Posted 13 декабря 2015,, 20:10

Published 13 декабря 2015,, 20:10

Modified 31 января, 08:23

Updated 31 января, 08:23

Кризис активизировал автоворов

13 декабря 2015, 20:10
Автолюбители бьют тревогу – страну захлестнула волна краж запчастей . С машин снимают пластмассовые молдинги, омыватели фар и сами фары, зеркала, решетки радиаторов, парктроники. Вероятно, скоро, как в прежние времена, начнут скручивать колеса.

На днях знакомая, выйдя утром из подъезда, обнаружила, что у ее Volkswagen Golf отсутствует левое боковое зеркало. Сняли аккуратно – явно стремились не повредить. В полиции особо не посочувствовали: вы третья за утро. И, как оказалось, эта проблема характерна не только для столицы.

«Два дня назад сняли фары ночью у дома. Была записка – принципиально не звонил. У двоих тоже сняли в эти дни. На «разборках» в городе фар нет. Приватно сказали, что в области чес залетных гастролеров», – пишет на одном из автомобильных форумов житель Твери. Ниже его сообщения в ветке – описание десятков аналогичных случаев исчезновения запчастей. Зачастую – разного типа фар и боковых зеркал. Недосчитаться дворников, выйдя утром из дома, судя по всему, уже стало обыденностью - сродни испачканной в осенней слякоти обуви.

В последние месяцы сетевые ресурсы автовладельцев стали походить на разворошенные и озлобленные пчелиные ульи: наравне с жалобами на бездействие правоохранительных органов звучат призывы к самостоятельной борьбе со злоумышленниками и предложения ненавязчивой профилактики. Самое частое из них – не покупать запчасти на «разборках» и не обращать внимание на заманчивые объявления в Интернете, чтобы падение спроса повлекло за собой соответствующее сокращение теневого рынка предложений.

При этом многих посещают мысли о публичных способах воздействия на мошенников – вроде организации «слепого» автопробега без фар или подключения к проблеме влиятельных политических сил. Однако пока никаких однозначных решений не принято, автолюбители по старинке помечают собственные запчасти, чтобы, в случае чего, их можно было вычислить. Помогает не всем.

«Сегодня у меня повторно - с разницей в месяц - сняли фары. На фарах фамилия и VIN - на наружной стороне фар высотой в 2см (неаккуратно нацарапал шилом), было очень заметно. Не помогло», – делится пользователь из Москвы.

«Общие показатели экономические – как в стране, так и в автомобильном транспорте (в том числе и для частных автовладельцев) – предусматривают определенный дисбаланс в интересах участников рынка, – рассуждает главный эксперт Всероссийского общества автомобилистов Андрей Карлов. – Таким образом, появление соответствующих предложений на вторичном рынке заставляет криминальные элементы с повышенным интересом заниматься кражей запчастей».

Многие пострадавшие автовладельцы, несмотря на уговоры собратьев, похоже, полагают, что в кризис быть честным весьма накладно – цена запчасти у дилера или в крупном магазине запчастей и цена детали с неясной историей отличается в разы. И криминальный рынок процветает.

«У меня два раза уносили фары. Первый раз (с «разборки») продали мне мои же. Второй раз ушли с концами, правда пристегнуты были тросами. Поломали крылья, закоцали бампер, решетку», – делится своей неприятной историей очередной столичный автовладелец.

Эксперты усматривают причину обострения ситуации в экономических трудностях, которые переживает Россия уже второй год. «У довольно большого количества людей пропали доходы, достаточные для того, чтобы нормально поддерживать какие-то обязательства. Очень многие в кредитах, им надо как-то возвращать эти деньги», – поясняет координатор сообщества «Синие ведерки» Петр Шкуматов. Вместе с тем нынешняя ситуация все же не столь критична, как в девяностые, ибо «колеса пока еще не пилят».

«Доказать факт кражи мелких, не номерных, запчастей довольно сложно, потому что это делается под покровом ночи и, как правило, злоумышленники надвигают на лица капюшоны. Камеры не очень помогают. Соответственно, сбывается это все на раз-два-три. Снял десять комплектов дворников и продал их за две-три тысячи рублей. Все, жизнь удалась», – говорит Шкуматов.

А пострадавшие автовладельцы вынуждены метаться между официалами с зашкаливающим ценником, мастерскими и частными продавцами, предлагающими запчасти с «разборов», где велика вероятность нарваться на краденые детали, и страховыми компаниями (для застрахованных по КАСКО). Однако, как свидетельствуют данные исследования специалистов группы «Уралсиб» (от марта 2015 года), в 2014 году средняя стоимость страховки КАСКО в России выросла на 41%, а количество граждан, выбравших этот тип страхования, в этот период времени сократилось сразу на 20%. Многие сегодня страхуются с франшизой, поэтому мелкие детали вынуждены возмещать за свой счет. Однако и другие страхователи не спешат обращаться в страховые компании и сервисы - украденное зеркало может изрядно подпортить страховую историю, а вкупе с ремонтом после возможной аварии способно поднять цену за полис на следующий год страхования до совсем неподъемной суммы.

Поэтому, вероятно, страховые компании и не видят особого всплеска автокраж. «Кражи зеркал регистрируются, но никаких всплесков мы не наблюдаем, – рассказывает глава дирекции розничного бизнеса СПАО «Ингосстрах» Виталий Княгиничев. – Дворники в последнее время вообще никому не нужны – случаи их краж довольно редкие. А вот фары мы к мелким деталям не относим. На некоторые модели автомобилей стоимость фары может составлять и 250, и 450 тысяч рублей. Причем это цены на широко распространенные, не люксовые бренды».

Негласный топ-лист у преступников, как объясняет начальник кузовного цеха одного из столичных автосервисов Юрий, возглавляют автомобили модели Volkswagen Touareg. Следом – Porsche Cayenne. «Бывает такое, что люди по несколько раз приезжают. Вот последний раз у нас была машина – третий раз уже у хозяина украли фары, поэтому он решил их раз и навсегда закрепить», – делится он.

Между тем, на форумах продолжают появляться все новые сообщения: «У меня стабильно раз в месяц, последнее время чаще, пытаются украсть фары! Началось с середины лета (смогли вытащить одну), после этого несколько попыток (следы на бампере), недавно вывернули, выдернули, сломали все крепления и, я так понял, оставили за ненадобностью... последний раз между попытками прошла неделя.. Уверен я не один такой!»

Денис Гольдман