Posted 5 сентября 2015,, 09:01

Published 5 сентября 2015,, 09:01

Стеллерова корова нам вместо мамонта

5 сентября 2015, 09:01

Вековая мечта человечества о возрождении мамонтов получила новый импульс в связи с открытием в Якутии ультрасовременной лаборатории с участием коллег из Южной Кореи и Китая. Ее уже окрестили «лабораторией по клонированию» мамонта. Отдавая должное якутским и иностранным коллегам, ученые все-таки предлагают энтузиастам немного поостыть, не ждать живых мамонтов при нашей жизни и выкинуть слово «клонирование».

Все-таки, без слона волосатого мир наш неполон - такое мнение разделяет множество людей во всех уголках Земного шара. Наверное, таких энтузиастов, для кого мечта о живом мамонте стоит на первом или одном из первых мест, не так уж и много - все-таки, у людей масса забот, куда более насущных. Однако энтузиасты есть, и среди них люди, способные дать гранты.

Поэтому вести из Якутска об открытии новой лаборатории с трехсторонним участием способны взбудоражить умы тех, кто не полностью захвачен политикой и бытом. Добравшиеся до Якутии журналисты «Огонька» были в восхищении.

«Конечно, главной задачей подобной лаборатории будет поиск живых клеток для последующего клонирования, - пишет огоньковский автор. - В университете работает программа, которая так и называется "Возрождение мамонта и других палеонтологических животных", но при всем этом научный мир ждет именно клонирования мамонтов. Это такой же вызов для биологов, как для физиков была "поимка" бозона Хиггса, а для медиков - создание лекарства от рака».

Насчет бозона Хиггса - может быть, а борьба с раком все-таки понасущнее будет, на иной взгляд. И ждет ли именно научный, а не обывательский мир клонирования - тоже вопрос. Но не в этом суть.

Как отметил в беседе с корреспондентом «Росбалта» заместитель директора Зоологического института Российской академии наук Алексей Тихонов, нам, ныне живущим, не стоит, к сожалению, надеяться встретить вживую покрытого бурой шерстью гигантского слона на просторах нашей Родины. Хотя сама научная деятельность, направленная на его возрождение, безусловно, полезна.

«Самое главное: теперь материал, который добывается непосредственно в мерзлоте Якутии, будет мгновенно доставляться сразу в хорошую лабораторию, - подчеркнул Тихонов. - До этого, используя различные холодильники, на перекладных мы везли этот материал в Москву, в Питер, за границу. Терялось драгоценное время».

Сама лаборатория, как рассказал ученый, еще находится в стадии становления. У нее пока нет оборудования для секвенирования ДНК - определения ее последовательности и описания структуры макромолекулы. Но есть надежда на дальнейшее развитие, в сотрудничестве также еще и с голландскими коллегами и отечественными, из Курчатовского института.

«Но это никоим образом не связано с клонированием, конечно, - предупредил Алексей Тихонов. - Классическое клонирование, которые мы все ассоциируем с овечкой Долли, в случае с мамонтом невозможно. Для этого необходима живая клетка. А в мертвых организмах, даже если они лежат в мерзлоте, их нет».

Вот этот момент, самоочевидный для абсолютного большинства - что в тысячелетних тушах, сохранившихся в якутской вечной мерзлоте, никаких живых клеток нет, не осталось - похоже, не могут принять многие энтузиасты. И продолжают эти клетки выискивать вопреки логике.

«У нас в лучшем случае имеются обрывки цепочек ДНК мамонта, - рассказал Тихонов. - Иногда видны контуры клетки и ядра, но это иллюзия: когда начинаешь с ними работать, они все расплываются. Два года назад корейцы получили возможность взять образцы клеток кожи у идеально сохранившегося мамонта, которого местные жители выкопали зимой на острове Малый Ляховский и доставили в ледник. Но когда они все это разморозили и стали работать, у них все расползлось».

Но если принять за данность, что чистое клонирование мамонта невозможно - что тогда планируется делать? Возможно «получение трансгенного слона».

После расшифровки ядерного генома мамонта - а это уже практически достигнуто - можно попытаться искусственно воссоздать ядро генома, в котором будет содержаться «информационная основа по мамонту». А затем поместить это ядро в яйцеклетку африканской или индийской слонихи. Которая, может быть, и выносит нового «слономамонта».

«Вы берете нормальную ДНК слона, переставляете там несколько тысяч генов, чтобы у вас получилось зеркальное отображение расшифрованного мамонтового генома, - пояснил ученый. - Каким-то образом скручиваете это все в хромосомы и помещаете ядро в яйцеклетку слонихи».

