Posted 24 ноября 2015,, 17:27

Published 24 ноября 2015,, 17:27

Modified 31 января, 08:09

Updated 31 января, 08:09

Платная трасса "добьет" Ленинградку?

24 ноября 2015, 17:27
Решение о строительстве платной трассы М11 чиновники аргументировали тем, что новая магистраль разгрузит Ленинградское шоссе. На практике эффект оказался обратным. Неутешительные прогнозы экспертов подтверждают аналитики сервиса Яндекс.Пробки.

Решение о строительстве платной трассы М11 чиновники аргументировали тем, что новая магистраль разгрузит Ленинградское шоссе. Меж тем, на практике эффект оказался обратным. Неутешительные прогнозы экспертов подтверждают наблюдения аналитиков сервиса Яндекс.Пробки.

Введение платы на участке трассы М11 Москва — Санкт-Петербург от МКАД до Солнечногорска обернулось транспортным коллапсом. О том, что изменилось сегодня, корреспондент «Росбалта» спросила у концессионера.

«Транспортный коллапс — громко сказано. Хотя, затор на пункте взимания платы при съезде на Шереметьево-2, действительно, был», - согласился пресс-секретарь Северо-западной концессионной компании Олег Завьялов.

Собеседник «Росбалта» объяснил это тем, что 23 ноября было первым день работы участка в платном режиме. По его словам, нужно время, чтобы пользователи приспособились к новым условиям движения, сориентировались, где полосы для транспондеров, где — для наличного расчета.

«В ночь с воскресенья на понедельник, когда проводился запуск движения, было все нормально. Примерно в 9-10 утра возник затор. На короткий период мы открыли шлагбаум, чтобы люди не опоздали в аэропорт. Потом участок вновь заработал в платном режиме. Я ехал там примерно в 15:00 — заторов не было. Сейчас дорога работает в штатном режиме, без каких-либо экстренных ситуаций», - заявил Завьялов.

Меж тем, по мнению руководителя проекта «Пробок.нет» Александра Шумского, проблема была не в водителях. «Затор был вызван тем, что система взимания платы за проезд по трассе оказалась не готова даже к минимальному количеству людей, которые поедут по М-11. Очевидно, что запускать ее следовало либо в выходные, либо в январе, чтобы автомобилисты постепенно в нее «вкатывались». Но никак не в ноябре — одном из пиковых месяцев», - считает эксперт.

Шумский также отметил, что концессионер применяет технологию типа транспондера, которая, по его мнению, отстала лет на 20, вместо того, чтобы использовать систему идентификации машин с помощью номерного знака и привязки его к электронному кошельку для списания денег.

«В результате мы получили те же проблемы, которые есть на М-4, на платном обходе Одинцово. Заторы — стандартная ситуация для платных трасс. Как только спрос увеличивается, образуется коллапс. А вообще, это издевательство над людьми — заставлять их платить за то, чтобы стоять в пробке», - убежден собеседник «Росбалта».

Но если Шумский охарактеризовал тарифы на проезд по трассе как «фантастические», то пресс-секретарь Северо-западной концессионной компании назвал их дифференцированными. «Стоимость проезда зависит от времени суток, категории транспортного средства, маршрута, направления движения и способа оплаты. Что касается самих тарифов, они соответствуют концессионному соглашению, подписанному в 2009 году между Российской Федерацией и Северо-западной концессионной компанией. В нем указан тариф 3,6 рублей без НДС в ценах 1 января 2007 года с учетом индексации», - отметил Завьялов.

По словам собеседника «Росбалта», тариф обеспечивает поддержание дороги в хорошем состоянии — обслуживание, ремонт, уборка снега. Кроме того, в него заложен возврат инвестиций, которые были вложены в строительство. «Нужно понимать, что третью часть денег вложило государство, а 2/3 — это средства частных инвесторов, в том числе заемные», - подчеркнул он.

С момента старта продаж транспондеров (приспособлений для оплаты проезда - Росбалт) - 9 ноября — было продано около трех тысяч устройств, сообщил представитель СЗКК.

Если быть точнее, транспондеры в компании не продают, а предоставляют в пользование - за 50 рублей в месяц. Минимальный первоначальный взнос для 1 и 2 категории транспортных средств составляет тысячу рублей, для 3 и 4 — две тысячи. При этом, устройство обеспечивает владельцу постоянную скидку 20%.

По словам пресс-секретаря СЗКК, транспондер позволяет оплатить проезд, не останавливаясь, - на скорости до 30 км/ч. «Правда, пока эта опция не работает. Но скоро мы ее подключим», - пообещал Завьялов.

«Для пользователей, которые планируют регулярно ездить по одному и тому же маршруту, например, Зеленоград — Москва, мы решили ввести специальную программу «Мой маршрут», - добавил представитель компании.

Участникам программы обещают дополнительные скидки: за первые 20 поездок - 20%, следующие 10 поездок - 50%, следующие 14 поездок — 60%. Для того, чтобы воспользоваться щедрым предложением, необходимо просто подключиться к программе.

Однако, несмотря на гибкую тарификацию и систему скидок, в первый день работы платного участка дороги автомобилисты устремились на бесплатный объезд.

«Быть может, в бухгалтерских расчетах тариф обоснован, но он не адекватен реальной экономической ситуации в стране. Люди выбирают бесплатную альтернативу, потому что платить 300-400 рублей за сто километров — это перебор. На северный объезд Одинцово водителей удалось загнать только непрекращающимся ремонтом трассы М1. Они просто перекопали бесплатную альтернативу», - заметил координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов.

Более того, по словам эксперта, новая трасса совершенно неудобная: «она приводит жителей области и Зеленограда в жилые районы столицы — Дегунино, Головино — где довольно серьезные пробки».

Он убежден: тариф необходимо снизить минимум в 10 раз. К системе скидок Шкуматов отнесся скептически: «условно говоря, вместо 15 тысяч в месяц житель Зеленограда будет платить 10 тысяч рублей».

«С одной стороны, дорога построена компанией и вопрос цены — это их вопрос, - заявил в свою очередь Шумский. - С другой, правительство, которое разрешило эту стройку, обещало нам трассу, которая разгрузит Ленинградку».

На практике эффект получился обратный. Так, на М11 «необычные» пробки наблюдались вчера лишь в первой половине дня, и в дальнейшем затруднений на платном участке не наблюдалось. «По-настоящему серьезные заторы образовались на Ленинградском шоссе, так как значительная часть автомобилистов предпочла бесплатную альтернативу М11», - отметил аналитик сервиса Яндекс.Пробки Леонид Медников.

В результате в понедельник, в утренний час пик значительно выросла пробка в сторону Москвы перед МКАД. Водители теряли в ней в среднем на 40 минут больше, чем при обычных затруднениях на этом участке. Осложнилось движение и в сторону области: пробка перед поворотом на Шереметьево растянулась более чем на 5 километров и отняла у водителей лишние 30 минут.

Во вторник ситуация на М-10 хоть и улучшилась, но серьезные утренние заторы остались, заметили аналитики. «Сегодня в пробке в сторону Москвы водители теряли на 5 минут меньше, чем вчера (то есть 35 минут), а в сторону области на 15 (15 минут)», - заявил Медников.

Окончательные выводы делать еще рано, тем более, что дорожная ситуация в понедельник была хуже обычной из-за гололедицы, считает аналитик.

«Со временем поток автомобилистов может распределиться иначе, чем в первый день введения сбора за оплату проезда. Но в любом случае, пробки на Ленинградском шоссе будут белее заметными, чем в последние месяцы, когда трасса М11 работала в бесплатном режиме», - заключил он.

Анна Семенец