Posted 20 октября 2015,, 14:24

Published 20 октября 2015,, 14:24

Modified 31 марта, 05:48

Updated 31 марта, 05:48

Столичное «замкадье»: «селитьбы» или инновации?

20 октября 2015, 14:24
За три года «новая» Москва не стала «городом-садом». Признавая ряд сложностей и ошибок, эксперты Московского урбанистического форума 2015 отмечают, что «новая» Москва — реальность, которой нужно научиться управлять.

Какую Москву строят за МКАД — малоэтажную или высотную? Для кого? И чего, собственно, власти хотели добиться присоединением: разгрузить город или привлечь новых жителей, вывести из исторического центра ключевые или второстепенные функции? Эти вопросы обсудили участники Московского урбанистического форума 2015.

В 2012 году, будучи президентом, Дмитрий Медведев говорил о малоэтажной застройке на европейский манер, о создании инновационного производства. Город-сад, новенькая страна в составе большого мегаполиса - вот для чего часть Подмосковья получила столичную прописку, напомнил партнер КБ «Стрелка», профессор Высшей школы урбанистики НИУ ВШЭ, руководитель исследования «Мечта о новой Москве» Григорий Ревзин.

«Что мы видим сейчас? Малоэтажная застройка составляет порядка 5%. Еще до присоединения новых территорий подмосковными властями было выдано разрешений на строительство на 16 миллионов квадратных метров. Из них построено лишь пять. Лимит не выбран и на треть. Воспроизводство периферийных микрорайонов неизбежно. Понятно, что Кузнецов (главный архитектор Москвы - «Росбалт») их улучшает, но это все те же спальные районы на окраинах, от которых хотели уйти», - заметил эксперт.

Идеалистический замысел «новой страны» ушел вместе с Медведевым, резюмировал Ревзин.

«Как только в «новой» Москве заводится инновационная функция, Сколково тут же перетягивает ее на себя», - добавил он, намекая на медицинский кластер, который должен был появиться в Коммунарке, а теперь будет строиться в Сколково.

Так будет со всеми проектами, опасается эксперт. «Единственная функция, которой плохо в исторической Москве, и которая могла бы спокойно переехать за МКАД — логистическая, которая сегодня развивается в Бекасово», - отметил профессор Высшей школы урбанистики.

Сегодня же, по словам Ревзина, «новая» Москва представляет собой такие «селитьбы», где в роли бывших колхозов или фабрик выступают офисные центры в пешей доступности. «В некотором роде это тоже инновационный продукт, в том смысле, что нигде, кроме Китая, такое не практикуется», - иронизировал он.

В свою очередь декан Высшей школы урбанистики НИУ ВШЭ Алексей Новиков и вовсе назвал присоединение новых территорий крупнейшей урбанистической и управленческой ошибкой. «Территория с совершенно иным правовым режимом попала в контекст, который был к этому не готов», - отметил Новиков. Градиент правовых режимов, проблемы взаимодействия между «старой» и «новой» Москвой, Подмосковьем, дискоординация транспортников, жилищников — таковы реалии, в которых вынуждена развиваться присоединенная территория, резюмировал эксперт. Единственный, на его взгляд, выход — заново выстраивать взаимодействие.

Определенные трудности вызывает и «разность» трансграничных территорий: северная граница более урбанизирована, южная - после Подольска - практически вся лесная, подчеркнул главный архитектор проекта Центра пространственной информации НИиПИ градостроительства Александр Антонов. Так что помимо градостроительства придется договариваться с Московской областью о сохранении общего лесного массива, заметил он.

«Так или иначе, «новая» Москва — реальность, которая дана нам в управление», - подчеркнула директор Института региональных исследований и городского планирования НИУ ВШЭ Ирина Ильина.

По ее словам, реальным городом присоединенная территория станет не скоро — потребуется от 30 до 100 лет. Поэтому ориентироваться чиновникам нужно скорее на «завтра». Причем, развитие должно идти в режиме повелительного наклонения: нужны инновационные рабочие места, комфортная застройка, которая привлечет соответствующий контингент. Чем настойчивее требования, тем вероятнее успех и ближе результат.

Что касается инноваций, по мнению эксперта, они возможны, несмотря на конкуренцию со Сколково. «Новая» Москва может вступить с институтом в кооперацию. «У Сколково биомедицинские технологии — давайте создадим на присоединенных территориях медико-реабилитационный центр. Ежегодно не менее миллиарда долларов россияне тратят на лечение за рубежом. У нас есть реальная возможность обеспечить импортозамещение», - подчеркнула директор Института региональных исследований.

Создание центра даст толчок развитию арендного жилья для тех, кто приезжает на лечение. Кроме того, до сих пор не раскрыт потенциал геронтологических центров, о которых так много говорят в последнее время. «Новая» Москва могла бы быть первопроходцем, считает Ильина.

В любом случае, по словам Новикова, акцент в развитии нужно делать на «старые» города. Возьмем, к примеру, Троицк: 50 тыс. жителей, из них 35 тыс. экономически активны, 12 тыс. работают в городе, и только 3 тыс. - представляют собственно научный комплекс. «Существуют проекты строительства в Троицке кампусов. В том числе, такую возможность рассматривает ВШЭ. Это бы помогло сохранить город как город», - отметил декан высшей школы урбанистики ВШЭ. Более того: именно вокруг существующих точек притяжения с их потенциалом могла бы развиваться «новая» Москва. Только тогда речь может идти о строительстве города, а не просто жилья, убежден эксперт.

Полтора миллиона жителей и один миллион рабочих мест — таково будущее присоединенных территорий в цифрах. Как заявил глава департамента развития новых территорий Владимир Жидкин, порядка 700 га будет отдано на создание крупных индустриальных парков. Первый - «Индиго» - уже строится. По словам чиновника, на площади в 50 га разместится 52 резидента. Сколько жителей присоединенных территорий получат работу в новом «парке», чиновник не уточнил.

Структуру занятости будут определять, ориентируясь не только на программные цифры, но и на максимальную эффективность для бюджета. Так, через 20 лет столичные власти рассчитывают получить от 250 до 400 млрд рублей доходов. Чтобы расчеты оправдались, в столице создали специальную рабочую группу, которая еженедельно занимается определением параметров будущих мест приложения труда.

«Новая» Москва — возможность отработать принятые недавно городские стандарты жилищного строительства, отметил главный архитектор Первопрестольной Сергей Кузнецов. Так, по задумке чиновников, в столичном замкадье вырастут микрорайоны совершенно нового формата: с домами разной этажности, с угловыми секциями, позволяющими создать замкнутый периметр, с возможностью перепланировки, которой лишены обитатели современных «панелек», с функциональными первыми этажами. А главное — это будут уже не те высотки, которые сегодня подпирают крышами небосвод. По словам Кузнецова, аппетиты застройщиков ограничат 8-10 этажами, а в районах вроде Коммунарки — 14.

«Впереди — утверждение Генплана. Эта работа и определит окончательный вектор развития», - заключил депутат Мосгордумы Сергей Зверев.

Анна Семенец