Posted 7 июля 2015,, 19:43

Published 7 июля 2015,, 19:43

Modified 31 марта, 07:18

Updated 31 марта, 07:18

Смертельный снимок

7 июля 2015, 19:43
Законодатели, общественники и правоохранители решили взяться за селфи. Поводом к решительным заявлениям послужил очередной несчастный случай: девушка, делая снимок на мосту, сорвалась с 10-метровой высоты и разбилась.

Российские законодатели, общественники и правоохранители решили взяться за селфи. Министерство внутренних дел представило во вторник памятку о технике безопасности при съемке подобных фото, депутаты столичного парламента планируют разместить в городе соответствующую социальную рекламу и таблички «Селфи опасно!» на объектах повышенного риска. В свою очередь в Госдуме поговаривают о введении штрафов за снимки в неположенном месте. Поводом к решительным заявлениям послужил очередной несчастный случай: в минувшую субботу девушка, делая селфи на мосту близ бизнес-центра «Москва-Сити», сорвалась вниз с 10-метровой высоты и разбилась. Опрошенные «Росбалтом» специалисты-психиатры предостерегают от негативных последствий запретов.

В минувшую субботу стало известно о трагическом инциденте в центре Москвы: 21-летняя выпускница одного из столичных вузов хотела сделать селфи на эстакаде съезда с Третьего транспортного кольца, однако ограждение, на которое она облокотилась, оказалось сломанным. Девушка разбилась, упав с 10-метровой высоты.

Из подробностей происшествия известно, что в ночь на 4 июля девушка праздновала день рождения своей знакомой вместе с большой компанией. Молодые люди разъезжали по столице в арендованном автобусе, специально предназначенном для вечеринок. Одной из остановок торжественного маршрута стала площадка на мосту с видом на деловой комплекс «Москва-Сити» – там решено было устроить фотосессию. В какой-то момент девушка решила сфотографировать себя на камеру смартфона, оперлась на сломанное заграждение, потеряла равновесие и упала на набережную. От полученных трав она скончалась на месте.

Трагические инциденты как результат съемки автопортрета – далеко не редкость. Накануне СМИ сообщили о гибели британца на юге Уэльса от удара молнии в штатив для смартфона («палку для селфи»). Мужчина гулял в горах, когда его настигла непогода. Он решил запечатлеть живописный пейзаж, однако привлек внимание стихии. В конце мая сингапурец, пытаясь сфотографироваться на побережье индонезийского курорта, сорвался с двухметровой скалы и утонул в океане. Примерно тогда же 21-летняя москвичка случайно выстрелила из травматического пистолета себе в голову, позируя перед камерой смартфона.

Именно из соображений безопасности компания Disney World с июля запретила посетителям ее парков развлечений использовать «палки для селфи». Отныне запрещенный предмет выявляется на проверке при входе в Диснейленд.

На этом фоне американские, а вслед за ними и российские врачи признали пристрастие к селфи психическим расстройством.

После громкого происшествия на столичном мосту решить проблему опасных съемок вызвались как федеральные, так и городские законодатели. Заместитель председателя комитета Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству Вадим Соловьев предложил ввести для любителей селфи на мостах, стройплощадках и других объектах повышенного риска административную ответственность и наказывать нарушителей штрафом в размере 10 тыс. рублей.

Определить опасные места, по мнению парламентария, должны муниципалитеты совместно с правоохранительными органами. Согласно инициативе депутата, в обозначенных точках можно расставить предупреждающие знаки.

Позицию Вадима Соловьева частично разделяют в Мосгордуме. Председатель комиссии городского парламента по законодательству Александр Семенников заявил об аналогичной инициативе с табличками. Тогда как в запреты он «не верит»: на каждой столичной крыше, по его словам, «сотрудника полиции не поставишь». «Люди часто поступают безрассудно, и поэтому места, где фотографирование себя может привести к трагедии, нужно ограждать и вешать таблички или знаки "Селфи опасно!", – сказал депутат в интервью ТАСС. – Также можно разместить информационные щиты наподобие тех, что есть на пляжах в некоторых странах. Там рассказывается, что близ побережья водятся акулы, а потому, купаться или нет, решайте сами. Так же и с селфи: хотите - делайте. Но на свой страх и риск».

Похожую меру по воздействию на «умы» молодежи предлагает глава комиссии Мосгордумы по безопасности Инна Святенко. По ее замыслу, подобную «моду» среди юношей и девушек может остановить социальная реклама, представляющая любителей делать селфи в ироничном образе, – подобно той, что существует сейчас в отношении курения и вождения автомобиля с нарушением правил дорожного движения.

