Posted 21 августа 2015,, 18:20

Published 21 августа 2015,, 18:20

Modified 31 марта, 06:39

Updated 31 марта, 06:39

«Дело «Оборонсервиса»: без Васильевой виноватые

21 августа 2015, 18:20
Мосгорсуд оставил в силе приговор в отношении четверых фигурантов дела «Оборонсервиса». Судебная коллегия фактически оставила без удовлетворения жалобу защиты, смягчив наказание лишь для Ирины Егоровой — на два месяца.

Мосгорсуд оставил в силе приговор, вынесенный в мае нынешнего года в отношении четверых фигурантов дела «Оборонсервиса». Судебная коллегия фактически оставила без удовлетворения жалобу защиты, смягчив наказание лишь для Ирины Егоровой — на два месяца. Исходом процесса сторона защиты осталась недовольна, однако теперь все осужденные по делу «Оборонсервиса» вправе подать прошение об условно-досрочном освобождении.

В пятницу перед коллегией Московского городского суда предстали трое фигурантов дела «Оборонсервиса»: бывший руководитель АО «Управление торговли Московского военного округа» Максим Закутайло, экс-глава компании «Оборонстрой» Лариса Егорина и экс-директор ООО «Компания «Хорс» и ООО «Роникс Плюс» Ирина Егорова. Также оспоривший приговор экс-гендиректор ОАО «31-й Государственный институт спецстроительства» Юрий Грехнев воспользовался правом не участвовать в рассмотрении жалобы. Его интересы представляли сразу два адвоката — Владимир Самохин и Дмитрий Динзе.

Незримо присутствовала в Мосгорсуде и главная звезда процесса, экс-глава департамента имущественных отношений Минобороны РФ Евгения Васильева, которая не стала подавать апелляцию после приговора, решив дождаться условно-досрочного освобождения в колонии. Ее харизматичный защитник Хасан Али Бороков прибыл к залу заседаний одним из первых, а судьба прошения об УДО, которое должно было рассматриваться параллельно с московской апелляцией подельников бывшей чиновницы, служила ключевой интригой дня и основной темой для разговоров в коридоре. Как и предполагалось, в отсутствие адвокатов Васильевой (коллега Борокова — в командировке) суд в Судогде отложил процесс до вторника, 25 августа. Между тем в столице речи о переносе быть не могло: на вынесения вердикта по жалобе у коллегии ушло около шести часов.

Несмотря на поддержку родственников, явившихся на заседание, подсудимые выглядели несколько растерянными. Основные тезисы защиты сводились к единственному утверждению: господа Егорина, Грехнев, Закутайло и Егорова должны быть оправданы, поскольку выполняли свои привычные обязанности, действуя исключительно в рамках директивы министра обороны и распоряжений Евгении Васильевой. О корыстных планах последней они якобы просто не догадывались. К тому же, указывали адвокаты в своих апелляциях, на стадии разбирательств в Пресненском суде Москвы гособвинитель настаивал на условном наказании для всех фигурантов дела, однако суд не учел доводы прокуратуры и назначил более суровое наказание, заменив некоторые из предъявленных статей.

Адвокаты настаивали на повторном изучении материалов дела, поскольку, по их мнению, в суде первой инстанции им не была дана должная оценка. В частности, они просили огласить показания бывшего министра обороны Анатолия Сердюкова, который в показаниях в ходе судебного заседания положительно отзывался об обвиняемых. Юристы требовали оправдания своих подзащитных — либо замены реального наказания на условное.

«В деле, как и в приговоре, не приведено никаких доказательств того, что Егорина вступила в организованную группу, того, что она действовала в интересах каких-либо лиц с целью хищения имущества путем злоупотребления доверием и обмана, — Нет даже никаких доказательств того, что она вообще была осведомлена о каких-либо целях и аффилированности указанных в приговоре юридических лиц с Васильевой, Сметаниной и другими, — поясняла адвокат Ларисы Егориной Татьяна Золотарь. — Принятие решений исходило от собственника всех этих обществ, РФ, который управлял имуществом обществ через Министерство обороны. Об этом свидетельствуют показания Сердюкова, который пояснил, что все решения принимались им путем проставления резолюции на докладной Васильевой. Как решения министра это воспринималось всеми должностными лицами холдинга «Оборонсервис».

Сидевший в первом ряду зоны для слушателей Хасан Али Бороков выдержал лишь половину процесса. Обмениваться взглядами с коллегами-юристами ему довольно быстро наскучило, и когда судья объявил перерыв перед прениями сторон, он покинул Мосгорсуд.

Между тем после паузы потерпевшие подтвердили, что денежная компенсация в размере 216 млн рублей, о полном возмещении которой стало известно накануне, дошла до адресата. Этот факт защита также взяла на вооружение.

«Мне не было известно, что министр принимал решения под влиянием заблуждения или обмана со стороны Васильевой», — говорила Лариса Егорина. Прочитать целиком текст своего выступления, выведенный черным шрифтом на листах формата А4, она не сумела, не справившись с эмоциями. Несколько раз она безуспешно пыталась начать заново, после чего сквозь слезы выдавила: «Я попозже, в последнем слове скажу». Однако продолжить она так и не смогла.

В свою очередь Ирина Егорова пыталась уверить суд в том, что ее роль в преступлении «сильно преувеличена». «Я являлась человеком согласовывающим, я не имела доступа к банковской системе, не могла собственноручно заводить какие-либо платежные документы и единолично их оплачивать, — Егорова держалась значительно увереннее своей соседки по «аквариуму». — Я единственный человек здесь, не обладающий юридическим образованием. Возможно, мои доводы не всегда понятны юристам, потому что я просто бухгалтер. Но я очень старалась и надеюсь, что мои доводы будут услышаны».

Прокурор Вера Пашковская коротко заметила в ответ, что все аргументы защиты повторяют те, что были произнесены в Пресненском суде.

«Мы заметили, что защитники и подсудимые выдергивают из контекста отдельные доказательства, их анализируют, и это им позволило сделать иные выводы, нежели те, которые сделал суд. Однако это абсолютно не означает, что суд был неправ в своем решении. Суд первой инстанции дал оценку каждому доказательству», — сказала она, попросив коллегию оставить вердикт по делу «Оборонсервиса» без изменений.

После получасового совещания суд поддержал позицию обвинения, смягчив наказание лишь для Ирины Егоровой — с 4 лет колонии до 3 лет и 10 месяцев.

В остальном вердикт Пресненского суда был подтвержден: признать виновными Максима Закутайло, Юрия Грехнева, Ларису Егорину и Ирину Егорову в мошенничестве и отмывании денег (ч.4 ст. 159 и ст. 174.1 УК РФ), а сроки содержания в колонии оставить без изменения: от 3,5 до 4 лет.

Решение суда вызвало слезы у родственников фигурантов дела. Рыдающих женщин потерпевшие провожали растерянным взглядом. Адвокат Ирины Егоровой Юрий Гервис снисхождением суда остался недоволен. Решение о дальнейших действиях защита, по его словам, примет тогда, когда увидит текст вердикта Мосгорсуда. Однако уже известно, что после вступления приговора в законную силу, все осужденные смогут подать прошения об УДО.

Денис Гольдман