Posted 4 сентября 2015,, 11:50

Published 4 сентября 2015,, 11:50

Modified 31 января, 06:44

Updated 31 января, 06:44

Вузы переориентировали на инженеров и педагогов

4 сентября 2015, 11:50
Конкурс в российские вузы вырос по сравнению с прошлым годом и составил 9 человек на бюджетное место. По данным Минобрнауки, средний балл абитуриентов по итогам ЕГЭ также увеличился.

Конкурс в российские вузы вырос по сравнению с прошлым годом и составил 9 человек на бюджетное место. Об этом заявили в Министерстве образования и науки, подводя итоги минувшей приемной кампании. По данным ведомства, средний балл абитуриентов по итогам ЕГЭ также увеличился. Глава Минобрнауки констатирует рост интереса выпускников школ к техническим и педагогическим специальностям.

Традиционно популярные среди абитуриентов направления, связанные с иностранными языками, международными отношениями, экономикой и медициной, предсказуемо сохранили за собой лидирующие позиции. Однако перед началом приемной кампании 2015 года правила игры были несколько изменены: количество бюджетных мест на ранее малопривлекательные инженерно-технические и педагогические специальности увеличилось до 205 тыс. Это дало свои плоды. В Минобрнауки зафиксировали рост интереса к обучению на инженеров и преподавателей, выразившийся в увеличении конкурса с 5,9 до 7,5 человека на место.

Наиболее острая конкуренция за бюджетные места в высших учебных заведениях наблюдается в крупных городах и развитых регионах – Москва, Санкт-Петербург, а также Томская, Свердловская и Новосибирская области.

При этом доля бюджетных мест составила 56% от общего числа абитуриентов. По словам министра образования и науки Дмитрия Ливанова, такой уровень держится на протяжении последних четырех лет.

Целевой прием по сравнению с прошлым годом также вырос и достиг примерно 14% от общего количества принятых. «Результаты приемной кампании показали, что количество детей-инвалидов и детей-сирот, поступивших в этом году в вузы, в целом составляет около 4% от общего приема», – отмечает Дмитрий Ливанов. Он напоминает, что данный показатель значительно ниже десятипроцентного порога соответствующей квоты.

Победителей и призеров различных олимпиад в списках поступивших в российские вузы оказалось около 7 тыс.

Остальным же пришлось поработать над новым критерием отбора, вступившим в действие в этом году, – составлением персонального портфолио. Норма, на официальном языке именуемая «индивидуальные достижения учащегося», предполагала наличие – по возможности – дипломов региональных олимпиад, творческих конкурсов и прочих состязаний, а также золотых школьных медалей. По словам главы Минобрнауки, все вузы страны своим новым правом воспользовались. Особый пункт критерия – итоговое школьное сочинение – был учтен 40% университетов.

К примеру в Высшей школе экономики (НИУ ВШЭ) абитуриенты могли получить до 10 дополнительных баллов за успешно написанное сочинение. Как рассказал ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов, специально для проверки 11 тыс. текстов в учреждении была собрана большая команда специалистов-филологов.

«Я надеюсь, в будущем это окажет серьезное воздействие на то, что люди поймут, что оттого, читают ли они книжки и как они умеют писать, очень много зависит в их будущей карьере. Десять баллов в ведущий вуз – это очень много. Поэтому мы надеемся, что через год-два это все таки окажет серьезное воздействие на мотивацию», – пояснил Кузьминов.

«Мы сейчас ведем активный диалог с вузовской общественностью по поводу эффективности этого нововведения. Есть разные оценки. Нам самое главное – оценить влияние индивидуальных достижений на объективность и прозрачность приема в каждом без исключения учебном заведении, где идет прием на бюджетные места», – отметил министр. При этом он заверил, что в следующем году индивидуальные достижения вузами «обязательно будут учитываться».

Средний балл за ЕГЭ поступивших в российские вузы превысил предыдущий показатель на 0,8 пункта и составил 65,2. По Москве балл выше – 74,2. На две десятых от столицы отстает Санкт-Петербург.

Особо отметил министр науки показатель по преподавательским и техническим специальностям – 61,3 и 61,6 соответственно.

Наиболее высокие результаты оказались у абитуриентов, зачисленных на направления подготовки в сфере медиакоммуникации (92), прикладных математики и физики (89,2), регионоведения (88), фундаментально-прикладной лингвистики (87,5), а также международных отношений (87).

Среди вузов самый высокий средний балл абитуриентов – у Санкт-Петербургского Академического университета (95,5) «Он в этом году впервые проводил прием на первый курс бакалавриата и сразу показал высокий результат, хотя прием сам по себе небольшой», – прокомментировал Дмитрий Ливанов результат университета, руководимого академиком Жоресом Алферовым.

Вслед за Академическим университетом расположились МГИМО (94,7), МФТИ (93,8), НИУ ВШЭ (91,5), ВАВТ (89,4), СпбГУ (88,1), МГУ (87,1) и НИЯУ МИФИ (86,3).

В заключение глава Минобрнауки констатировал снижение привлекательности вузов, связанных с подготовкой специалистов в сфере сельского хозяйства. В учреждениях, подведомственных Минсельхозу, средний балл ЕГЭ составил 53 единицы. Показатель абитуриентов вузов при Министерстве транспорта – 58,5, Минспорта – 59,8.

Не обошлась минувшая избирательная кампания без нарушений. По данным Рособрнадзора, к административной ответственности уже привлечено 39 вузов. Однако это число заметно меньше, чем в прошлые годы (75 — в 2013-м, 58 – в 2014-м). Замглавы Рособрнадзора Александр Бисеров констатировал: характер нарушений остался неизменным: «неправильно составленный договора о платных образовательных услугах, несвоевременное информирование абитуриентов, нарушения в передаче данных в государственную информационную систему государственной итоговой аттестации и прием их, а также нарушения при обеспечении условий в вузах для лиц с ограниченными возможностями».

"Качество приемной кампании растет год от года, потому что количество обращений граждан, в которых содержится информация о фактах нарушений в ходе приемной кампании, сокращается. Ежегодно их становится меньше и меньше", - заключил чиновник.

Денис Гольдман

Материал опубликован в рамках проекта "Нобелевское измерение", посвященного проблемам модернизации страны и роли в этом процессе науки и научного сообщества.