Posted 29 июня 2015,, 16:16

Published 29 июня 2015,, 16:16

Modified 31 марта, 07:26

Updated 31 марта, 07:26

Аплодисменты для Примакова

29 июня 2015, 16:16
Проститься с экс-премьером России Евгением Примаковым, скончавшимся на 86-м году жизни, в Колонный зал Дома Союзов в Москве пришли первые лица государства, политики, дипломаты, коллеги, друзья и единомышленники.

В Москве простились с бывшим премьер-министром России Евгением Примаковым, скончавшимся 26 июня на 86-м году жизни. Траурная церемония состоялась в понедельник в Колонном зале Дома Союзов. Туда пришли первые лица государства, известные политики, соратники, коллеги, друзья, родственники и единомышленники. По просьбе внука политика, Примакова проводили в последний путь аплодисментами.

Церемония прощания с бывшим премьер-министром России Евгением Примаковым началась рано – в восемь утра. Однако задолго до назначенного времени возле переносного металлического забора, заранее выставленного полицейскими вдоль Большой Дмитровки, собрались несколько десятков человек с цветами и траурными венками.

Проводить политика и ученого в последний путь пришли в основном люди немолодые и опытные, заставшие пик карьеры Примакова в сознательном возрасте. Большинство из тех, кто был знаком с экс-премьером по рабочим или личным делам, прошли в Колонный зал еще до полудня. Серьезные политики, авторитетные специалисты и ученые не могли сдержать эмоций, говоря о покойном. «Он был очень порядочный, очень хороший человек был... Память о нем я сохраню на всю жизнь...», – едва успел вымолвить перед входом в здание сотрудник Института Европы РАН Владилен Пухов, на его глазах выступили слезы.

Полицейский пост в полусотне метров от центрального входа в здание был усилен рамками металлоискателей и сотрудниками Федеральной службы охраны. Меры безопасности сравнимы со статусом траурной церемонии. Все сумки, рюкзаки и прочие лишние вещи (кроме цветов) необходимо было временно сложить в специально припаркованный неподалеку микроавтобус.

«Так получилось, что лет десять назад мы встретились на мероприятии, посвященном 15-летию открытия кардио-онкологического центра в Москве, – рассказывал журналистам о Евгении Примакове глава небольшого подмосковного поселка, – В то время он был премьером. В непринужденной беседе мы очень быстро нашли общий язык, как будто познакомились с ним еще десятки лет назад. Есть у него чему учиться. Я думаю, что плоды его усилий еще принесут пользу стране и покажут молодым людям, как себя надо вести».

Особую приветливость и теплоту бывшего премьер-министра вспоминал и профессор РЭУ им. Плеханова Андреас Ландабасо, которому довелось несколько лет работать с Примаковым. Он назвал его «выдающимся государственным лидером России и, по своим характеристикам, мира». «Крупнейший государственный мыслитель, созидатель, человек, который всегда поддерживал дружеские отношения и был этим славен в мире. Он трепетно относился к друзьям, к людям. Аналогов его государственных качеств сейчас нет ни в мире, ни в России. Масштаб его личности будет оценен нескоро. Для россиян, да и для всего мира, это огромная, невосполнимая потеря», – говорил ученый.

О масштабе личности Евгения Примакова красноречиво говорила деревянная площадка перед гробом с телом политика в Колонном зале Дома Союзов – на ней в красной ткани были разложены больше десятка орденов и медалей. Чуть поодаль росла протяженная стена из цветов, в основном красных.

Один за другим в зале появлялись представители прошлой и нынешней политической и научной элиты страны: экс-глава МИД РФ Игорь Иванов, советник президента РФ Андрей Фурсенко, бывший и действующий столичные градоначальники Юрий Лужков и Сергей Собянин, лидеры всех парламентских фракций Госдумы и ее спикер Сергей Нарышкин, глава администрации президента РФ Сергей Иванов, председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко, ректор МГУ Виктор Садовничий, директор РАН Владимир Фортов и многие другие.

Дольше всех у гроба пробыл экс-президент СССР Михаил Горбачев. С заметным усилием удерживаясь на ногах, он около десяти минут непрерывно смотрел в сторону покойного.

