Posted 28 мая 2015,, 13:20

Published 28 мая 2015,, 13:20

Modified 31 марта, 07:54

Updated 31 марта, 07:54

Турбизнес в кризис: шанс упасть или подняться

28 мая 2015, 13:20
О том, куда поедут российские туристы этим летом, а также воспользуются ли власти и турфирмы возможностью для возрождения отрасли, рассуждает исполнительный директор Ассоциации туроператоров России Майя Ломидзе.

Россияне, привыкшие к европейским морским курортам, в этом сезоне скорее останутся дома, чем поедут на российский юг: курорта, сопоставимого с европейским по атмосфере отдыха, в стране просто нет. Другое дело — «экскурсионка». Уже сегодня сложились как бренд Ярославль, Казань. Близки к этому Псков, Самара, Выборг, не говоря о двух столицах. Трудности в экономике — наш шанс для развития внутреннего туризма. Воспользуемся ли? Об этом корреспондент «Росбалта» спросила исполнительного директора Ассоциации туроператоров России Майю Ломидзе.

- Как изменилась ситуация на туристическом рынке с начала сезона?

- Спрос на выездной туризм снижается. И хотя укрепление рубля способствовало оживлению продаж, по большинству направлений, в основном европейских, показатели все равно ниже, чем в прошлом году.

- Произошла ли та переориентация на внутренний туризм, о которой так много говорят сейчас?

- Кто-то, безусловно, вынужден был отказать себе в привычном отдыхе и сменить направление, но люди, которые традиционно отдыхали на море в Европе, скорее всего, никуда не поедут. Сколько их, можно будет оценить только в конце сезона. В этом году очень сложно строить долгосрочные прогнозы. Если раньше уже в конце марта мы могли сказать, каким будет лето, то сейчас туры бронируются только на месяц-полтора вперед. Спрос можно оценивать лишь приблизительно: спрос на европейские направления упал на 30%, Турция — предположительно, не более чем на 5%, Египет — до 10%.

- Но есть ведь и те, кому не по карману заграничные пляжи. Каковы их предпочтения?

- Действительно, на внутреннем рынке спрос увеличился на 25%. На первом месте, безусловно, Краснодарский край. Пока лидирует Сочи. На втором месте Крым. За ними - Санкт-Петербург, Казань, Москва, Алтайский край.

- Появились какие-то новые, неожиданные направления?

- Все ровно так же, как было в предыдущие годы. О выходе на рынок нового продукта, новых регионов говорить не приходится.

- Казалось бы, происходящее в стране - шанс для развития внутреннего туризма...

- Определенно! Есть пристальное внимание к внутреннему туризму.

- Со стороны властей?

- В том числе, властей, и на всех уровнях. Раньше туризм вообще не рассматривался как отрасль экономики, регионы попросту не задумывались, что туризм — как внутренний, так и въездной — может стать хорошим источником дохода. Сегодня все иначе. Такого пристального внимания во всех смыслах и на всех уровнях к этой сфере никогда не было. Конечно, это шанс для регионов способствовать развитию отрасли у себя. Насколько он будет использован, мы сможем оценить накануне следующего сезона. Но уже сейчас ясно, что ключевую роль будет играть не столько популяризация, сколько соотношение цена-качество. Сервис на местах, удовлетворенность отдыхом и хорошие воспоминания — залог того, что турист вернется. Насколько это удалось сделать внутри страны, мы оценим только накануне следующего сезона.

- Можно ли говорить о том, что бизнес принял вызов?

- Ощутима активизация: налаживаются контакты, на внутренний рынок вышли крупные операторы, которые раньше занимались только выездным туризмом — это показатель. Конкуренция вынуждает снижать цены, что только на руку потребителю. Таким образом, в гонке по критерию «цена-качество» у нас все шансы на победу.

- Люди, привыкшие ездить в Европу, в Крым вряд ли соберутся — не тот уровень отдыха. Что им предложить в России?

- Единственный регион, который более или менее приближен к ожиданию такого рода туристов — это Сочи. Олимпиада, тренинги, работа, которая была проведена накануне — все это не прошло даром. Но это все равно не Сицилия, не Майорка: другая природа, другая атмосфера отдыха. Пока курорта, сопоставимого именно по атмосфере, у нас нет. Нельзя сказать, что Сочи не стремится к этому, но, думаю, что у этого курорта свой потребитель. Подстраиваться под «европейскую» категорию, может быть, не имеет смысла.

Однако другая ситуация в экскурсионном туризме. Люди, которые раньше ездили в экскурсионные поездки в Европу, теперь открывают для себя российские города, такие как Ярославль, Казань. Какая-то часть «европейских» туристов, действительно переориентировалась на российскую «экскурсионку».

- Ярославль, Казань... У них сегодня нет конкурентов?

- Практически у любого города есть потенциал для развития: Псков, Самара, Выборг, на Урале - Екатеринбург. Он хоть и не ассоциируется с экскурсионным отдыхом, но связан с семьей Романовых и мог бы быть интересен для семейных поездок.

- Чья эта задача – "раскручивать" все это: бизнеса или региона?

- Совместно власти и бизнеса. Образно говоря, задача отраслевой администрации региона или федеральной администрации - проложить дорогу, а дальше бизнес уже высаживает кустики, ставит скамеечки. Первая подача должна быть за администрацией. Продвижение города, края — серьезные деньги, большая работа, которую одна крупная туристическая компания, и даже несколько компаний не в состоянии потянуть.

Беседовала Анна Семенец