Posted 11 декабря 2015,, 17:32

Published 11 декабря 2015,, 17:32

Modified 31 марта, 05:06

Updated 31 марта, 05:06

Из-за чего Россия теряет инвестиции?

11 декабря 2015, 17:32
Успешная арабская компания Limitless, реализующая проект «Загородный квартал» в Химках, может уйти из России. Слухи о сложностях, которые компания якобы испытывает в ОАЭ, появившиеся в СМИ в качестве объяснения этого шага, убедительными не выглядят.

Один из крупнейших иностранных инвесторов — арабская компания Limitless, реализующая строительный проект «Загородный квартал» в Химках, - может уйти из России. Слухи о финансовых сложностях, которые компания якобы испытывает в Арабских Эмиратах, появившиеся в СМИ в качестве объяснения этого шага, убедительными не выглядят: Limitless полностью принадлежит государству, недавно получила в управление один из знаменитых на весь мир островов роскоши «Пальма» и успешно реализует проекты в Арабских Эмиратах, Саудовской Аравии, Иордании, Вьетнаме.

Что стоит за решением арабского девелопера и чем оно может обернуться для российской экономики, «Росбалту» рассказал доктор политических наук, профессор Дипломатической академии МИД России Алексей Бинецкий.

Напомним, Limitless вышла на российский рынок в 2008 году, создав партнерство с российской RDI Group. Совместная компания под названием Dentra Holding была создана на Кипре. В России проектом управляла ее стопроцентная дочка — компания Шереметьево-4. Сам проект получил название «Загородный квартал» в Химках и предполагал строительство на 113 га 730 тыс. «квадратов» недвижимости, из которых 530 тысяч «квадратов» – жилье. Строительство первой очереди стартовало в 2013 году, но вскоре остановилось.

- В последнее время в СМИ появляются довольно противоречивые сведения: по одним данным, в виду финансовых трудностей Limitless готова выйти из проекта в Химках и продать свою долю российскому партнеру, согласно другим, все эти слухи опровергаются. Вы понимаете, что там происходит?

- Насколько мне известно, арабская компания не намерена оставлять проект. Кроме того, из источника, близкого к Limitless, мы точно знаем, что RDI никогда не обращалась к партнеру с предложением продать свою долю. Более того, никогда они не предлагали и какого-то другого выхода из ситуации, в отличие от Limitless. Арабская компания понимает, что на выходе стоимость проекта может достигнуть $2-2,5 млрд. На этом фоне деньги, которые уже вложены — порядка $150 млн, и те, что, возможно, еще придется вложить, не представляются нереальными. Что касается проблем Limitless, может, они и есть, но они не имеют отношения к этому проекту.

- Я так понимаю, стройка сейчас не ведется?

- Да, вопреки заявлениям RDI, строительство сейчас не ведется. При этом, заявления российской стороны о том, что она, наконец, взяла проект под свой контроль и возобновила строительство, выглядят весьма странно еще и потому, что в руководстве компании Шереметьево-4 никогда не было никаких иностранных менеджеров: все — от руководства до бухгалтерии — изначально было под контролем российской стороны (RDI Group). Limitless в управлении никогда не участвовала.

- Однако дольщики утверждают, что проект тормозит арабская сторона.

- Летом этого года, в период, когда шли активные переговоры между партнерами, дольщики обратились в Управление по борьбе с экономическими преступлениями ГУВД по Московской области с обвинениями в адрес Limitless о возможной потере их денег. По результатам проверки областная экономическая полиция оснований для обвинения не нашла. Интересно другое: в августе появились сообщения о поджоге бухгалтерии в Шереметьево-4, а после кто-то проник в офис и украл компьютер. Что происходит с расследованиями этих обстоятельств, нам не известно.

- Но если арабская сторона от проекта не отказывается, что мешает его реализации?

- Чтобы было понятнее, зайду издалека. На момент начала переговоров с Limitless RDI Group принадлежала Дмитрию Аксенову и Дмитрию Саблину. В какой-то момент, перед стартом проекта с инвесторами из Дубая, партнеры разделили RDI. Подобную схему вывода основной части активов из-под возможного удара российский бизнес иногда использует, готовясь к полузаконному отъему денег инвестора. Компания Шереметьево-4 была создана как стопроцентная дочка Dentra Holding (Кипр), в которой 50% акций принадлежат Limitless, а остальными владеет RDI. Точнее, как выяснилось недавно, уже не владеет. По установившейся традиции, свои 50% RDI продало какой-то неизвестной компании, не сообщив об этом партнеру. На этот счет в суде Кипра рассматривается дело против RDI о нарушении прав акционера Limitless. Еще одно дело против RDI слушается в Лондоне.

- Вернемся к Dentra Holding...

- Да. Созданная партнерами компания учреждает Шереметьево-4. Проект возник на базе 113 га земли, находящихся в аренде от физического лица по фамилии Егоров. Взнос в уставной капитал должен был составлять $50 млн с каждой стороны. Инвесторы из Дубая свою часть денег внесли, а российская RDI, по некоторым сведениям, попросила сумму у партнера в долг. Как стало известно из осведомленных источников, арабские партнеры согласились дать займ.

