Posted 16 июня 2015,, 14:45

Published 16 июня 2015,, 14:45

Modified 31 марта, 07:37

Updated 31 марта, 07:37

Школа под колпаком или педагогическая импотенция?

16 июня 2015, 14:45
Приставы, штрафы за прогулы и возвращение воспитательных колоний для несовершеннолетних: депутаты трех фракций Госдумы выступили с инициативами, которые, по мнению авторов, позволят навести в школах порядок.

Приставы, штрафы за прогулы и возвращение воспитательных колоний для несовершеннолетних: депутаты трех оппозиционных фракций Госдумы выступили с многообещающими инициативами, которые, по мнению авторов, позволят навести в школах порядок.

Десятиклассник устроил стрельбу в московской школе. В Калининграде школьницы избили сверстницу и сняли все это на видео. В Тюмени девятиклассница собрала группу подростков, которые избивали и грабили детей, а девочек насиловали. Истории эти множатся и ужасают своей жестокостью. А сколько тех, что так и остались «за кадром»?

Рецептами борьбы с подростковой жестокостью делятся депутаты Госдумы. КПРФ, например, предлагает штрафовать родителей за прогулы их чадами школьных занятий — по пять тыс. рублей, и за правонарушения — по десять.

Что касается пропусков, как рассказал «Росбалту» глава юридической службы фракции Вадим Соловьев, санкции могут наступить, если школьник прогуливает до трети занятий в месяц. Причем, речь идет именно о систематических пропусках.

«Протокол должен иметь право составить прокурор, начальник полиции и директор школы по согласованию с педсоветом, чтобы исключить субъективизм», - заметил собеседник агентства.

Он обратил внимание, что сегодня действует положение о лишении родительских прав в судебном порядке, когда родители не выполняют свои обязанности. До этого никакого воздействия на родителей ни со стороны школы, ни со стороны правоохранителей, в сущности, не ведется. Нет промежуточного этапа, который, по мнению Соловьева, стоит ввести: сначала предупреждение, потом штрафы, и только после - лишение прав.

Кроме того, коммунисты намерены ввести службу школьных приставов (название условное – «Росбалт»). Сейчас школы охраняют ЧОП, однако, как показала прошлогодняя история со стрельбой, частные охранники не подготовлены к такой серьезной работе, заметил глава юрслужбы КПРФ.

«Как правило, это военные отставники, многие уже в возрасте и не обладают специальной подготовкой. Наша идея заключается в том, чтобы создать государственную охранную службу, которая подчинялась бы не директору школу, а выходила бы на районные и региональные управления образования», - пояснил он.

Сотрудник такой службы — пристав ли, агент безопасности — должен, с одной стороны, обеспечивать охрану школы - объекта, а с другой — следить за внутренней безопасностью, обо всех случаях насилия и агрессии докладывая «наверх».

«К сожалению, сегодня, находясь в рыночных условиях, когда родители могут выбирать, где учиться детям, обеспечивая школам финансирование, директора заинтересованы в том, чтобы такие факты скрывать. Нужен человек, который подчинялся бы не администрации школы, а работал непосредственно с высшим руководством, чтобы подобные истории не замалчивались. Как правило, из них вырастают преступления пострашнее тех, которые пытались скрыть», - полагает собеседник «Росбалта».

По его словам, вносить предложения в Госдуму планируется осенью. Реально же заработать эти меры, в случае принятия документа, смогут лишь в следующем году.

В ЛДПР, в свою очередь, предложили установить в школьных классах и коридорах камеры слежения, записи с которых были бы доступны родителям. Конфликты со сверстниками, сложные отношения с учителями — камеры позволили бы держать руку на пульсе и избежать эффекта «испорченного телефона», убежден депутат Госдумы от ЛДПР Роман Худяков.

«В Европе камеры — нормальная практика. Все в режиме онлайн, и никаких вопросов это не вызывает», - подчеркнул он.

Сейчас, по словам собеседника «Росбалта», предложение проходит обсуждение в регионах. «Большинство наших избирателей — до 80% - инициативу поддерживают», - заметил Худяков, добавив при этом, что среди сторонников идеи немало педагогов.

Справедливоросы же предлагают решать проблему подростковой жестокости советскими методами — возродить систему воспитательных колоний для несовершеннолетних нарушителей, достигших 14 лет. «Мы защищаем общество, защищаем нормальных детей от тех, которые еще не достигли совершеннолетия, а уже занимаются правонарушениями, издеваются над сверстниками и педагогами», - заметил первый заместитель руководителя фракции СР в Госдуме Михаил Емельянов.

О том, насколько действенными могут оказаться предложения парламентариев, корреспондент «Росбалта» спросила главного детского психиатра Москвы Анну Портнову.

«Что касается приставов - не уверена, что это хорошая идея. Да, на территории школы конфликтов, возможно, удастся избежать, но ведь приставы не смогут следить за детьми вне школы, - заметила собеседница «Росбалта». - Как правило, такие меры ни к чему не приводят. В тюрьмах или лагерях тоже есть надзиратели, и, тем не менее, случаи убийств, насилия все равно происходят. Сравнение, может, и не слишком корректное, но там ведь тоже надзор, причем, куда серьезнее. Другое дело — камеры. Они плотно вошли в европейскую практику, и в России могли бы быть весьма действенны».

Весьма скептически отнеслась Портнова и к идее возродить систему воспитательных лагерей. «Никакой исправительной функции эти колонии для несовершеннолетних не несли. Напротив, в изоляции подростки группировались, зверели, перенимая друг у друга не лучшие качества, и выходили совершенно десоциализированными. Я считаю, таких детей не стоит отрывать от привычной среды. Они должны быть под пристальным вниманием социальных работников, психологов. В идеале, такую работу удобнее было бы вести через школы», - считает психиатр.

Не нашли предложения депутатов поддержки и у практиков российского образования.

«Все предложенные меры в совокупности — свидетельство нашей гигантской педагогической импотенции. Можно вживлять чипы — странно, что никто до этого не додумался», - считает член ОП РФ, глава ЦО «Царицыно» Ефим Рачевский.

«В России 47 тыс. школ. Есть среди них и те, в которых учится по пять тысяч человек. Кто даст деньги на приставов, кто их обучит?» - недоумевал собеседник «Росбалта». Что касается камер, Рачевский заметил, что и сейчас во многих школах камеры уже стоят, только не для слежки за учениками, а на случай «техногенных ЧП».

«Прежде чем выдвигать идеи, нужно провести анализ причин появления этой самой жестокости. Тогда станет ясно, что они далеко за пределами школы», - резюмировал он.

Анна Семенец