«В последнее время селфи стали уже разновидностью экстремальных развлечений, – поясняет столичный парламентарий. – Потому что чем более экстремальное селфи, тем больше «лайков» оно приносит. Никто не будет «лайкать», если вы будете фотографироваться с цветком в руках. Но если вы залезете на звезду МГУ, то «лайков», конечно, соберете значительно больше. Именно из-за того, что увечья, травмы получает именно так называемая группа «экстремального» селфи, хотелось бы людей предупредить, что этого делать нельзя».

Рассуждая о необходимости карательных мер, Инна Святенко апеллирует к тому, что ездить снаружи вагонов электричек запрещено, однако это не помешало возникновению целой субкультуры «зацеперов».

По словам опрошенных «Росбалтом» врачей-психиатров, подходить к проектам социальной рекламы нужно осторожно, поскольку она запросто может привести к обратному эффекту и побудить подростков действовать «вопреки» указаниям. Главный детский психиатр Москвы Анна Портнова уверена: принимать решение в данной ситуации можно лишь отталкиваясь от результатов предварительного исследования: «В подростковом возрасте очень часто социальная реклама вызывает отрицательный результат, – говорит специалист. – Известно, что, например, антинаркотическая реклама у подростков вызывает интерес к наркотикам, поэтому ни в каких странах она не используется. Поэтому здесь нужно быть очень осторожными и провести предварительные исследования – эксперимент на какой-то группе подростков, – чтобы точно определить, и потом уже принимать решения». Универсального же рецепта у психиатров нет, констатирует психиатр.

Против резких запретительных мер выступают и в Общественной палате (ОП) РФ. Действующее российское законодательство уже предусматривает наказание за проникновение на объекты повышенного риска, поэтому следует просто добиться его соблюдения, отмечает глава комиссии ОП РФ по безопасности Антон Цветков.

«Когда гражданин без каких-либо препятствий проходит на строящееся здание или строящуюся эстакаду и потом оттуда падает, это проблема не гражданина, а организации, которая занимается строительством, – продолжает он. – Если человек стоит в положенном месте, то он никому угрозы не представляет. Если он заходит за какие-то определенные линии или барьеры, то здесь должна быть определенная ответственность. Это не имеет никакого отношения к его фотографированию. Нужно серьезнее следить за доступом граждан в запрещенные места».

Цветков также сообщил «Росбалту», что лично контролирует объективность расследования по делу о субботнем инциденте.

Между тем в Министерстве внутренних дел законодателей и общественников уже опередили, представив во вторник инструкцию с напоминаниями о мерах безопасности при съемке селфи. Брошюры под названием «Делай безопасные селфи. Крутое селфи может стоить тебе жизни» будут распространяться среди школьников и студентов на соответствующих публичных мероприятиях и уроках безопасности и правовой грамотности. В памятке описаны случаи, когда неосторожность при съемке может привести к трагедии, а также представлены реальные примеры. Так, подросток из Рязанской области хотел сфотографировать себя на железнодорожных путях, но, зацепившись за линию электропередачи, он упал с моста от удара током и впоследствии скончался в больнице. Похожими происшествиями иллюстрируются предупреждения о технике безопасности на крышах зданий, вагонах поездов и за рулем автомобиля.

«Что такое селфи? Можно считать, что селфи началось еще тогда, когда женщина сообразила, что надо взять таз, налить туда воду и посмотреть, как она выглядит, – рассуждает главный психиатр Минздрава России Зураб Кекелидзе. – Потом появилось зеркало, потом по Пушкину: «Свет мой зеркальце скажи, да всю правду доложи...». То есть это характеристика человека – большей частью женщины. Она постоянно следит за собой, она должна выглядеть красиво. Иметь красивую одежду, красивый ракурс и так далее. Селфи дает возможность это делать».

Зависимость от селфи не что иное, как желание проявить себя, объясняет эксперт. К аналогичным явлениям он относит тантамарески – стенды для фотографии с вырезанным отверстием для головы. Главная опасность автопортретов, по словам главного специалиста Минздрава, состоит в том, что «люди не умеют пользоваться новым методом представления себя». «Точно также как опасно сидеть на лошади, если не умеешь ей управлять. Нужно не отучать людей от селфи, а научить этим пользоваться», – подчеркивает он.

Говоря о брошюрах МВД, Зураб Кекелидзе отмечает: предупреждения в них должны «реально предупреждать, а не возбуждать интерес». «Надо помнить о том, что инстинкт самосохранения у человека формируется только к 21 году, а до этого он у него понижен. Я могу только приветствовать, если МВД предупреждает. Но не только МВД – мы все должны объяснять все новое, что входит в нашу жизнь. Начиная от напитков любых до новых лекарств», – резюмирует психиатр.

Денис Гольдман