Posted 7 октября 2015,, 16:46

Published 7 октября 2015,, 16:46

Modified 31 января, 07:35

Updated 31 января, 07:35

Российскому кино определили долю

7 октября 2015, 16:46
Минкульт подписал соглашение с кинопрокатчиками о выделении квоты в 20% репертуара кинотеатров для отечественных фильмов, считая, что это окажет благотворное влияние на российский кинематограф. Однако эксперты настроены скептически.

Министерство культуры подписало соглашение с кинопрокатчиками о выделении квоты в 20% репертуара кинотеатров для отечественных фильмов. Норма вступит в силу с 2016 года и распространится на более 10 прокатных сетей. В ведомстве уверены, что соглашение окажет благотворное влияние на российский кинематограф, однако эксперты, опрошенные «Росбалтом», скептически отнеслись к этому утверждению.

Действие соглашения, которое в среду заключили министр культуры Владимир Мединский и представители крупнейших сетей кинотеатров, рассчитано до 2017 года. Его участниками стали такие компании, как «Люксор», «Каро», «Синема стар», «Киномакс» и «Пять звезд». В общей сложности они занимают около 30% рынка. Переговоры по соглашению дались Минкультуры непросто – об этом свидетельствуют сообщения СМИ. Чиновники, по их данным, изначально настаивали на годовой квоте в 25% репертуара и 15% – ежемесячной. Однако после категорического отказа индустрии решено было сойтись на устраивающей обе стороны доле в 20% экранного времени.

Взамен на «добровольное квотирование» кинопрокатчики получат членство в экспертных, сценарных и иных советах министерства культуры и государственного Фонда кино «для того, чтобы высказать свое мнение по поводу проектов, которые претендуют на государственную поддержку». Окончательно решить, какие сети получат представительство, в ведомстве намерены в течение недели.

"Это попытка такого картельного соглашения о предоставлении 20% экранного времени, то есть 20% сеансов для проката российского кино в будущем 2016 году", — сказал министр в ходе церемонии подписания соглашения. Он также выразил надежду на то, что подобное регулирование «пойдет на пользу и отечественному кино, и вообще системе кинопроката в нашей стране».

Однако многие специалисты отрасли сходятся во мнении, что договоренность между Минкультом и кинопрокатчиками никоим образом не изменит положение дел в отечественной киноиндустрии, поскольку годовая доля российского кино и без того стабильно колеблется на уровне в 20%.

По мнению главного редактора журнала «Искусство кино» Даниила Дондурея, соглашение – показатель простой «отчетности», к которой стремятся как чиновники, так и владельцы кинотеатров. «Если будет 20%, то наши кинотеатры потрясающе отчитаются, получат от Фонда кино деньги, а министр культуры покажет, что он не зря ест идеологический хлеб, – рассуждает он. – Но никто не обсуждает, почему российские фильмы имеют всего 18% в условиях чистой конкуренции. Кинотеатры ведь циники, им все равно, они бы российские фильмы показывали с утра до ночи, если бы люди их смотрели, — они ведь не «агенты Госдепа». Почему такая маленькая страна, как Южная Корея, имеет 53% без указа президента Южной Кореи, а в России еле-еле борьба за 19%? А 20% – это все равно, что мы взяли Сталинград».

Эксперт напоминает предыдущие инициативы российских чиновников по урегулированию проката. Ранее премьер-министр России Дмитрий Медведев на встрече с главой Минкульта предлагал отменить льготу, позволяющую не платить НДС при продаже билетов на зарубежные фильмы. Вырученные средства планировалось направить на развитие отечественного кинематографа. Однако против идеи премьера выступило большинство представителей отрасли, предрекая резкое подорожание всех кинобилетов.

О необходимости законодательно закрепить «не менее 20%» репертуара кинотеатров за отечественными лентами в 2013 году заявлял сам Владимир Мединский. Отказаться от замыслов ведомству помешало резкое изменение экономической ситуации в стране. При этом министр признавал, что «квотирование, безусловно, хоть и опосредованно и временно, но ударит по кинотеатрам».

По данным исполнительного директора Movie Research Александра Лужина, на сегодняшний день кинотеатры в регионах норму от 19% до 22% отечественной продукции выполняют. Следовательно, подписание соглашения не приведет к серьезному увеличению доли российского кино и принципиально не изменит ситуацию на рынке, отмечает специалист.

«Но здесь возникает другой вопрос: как кинотеатры будут работать в летние месяцы, когда новых отечественных фильмов в прокате практически нет. Прекрасная серия «Мульт в кино», которая практически единственная выходила этим летом, не может ставиться на все сеансы в течение дня», – добавляет Александр Лужин.

Тем не менее, по мнению режиссера, актера и депутата Мосгордумы Евгения Герасимова, польза в соглашении все же есть. Оно поможет наладить диалог власти и отрасли, считает эксперт. «Очень важно налаживание взаимоотношений как откровенно коммерческого кино, так и кино, которое поддерживается министерством культуры. Очень важно, когда люди умеют слышать друг друга и договариваться в интересах отрасли», – поясняет он.

Евгений Герасимов констатирует «не лучшее» положение российского кинематографа и указывает на пути выхода из неприятной ситуации. Образцом для подражания в таком случае может стать модель французского Национального центра кинематографии, находящегося под юрисдикцией Минкульта. Специальный фонд поддержки кино там пополняется с помощью сбора налогов на стоимость билетов и товарооборот телевещательных компаний, а также добавочного налога с дохода прокатчиков от показа всех фильмов.

Говоря о вероятности увеличения квоты российского кино на больших экранах, Герасимов просит «не загадывать вперед». «Если Министерство культуры подписывает такой договор, то оно представляет, какое количество картин будет делаться в течение года. Оно уже отвечает за количество и за качество картин», – заключает он.

В свою очередь Даниил Дондурей уверен, что ожидать ужесточения нормы не стоит. «Они же (кинопрокатчики, – «Росбалт») опытные люди, они прекрасно знают, что «Короля Лира» ставили на 9 или 10 утра в советское время – один сеанс, – объясняет эксперт. – А потом – с 12 до 12 ночи – шло «Золото Маккенны». И отчитывались, естественно, Королем Лиром! Русские люди – выдающиеся имитаторы-отчетники, мастера, гении отчета. И министр будет рад, и администрация президента счастлива, и они всего 1% как-то смухлюют, но никто проблему невнимания к российскому кино российских зрителей – причины, функции последствия – изучать нигде не будет».

Вопрос о повышении квот отпадет сам собой, если на экраны будут выходить качественные российские фильмы, считает Александр Лужин. «Но их нельзя сделать на заказ по щелчку пальца. Они готовятся очень долго, и абсолютно правы наши крупнейшие продюсеры, не устающие каждый раз повторять, что удачным бывает каждый десятый фильм. Поэтому, если у нас выходит семьдесят-восемьдесят фильмов, то удачными из них будут семь-восемь. И этого явно мало для повышения доли отечественного кино», - подытоживает эксперт.

Денис Гольдман