К сожалению, данный процесс - очень долгий и ненадежный. Никаких гарантий нет, потому что современные слоны отличаются от мамонта отнюдь не только голой серой кожей. Они очень далеко от него ушли, это уже не разные виды, а разные рода. Примеров же успешного межродового скрещивания с последующим получением потомства биологическая и сельскохозяйственная науки не знают. Только лошаки с мулами получались.

А сроки долгие, поскольку процесс создания искусственного ядра обещает быть очень непростым. «При склеивании цепочек ДНК воедино ученые опираются на ряд математических моделей, - рассказал Тихонов. - Когда у вас миллиарды пар частиц-нуклеотидов - а в одном геноме их порядка 13-14 млрд - математики просчитывают, что неизбежно будет несколько сот тысяч ошибок. Я вообще не уверен, что это возможно сотворить. Если мы получим новую технику, которая позволит расшифрованную ДНК сшивать в хромосомы и устранять ошибки - что-то будет».

Кроме того, одной яйцеклеткой дело не обойдется. Потребуется много попыток повторения процесса (беременность у слонихи, как известно, длится около двух лет).

В итоге, по прогнозу Алексея Тихонова, «слономамонт» появится на свет, может быть, даже уже не в нашем веке, совершенно непонятно, каким он окажется и порадует ли вообще приятным сходством с мамонтом. Да и неясно, хватит ли у научного и меценатского сообщества терпения, чтобы довести эту тягомотину до конца.

А хорошо бы, чтобы хватило. При всем вышесказанном, данные исследования очень полезны. Чем?

«Я бы сказал так: «клонирование мамонта» - это необходимая акция, лозунг для генетиков, молекулярщиков, цитологов, чтобы отработать современные методики по сохранившемуся генетическому материалу, - пояснил Тихонов. - Скажем, для использования впоследствии в судебной медицине, каких-то других медицинских целях».

«В лабораториях, которые занимаются «древней ДНК», идет работа по отработке методик, по совершенствованию аппаратуры. И они достигли большого прогресса, - рассказал ученый. - В конце 1990-х годов получение одной тысячи пар нуклеотидов считалось очень большим успехом. А сейчас миллиарды пар получают».

Помимо таких специфических задач, как идентификация личности в судебной медицине, важнейшей целью ученые-зоологи считают спасение вымирающих видов животных и растений и возрождение недавно и относительно недавно вымерших. Первое достигается созданием генетических банков - и здесь во многих странах достигнуты очень большие успехи. Второе - описанными выше способами, только надежда на успех куда реальнее.

«А мамонт - это слоган, который будет все время, - предположил Алексей Тихонов. «Клонируем мамонта и обеспечим себя мясом на все тысячелетие». Предки ценили его именно за это».

Так что, тем мирным обывателям, кто быть может, опасается катастроф а ля «Парк Юрского периода» или «Роковых яиц» - возрождения сдуру динозавров и ящеров, которые тут все разнесут в пух и прах в благодарность неосторожным ученым - могут спать спокойно. Никаких ящеров, вымерших десятки миллионов лет назад, возродить невозможно. От них уже ни одной пары нуклеотидов не осталось.

Однако есть одна идея, которая позволила бы соединить «романтику» с практической пользой, не исключая даже мяса. Те из нас, кто с детства ходил в Зоологический музей в Москве на Большой Никитской, наверняка помнят, с чего начинался осмотр. Скелет мамонта, рядом для сравнения скелет современного слона - а еще рядом скелет стеллеровой коровы.

Было такое, очень крупное морское млекопитающее, обитавшее у берегов Берингова пролива. Морские животные эти имели хвост и передние ласты. «Корова» достигала 7-8 метров в длину, и от одного животного можно было получить три тонны отличного мяса, напоминавшего лучшие сорта говядины и телятины. Это и сгубило: поели всех морских коров в течение четверти века с момента их открытия экспедицией Витуса Беринга и его врача Георга Стеллера в 1741 году. Впоследствии просвещенное человечество не раз сожалело об утрате редкого вида.

«Вот, стеллерову корову возродить как раз можно, - рассказал Алексей Тихонов. - Она близкий родственник современного морского животного дюгоня, который хоть и редок, а все-таки его можно на Красном море даже погладить. Об этом, кстати, и думают: недавно вышла статья американцев и датчан по стеллеровой корове, основанная на нашем материале».

Леонид Смирнов