам. «У меня нет сомнений, что это продолжающееся тестирование общественного мнения. Бесконечные суды, которые уже надоели, бесконечные вопросы, над которыми уже смеются, – посадят Навального в этот раз или нет. Я не устану говорить это: мы не сдадимся и продолжим нашу работу», – резюмировал Навальный.

Денис Гольдман