На эти средства от имени Шереметьево-4 был произведен выкуп прав аренды у господина Егорова, и дальнейшие согласования с администрацией города Химки и другими государственными органами разрешений на строительство, этажность, которая была изменена с малоэтажной на 17-этажную. Кстати, интересно, что за все время существования Шереметьево-4, по каким-то причинам не уплачивался налог за землю.

Limitless привлекли американских архитекторов, был разработан проект, началось строительство первой очереди. После этого, по данным источников, знакомых с ситуацией, компания RDI попросила еще $25 млн у арабских партнеров. Насколько мне известно, за все время Аксенов с товарищами вложили в проект порядка $5 млн, и то, неясно, на какое время эти деньги задержались на счете Шереметьево-4. Мы подозреваем, что не долго.

- Проблемы, как я понимаю, возникли позже?

- В 2013 году, когда в нашей стране якобы начался кризис, а на самом деле — обычный спад продаж. Шереметьево-4 заявила о том, что у компании кассовый разрыв и необходимы дополнительные средства. Их было предложено взять в ExpoBank, которым владеет господин Ким (последующие события позволяют предположить, что Ким и Аксенов были если не приятелями, то соратниками). Арабская сторона не была в восторге от необходимости брать кредит, тем более, что залогом по нему должно было стать не просто права аренды 98 га, а со всей документацией на строительство. Российская сторона взяла кредит, правда, с молчаливого согласия арабской.

Через короткий промежуток времени деньги кончились, Шереметьево-4 перестала обслуживать кредит. В результате длительных переговоров, в том числе, с привлечением арабской стороны, выяснилось, что Limitless, как это ни странно, готова выплатить сумму кредита вместе с процентами, о чем было официально заявлено банку. Однако российский акционер и банк под разными предлогами уклонялись от решения вопроса. Арабский инвестор предлагал снизить цены на квартиры, чтобы увеличить продажи, но и это предложение было отвергнуто партнерами под предлогом того, что это якобы запрещено российским законодательством. Более того, арабская сторона также предлагала выкупить долг у ExpoBank.

- То есть, получается, что Limitless пыталась спасти проект?

- Да. Видимо, испугавшись этого обстоятельства, банк организовал регистрацию компании «Игрек-бренд» в Новосибирске. Единственным стопроцентным бенефициаром этой компании является сам владелец ExpoBanka Ким. Итак, ExpoBank продает права на долг Шереметьево-4 новосибирской компании. Причем, опять же, без согласования с арабской стороной.

К этому моменту дело о взыскании задолженности Шереметьево-4 слушалось уже в арбитражном суде. Limitless, стремясь вернуть бизнес в нормальное русло и спасти проект, предложили купить «Игрек-бренд» вместе с долгом. Генеральный директор «Игрек-бренд» такого предложения отказался, аргументируя это тем, что процедура слишком долгая - проходит через Росфинмониторинг, поскольку деньги, пришедшие из Дубая, могут быть «серыми», «черными», и вообще, это неприемлемо.

Арбитражный процесс движется дальше. При этом нужно заметить, что в силу корпоративной структуры, которая была придумана, не имея своих представителей в Шереметьево-4, арабская сторона юридически была лишена возможности участвовать в арбитражном суде. Судебный процесс шел без их участия. В итоге мировое соглашение заключалось между Шереметьево-4 и фактически ExpoBank в лице «Игрек-бренда» с одной единственной целью — получить в качестве оплаты по кредиту те самые 98 га с разрешительной документацией на строительство. Здесь нужно подчеркнуть, что это не просто земля, это бизнес, это право на застройку этой земли. Даже самый безграмотный оценщик подтвердит, что сумма задолженности перед банком в разы меньше стоимости залога.

В настоящий момент можно предполагать с высокой долей вероятности, что инвестиции в размере около $150 млн и активы Шереметьево-4, принадлежащие на 50% компании Limitless, будут потеряны.

- Тогда возникает вопрос: что же RDI собирается выкупать у Limitless?

- Складывается впечатление, что это пустое заявление, направленное лишь на то, чтобы успокоить группу активных покупателей, которые не получили свои квартиры. Эти разговоры ведутся в прессе с мая, и каждый раз RDI пытается представить дело таким образом, что все проблемы исходят от арабской стороны .

- Но Limitless — не просто крупный инвестор, это государственная компания. Во что может вылиться вся эта история в широком смысле?

- Конечно, потеря Limitless таких инвестиций в России, и при таких обстоятельствах, ударит по инвестиционному имиджу страны. Кроме того, ОАЭ - одно из немногих дружески настроенных к России государств в ближневосточном регионе. Там проводятся чрезвычайно важные для России выставки по продаже технологий и вооружения, которым президент Путин уделяет огромное внимание. История с Limitless может подорвать эти усилия. Тогда еще один источник наполнения российского бюджета может оказаться под вопросом.

Дарья Истомина