Posted 20 мая 2015,, 10:30

Published 20 мая 2015,, 10:30

Modified 31 марта, 08:02

Updated 31 марта, 08:02

Тарифам на ЖКХ предписан баланс

20 мая 2015, 10:30
С 1 июля москвичей ждет очередное повышение стоимости услуг ЖКХ. При этом городские власти намерены уравнять в обязанностях собственников и москвичей, проживающих в городских квартирах по договорам социального найма.

С 1 июля москвичей ждет очередное повышение тарифов на услуги ЖКХ. В среднем, коммунальные услуги подорожают на 10%, жилищные — на 11%. При этом городские власти намерены уравнять в обязанностях собственников и москвичей, проживающих в городских квартирах по договорам социального найма. О том, как это будет сделано, и кого повышение тарифов не коснется, рассказал глава департамента экономической политики и развития Москвы Максим Решетников.

Грядущий рост тарифов на коммунальные услуги будет ниже ожидаемого среднегодового уровня инфляции — 16,6% - в полтора раза, заявил чиновник. «В прошлом году город впервые пошел на такой шаг. В этом году мэром была поставлена та же задача», - заметил он.

Решетников пояснил: 10% - средний показатель. Так, тарифы на отопление возрастут на 13%, на холодную воду и водоотведение - 5,9%, на горячую - на 11,5%, на газ - на 7,5%, электроэнергию - 7,5-13,7%.

Если говорить о конкретных цифрах, то для стандартной «трешки», в которой проживает семья из трех человек, с 1 июля рост платежа по нормативу за коммунальные и жилищные услуги составит 600 рублей. Без учета капремонта.

При этом глава ведомства подчеркнул, что тарифы и реальные платежи не всегда одно и то же. «Размер платежа определяется не только тарифом, но и объемом потребляемых услуг», - заметил он.

За последние годы органы власти приложили немало усилий, чтобы москвичи получили возможность управлять объемами потребления и оплачивать только то, что они действительно потребили. Так, сегодня почти все многоквартирные дома имеют общедомовые счетчики и на воду, и на тепло, более 80% квартир оборудованы приборами индивидуального учета холодной и горячей воды, тогда как еще в 2010 году таких было немногим более половины. В результате этих изменений объем холодной и горячей воды, который выставляется к оплате жителями города, за последние пять лет сократился более чем на 20%.

Более того, в собственность города перешли общедомовые счетчики тепла и горячей воды. «Раньше ими владели водоснабжающие организации, и далеко не всегда москвичи были уверены, что выставленный счет соответствует реальному объему потребленных ресурсов», - обратил внимание Решетников.

Конечно, каждая семья имеет свою структуру потребления ресурсов. На итоговую сумму в платежке влияет и то, в какое время суток идет основной расход электроэнергии, и то, по какой схеме она оплачивается, установлены ли счетчики на воду.

«Важно, что городским законодательством установлен предельный темп роста платежей. Если рост платежа на коммунальные услуги превысит 10%, москвич имеет право претендовать на субсидию», - подчеркнул чиновник.

Порядок начисления и выплаты таких субсидий городом утвержден. Он станет дополнительным механизмом социальной защиты москвичей.

«Субсидия не зависит от дохода семьи. Это дополнительный стабилизатор, который предохраняет от роста тарифов», - подчеркнул глава ведомства.

Стоимость жилищных услуг вырастет с 1 июля в среднем на 11%, что также ниже ожидаемого уровня инфляции.

Традиционно при принятии тарифных решений проводится детальный анализ того, насколько социально уязвимые категории москвичей - пенсионеры, инвалиды, малоимущие - защищены от негативных последствий пересмотра тарифов. «На цели, связанные с субсидиями, дотациями и работами в сфере ЖКХ городом на текущий год выделяется более 90 млрд рублей. Иными словами, город оплачивает каждый третий рубль от всех расходов, связанных с оказанием услуг ЖКХ. Москва предоставляет субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг для более чем полумиллиона московских семей. Это те семьи, у которых, по московским стандартам, недостаточно доходов для оплаты коммунальных услуг. При этом сам по себе московский стандарт обеспечивает максимальную социальную защиту. Москвичам предоставляются субсидии в случае, если расходы семьи на услуги ЖКХ превышают 10% семейного бюджета, в то время как федеральный стандарт, который применяется в большинстве регионов, установил порог в 22%», - подчеркнул Решетников.

