Posted 2 декабря 2015,, 14:47

Published 2 декабря 2015,, 14:47

Modified 31 марта, 05:14

Updated 31 марта, 05:14

Таджикистан вместо Турции

2 декабря 2015, 14:47
Российский турбизнес оказался в западне. Продажи упали на 50-60%, туроператоры подумывают об уходе с рынка. Пока их сдерживают обязательства перед клиентами, партнерами и банками.

Российский турбизнес оказался в западне. Продажи упали на 50-60%, туроператоры подумывают об уходе с рынка. Пока их сдерживают обязательства перед клиентами, партнерами и банками. Эксперты признают, что компаниям, которые жили за счет Турции, весьма непросто найти страну на замену, да такую, которая была бы готова к серьезному наплыву туристов.

«Российский туристический бизнес оказался в западне. Мы переживаем беспрецедентную ситуацию. Конечно, то же самое мы говорили в прошлом году, когда отрасль подкосила чреда банкротств. Но в прошлом году ситуация была естественной, рыночной. Сейчас в нее ворвалась политика", - отметила пресс-секретарь Российского союза туриндустрии (РСТ) Ирина Тюрина.

По ее словам, спрос на туры рухнул в значительной степени, причем не только по Египту и Турции, но по всем зарубежным направлениям.

«Почему западня? Многие операторы хотели бы уйти с рынка, они уже думают об этом, но не могут: проданные туры, обязательства перед партнерами, кредиты. В 2014 году одна из компаний цивилизованно ушла с рынка, выполнив все обязательства перед туристами, и почти все перед партнерами. Этот процесс занял шесть месяцев. Причем, у компании не было долгосрочных кредитов», - заметила Тюрина.

По ее словам, те компании, которые стараются делать вид, что все не так плохо, говорят о том, что спрос упал на 30%. Честные компании констатируют падение на 50-60%.

«Главная причина - экономический кризис. Если бы деньги были, люди бы поехали, несмотря на напряженную политическую ситуацию. Но в нынешних условиях они вынуждены экономить», - заметила эксперт.

Отрасль это чувствует: в ноябре компании все еще продавали туры на середину декабря, тогда как обычно к 10 декабря все новогодние продажи заканчиваются. Причем, речь идет о массовых направлениях, подчеркнула Тюрина.

«К концу октября спрос на Европу вроде стабилизировался по сравнению с 2013 годом, начались нормальные с учетом кризиса продажи. Трагедия в Египте, теракты в Париже отбросили продажи далеко назад. Но если даже тогда был некий резерв для стабилизации спроса, история с Турцией добила туроператоров окончательно. Многие из них уже не ждут изменений», - сообщила Тюрина.

Неплохо подаются Италия, Финляндия, есть спрос на Альпийские горнолыжные курорты, хотя, по этому направлению многие, все же, предпочитают путешествовать самостоятельно. РСТ также замечен интерес к программам по оздоровлению и лечению, например, в Венгрии — она продается.

Меж тем, как заметила Тюрина, европейскому отдыху россияне все чаще предпочитают туры в страны СНГ: Таджикистан, Узбекистан, Азербайджан, Грузия, Армения. «Это такое хорошо забытое старое, которое сейчас очень активно возрождается. Есть компании, которые специализируются теперь на этом», - заметила пресс-секретарь РСТ.

Она обратила внимание, что сильно просел спрос на Прибалтику. «Здесь, видимо, серьезно сыграла политическая составляющая», - предположила эксперт.

Что касается Китая, приморский отдых в провинции Хайнань ориентирован больше на китайских туристов и российские второй раз туда лететь не хотят — далеко, дорого. А вот экскурсионный Китай пользуется спросом.

«Для России зима - не сезон с точки зрения пляжей», - подчеркнула эксперт. При этом 80% российских туристов выбирают именно пляжный отдых, напомнила она.

Из «экскурсионки», по словам Тюриной, на первом месте Санкт-Петербург, Великий Устюг, Москва, Золотое Кольцо, Беларусь (ею занимаются операторы, специализирующиеся на внутреннем туризме), а также Крым, Казань, Калининградская область. Активнее, чем год назад, продаются санаторно-курортные туры, в частности – в санатории Кавказских Минеральных Вод. Традиционно хорошо идут туры в Сочи.

Пресс-секретарь РСТ подчеркнула: большинство туров бронируются на 2-3 января. «Примерно 25% туристов заезжают до Нового года, и 75% - после, что объясняется стоимостью туров. Новогодние туры почти вдвое дороже, чем рождественские», - пояснила эксперт.

При этом она обратила внимание на рост цен на туры внутри страны. Так, подмосковный отдых подорожал на 7-8%, Золотое кольцо - на 10%, Великий Устюг, по информации одних операторов, подорожал на 8-10%, по словам других — на 15-20%.

«Трехдневный тур в Великий Устюг вместе с дорогой обойдется россиянам в 22-24 тыс. рублей - дорого. Однако спрос на это направление поднялся. В прошлом году в новогодний период они приняли 33-35 тыс. туристов, в этом ожидается до 40 тыс. туристов», - заметила Тюрина.