Супруга первого президента России Наина Ельцина показалась зале, когда Горбачев уже покинул Дом Союзов. Она подошла к покойному вплотную, перекрестилась и низко ему поклонилась.

К часу дня траурная церемония подошла к концу. Оркестр замолк, а представители всех ветвей власти выстроились слева от покойного – лицом к гробу. Прибывший на церемонию президент России Владимир Путин возложил цветы и первым выступил с речью, в которой назвал Примакова «великим гражданином нашей страны».

«Евгений Максимович умел спокойно, конструктивно решать самые сложные задачи, – говорил президент, – добивался максимальных результатов на всех постах, где бы он ни работал. Его отношение к Родине, способность грамотно решать задачи и отстаивать ее интересы — это пример подлинного патриотизма и беззаветной преданности отчизне. (...) Граждане России уважали его как премьера, который смог вывести страну из тяжелейшего кризиса. Его ответственность и чуткая, искренняя забота о людях останется в наших сердцах».

Путин отметил особый вклад Евгения Примакова в укрепление контактов на Ближнем Востоке. «Евгений Максимович всегда думал о судьбе России, работал и жил ради ее развития. Мы будем делать все, чтобы сохранить его профессиональное, творческое, гуманитарное наследие», – закончил выступление глава государства.

Следом место у трибуны занял премьер-министр. Дмитрий Медведев напомнил, что свой жизненный путь Примаков начал «еще в советский период», когда, по сути, и стал государственным деятелем, однако, несмотря на это, он «оказался востребованным в полной мере в новой России».

«Причем он занимался исключительно сложными вопросами. Будь то работа в Службе внешней разведки, работа министром иностранных дел – в тот период, когда положение нашей страны было, скажем прямо, далеко не самым легким, – и работа в должности председателя правительства. А этот период всеми характеризуется как совершенно особое, кризисное управление, в рамках которого Евгений Максимович сумел достигнуть выдающихся результатов. Он сумел консолидировать противоречивые политические силы и дать мощный импульс экономике», – сказал Медведев, подчеркнув, что фигура Примакова послужит примером для большого количества людей, которые работают и будут работать в правительстве».

«В крайне сложных ситуациях, далеко за пределами страны, можно было его видеть обеспокоенным, напряженным, мобилизованным, но никогда, никогда растерянным, – сказал выступавший третьим бывший президент Северной Осетии, член Политбюро ЦК КПСС в 1990-1991 годах Александр Дзасохов. – Он обладал огромным мужеством. В этом человеке были очень ценные в человеческой жизни качества. Он помнил своих одноклассников, своих однокурсников, он знал, чем они заняты и всегда, когда того требовала обстановка, готов был помочь. Много должностей высоких... Но его авторитет всегда оставался выше должности».

Завершил панихиду внук экс-премьера, его полный тезка, журналист Евгений Примаков. В своей речи он отметил ту огромную ответственность, которая сопутствует имени деда.

«Мы по тебе очень скучаем. Мы мерили свою жизнь по тебе. Все свои поступки - правильные, не очень. Нам казалось, что мир, в котором ты есть, очень прочный. А ты в нем — такая базальтовая скала. – Примаков-младший читал по бумажке, стараясь не дать волю эмоциям. – И вот сейчас этот мир рассыпается. Мой отец ушел, когда мне было пять лет. Прошли годы, ты заменил его, теперь я остался один. Это непросто, быть Евгением Примаковым. Ты меня выучил, я справлюсь».

«Заканчивается эпоха или продолжается, предстоит решать нам сейчас. Все будет так, как выберем мы – те, кто остался: твои коллеги, друзья, семья – мы все. То, каким станет мир теперь, – дело нашей тяжелой работы. Теперь нам нужно стать мудрее, работать как проклятым, забыть о наградах, забыть о выгоде. Беречь людей, страну, ради которой и в которой мы живем. Беречь свои семьи, своих друзей и любимых. Думать о чести, а не о барышах. Нам придется непросто, но мы справимся. Мы тебя еще не отпускаем, дед, тебе еще предстоит поработать для нас нравственным ориентиром», – произнес он и попросил присутствующих проводить деда в последний путь аплодисментами. Зал отозвался мгновенно.

Денис Гольдман, фото автора