По его словам, средний размер такой субсидии на семью составляет более 1,4 тыс. человек в месяц. Бюджет выделяет на это более 30 млрд рублей в год.

Также за счет бюджета льготами по оплате услуг ЖКХ пользуются около 3,5 млн человек. Для различных категорий льготников размер скидки по оплате услуг ЖКХ составляет от 30% до 100%, что обходится столице в 28 млрд рублей в год.

«Каждый третий житель города пользуется мерами социальной поддержки - льготами или субсидиями - при оплате коммунальных услуг. Важно, что помимо льгот, за счет бюджета также финансируется содержание и благоустройство дворовых территорий, диспетчерских служб и многое другое. Кроме того, городом датируется тариф на горячую воду и отопление, а также цены на содержание и текущий ремонт жилых помещений», - обратил внимание чиновник.

При этом он подчеркнул, что сегодня назрела необходимость изменений в сфере платы за помещение занимаемых по договорам соцнайма. Таких квартир - 13% от всего жилого фонда. «Для всех без исключения социальных нанимателей сейчас действует средняя ставка: 2,64 рублей за 1 квадрат в месяц. Но то, что мы сегодня называем социальным наймом, в подавляющем большинстве случаев - недоприватизированное жилье. С момента получения соцжилья ситуация изменилась: поменялся состав жильцов в этих квартирах, и численность, и социальный статус. При этом, по уровню прав, соцнайм - та же собственность, тогда как по уровню обязанностей ситуация кардинально различается», - обратил внимание глава ведомства.

Он пояснил: наниматели могут наследовать жилье, прописав детей в договоре, могут доприватизировать и продать. При этом объем обязанностей у них в разы меньше. «Это несправедливо по отношению к тем, кто приватизировал жилье, взял на себя определенные обязательства, платит взносы на капремонт», - считает чиновник.

Принято решение шаг за шагом эту ситуацию выравнивать. Изначально главой ведомства было предложено установить для социальных нанимателей планку в 60 рублей за квадратный метр. По словам Решетникова, это позволило бы поставить москвичей в равные условия. Однако мэр Москвы Сергей Собянин посчитал иначе. «В этих квартирах проживают разные категории граждан и «обоснованный» тариф для некоторых может оказаться неподъемным. Цифру нужно уменьшить втрое и вводить поэтапно, в течение трех лет. Кроме того, нужно учесть всех льготников, чтобы им не начислялся дополнительный платеж по соцнайму», - распорядился градоначальник.

Кроме того, если граждане получают субсидии, нет никакого смысла выставлять дополнительный платеж, заметил он. Так, для льготников, проживающих в квартирах по договорам социального найма, ситуация не изменится. Для остальных плата за услуги ЖКХ возрастет до 20 рублей за квардартный метр в месяц, но возрастет не сразу, а поэтапно: с 1 июля они будут платить по 9 рублей за «квадрат», через год сумма возрастет до 15 рублей, через два — до 21 рубля.

Помимо прочего, столичные власти подготовили стандарт стоимости жилищно-коммунальных услуг для собственников и нанимателей жилых помещений, который будет использоваться при расчете субсидий. Применяться стандарт будет одновременно с новыми тарифами — с 1 июля.

Субсидии получат все москвичи, у которых расходы на услуги ЖКХ превышают 10% совокупного семейного дохода. Причем, с этого года предусмотрено два стандарта: первый из них включает капремонт, второй — нет.

«Применительно к семье из трех человек, которая платит взносы за капремонт, это означает, что если совокупный доход не превысит 80 тыс. рублей, семья уже может претендовать на субсидии», - пояснил чиновник.

Градоначальник, в свою очередь, поручил Мосжилинспекции и департаменту ЖКХ мониторить рост цен, реагировать на «неадекватные скачки» и запрещать управляющим компаниям взимать такого рода платежи.

Анна Семенец