«Мы должны учитывать, что около 10% россиян вообще не планируют тратиться на новогодние подарки, тогда как в прошлом году таких было всего 4%. Мы знаем, что от путешествий в кризис отказываются в первую очередь. Социологи соглашаются: россияне в первую очередь экономят на деликатесах и путешествиях. Подозреваю, что деликатесы стоят на первом месте по алфавитному признаку», - заключила эксперт.

По ее словам, наиболее сохранным остается сегмент индивидуальных туров, который рассчитан на людей посостоятельнее. Но после трагедии на Синае люди стали меньше бронировать туры, явно боятся летать, резюмировала Тюрина.

Меньше всего пострадал сегмент индивидуального туризма. Однако состоятельные россияне хоть и не отказались от отдыха вовсе, но отдыхать стали реже, заявила генеральный директор компании «Карлсон Туризм» (входит в состав «Ростик Групп») Екатерина Федорова. «Если раньше наши клиенты могли путешествовать 3-5 раз в год, и отдыхать по 2-3 недели, то сейчас они стали скромнее: два раза в год, по неделе. Люди боятся оставлять бизнес надолго, боятся уезжать из страны», - пояснила она.

На Новый год в сегменте индивидуальных туров востребованы экзотические направления: Мальдивы, Сейшелы, юго-восточная Азия — они практически не просели по сравнению с прошлым годом. Правда, туристы, которые раньше посещали Францию, Швейцарию, сейчас переориентировались на Австрию. «Если раньше во французских Альпах невозможно было найти места на новогодний период, сейчас с этим проблем нет», - подметила Федорова.

Произошли изменения и в части глубины продаж. Если раньше дорогие отели бронировали на следующий сезон, начиная с сентября-октября, а новогодние туры — с мая-июля, сейчас все бронируют за месяц. «Раннее бронирование в этом году, думаю, исключено», - резюмировала гендиректор «Карлсон Туризм».

Хотя, определенные проблемы есть и в этом сегменте. Так, объемы продаж упали на 15-20%. Изменился и средний чек: если раньше сумма составляла порядка 150 тыс. рублей, то сейчас - порядка 80 тыс. рублей.

На этом фоне растет спрос на индивидуальные туры по России. В числе наиболее востребованных Федорова назвала дорогие «пятерки» Сочи. Байкал, Якутия реже пользуются спросом. «Проще поехать в другие страны», - объяснила она.

Согласилась с ней и пресс-секретарь РСТ. Например, по ее словам, жителям Барнаула, где есть замечательный курорт Белокуриха, дешевле слетать в Тайланд.

«Что касается турецких направлений, мы уже сейчас видим, что идет переориентация на Иорданию, Эмираты, Израиль, юго-восточную Азию. Летом к ним добавятся Греция, Италия, Испания», - заметила Федорова. Однако массовым операторам, которые жили за счет Турции, будет достаточно сложно переориентировать туристов и найти страну на замену, готовую принять тот наплыв туристов, который приходился на Турцию, считает она.

«Колоссальный всплеск интереса в конце 2014 года к внутреннему туризму, связанный со скачком курса, посеял эйфорию на рынке, что внутренний туризм, наконец, воспрянет. Правда, в реальные продажи, аналогичные интересу, это не вылилось. Спрос, конечно, вырос — плюс 30% по итогам летнего сезона. Меж тем, всплеск интереса нам дарил 70-80%», - отметила Тюрина.

Но если по количеству мест Крым и Сочи готовы принять еще по два миллиона туристов сверх летних показателей (Крым — 3,5-4 млн человек), то обслужить их не смогут: нет ни инфраструктуры, ни привычного all inclusive, ни анимации, ни сервиса, заявила Тюрина.

«Например, в Имеретинке, в Сочи, очень узкая пляжная полоса. Если турпоток увеличится, людям придется занимать места на пляже с ночи. Кроме того, уже сейчас туристы сетуют на отсутствие там развлечений», - заметила пресс-секретарь РСТ.

Попеняла эксперт и на плохое продвижение отечественного турпродукта. «Многие ли знают, что в скайпарке в Сочи самый протяженный подвесной мост в мире — почти полкилометра через ущелье? Что там самая высокая в Европе тарзанка? Между тем в аэропорту там рекламируют отдых в Венесуэле, а не новогодние туры в Сочи», - заметила Тюрина.

Она подчеркнула: «Россия получила очередной шанс, но нельзя продвигать страну, пользуясь конкретной ситуацией». По мнению эксперта, становление внутреннего туризма — системная и длительная работа. «Расчет на то, что все, кто не сможет отдохнуть за границей, отправятся в Крым, не оправдается», - убеждена Тюрина.

По словам эксперта, туристы, которые в прошлом году отдохнули в России дешево, остались довольны. Однако у людей, которые привыкли к заграничным отелям и выложили за отдых в России немалые деньги, осталась масса претензий. «Вряд ли они решатся на такой отдых снова», - считает эксперт.

Не добавляют оптимизма и прогнозы Ростуризма, согласно которым, рост цен на внутреннем туристическом рынке может составить до 30%.

Анна Семенец