СРО как знак качества

Власти столицы заключили контракты на поставку питания школьникам и детсадовцам с компаниями, прошедшими жесточайший конкурсный отбор. Однако ситуацией оказались довольны не все.


Детям нравится еда в школьных столовых

В октябре 2015 года Москва заключила 679 контрактов на право обеспечивать социальное питание детей в детских садах, школах и колледжах. За них боролись несколько компаний, работающих в сфере питания. Борьба была серьезной – ведь общая сумма составляла более 30,7 млрд руб., часть из них распространяет свое действие до конца июня 2017 года.

Победителями конкурса, обладателями этих контрактов стали: ЗАО «Комбинат дошкольного питания», ООО «Московский школьник», ООО «Комбинат питания «Конкорд», ООО «Школьник-ЮЗ», ООО «Вито-1». Они предложили не только наилучшие условия оказания услуг, но и наименьшую их  цену. Эксперты отмечают, что большинство из компаний, которые приняли участие в конкурсе, являются членами СРО «Ассоциация предприятий социального питания в сфере образования и здравоохранения» и занимают лидирующие позиции на рынке. Они сумели своим профессиональным подходом доказать право на реализацию такого серьезного направления государственной политики, как социальное питание.

Некоммерческое партнерство СРО «Ассоциация предприятий социального питания в сфере образования и здравоохранения» было образовано в апреле 2013 года. Ее членом на добровольной основе может стать любое юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, работающий в области социального питания и обслуживающий больницы, школы, детсады и другие организации здравоохранения и образования.

Как рассказывают участники СРО, необходимость создания такой организации возникла, когда стало понятно, что требования к социальному питанию как приоритетному направлению государственной политики становятся все жестче, значит, и уровень компаний, участвующих в процессе должен быть соответствующим. Но на какой отметке должна находиться планка соответствия, каковы критерии, по которым необходимо оценивать игроков рынка, чтобы не ошибиться и не допустить к исполнению госконтрактов недобросовестных поставщиков услуг? Компании, работающие в сфере социального питания, в первую очередь были заинтересованы в создании такого партнерства - вместе гораздо проще ориентироваться в профессиональном поле, развиваться и отстаивать общие интересы, отмечают в СРО.  

Так появилась первая в Москве СРО - «Ассоциация предприятий социального питания в сфере образования и здравоохранения», а затем вторая – «Здоровое питание». В состав первой сегодня входят 26 юридических лиц, организующих питание в образовательных учреждениях Москвы. Эти цифры подтверждают, что идея формирования такого партнерства оказалась своевременной и более чем эффективной.

СРО разрабатывает стандарты и правила питания в сфере образования и здравоохранения, осуществляет контроль за их исполнением. Анализирует возможность неудовлетворительного исполнения работ и причинения вреда и старается исключить ее на этапе возникновения, в том числе путем проведения профилактических мероприятий. Главная цель организации – повысить качество выполняемых в сфере образования и здравоохранения услуг по питанию и эффективно, без нареканий со стороны заказчика исполнить условия контракта. Кроме этого, являясь союзом профессионалов-единомышленников, организация имеет систему поощрений и взысканий участников, что, несомненно, является хорошей мотивацией к достижению высокого профессионального уровня.

С октября по декабрь 2015 года пять участников СРО стали победителями конкурсного отбора компаний-поставщиков школьного питания на 2016 и первое полугодие 2017 года, проведенного образовательными организациями, подведомственными Департаменту образования Москвы, совместно со столичным тендерным комитетом.

В итоге каждое образовательное учреждение заключило с поставщиком питания самостоятельный контракт. Это сделано для более оперативного взаимодействия сторон при обеспечении детей качественной и здоровой пищей.

К участию в конкурсе допускались только компании, которые уже успешно зарекомендовали себя на рынке оказания аналогичных услуг, а также подтвердили опыт исполнения государственных контрактов и гражданско-правовых договоров на услуги питания или поставку пищевых продуктов.

Особые требования предъявлялись к конкурсной документации. В их формировании участвовали Служба финансового контроля Департамента образования, Московский центр образовательного права, эксперты Московской государственной инспекции по качеству и безопасности пищевых продуктов, представители Роспотребнадзора и родители.

В документах учли требования к ассортименту и качеству продуктов и бутилированной воды. Согласно бумагам, пища должна быть разнообразной, вкусной, полезной, безопасной, без консервантов и других ненатуральных ингредиентов. В документации также регламентировали право учебных организаций контролировать качество оказания услуг и самостоятельно вести претензионную работу.   

При подготовке к конкурсу был проведен анализ рыночной стоимости услуг. Однако максимальные цены контрактов были определены только с учетом стоимости госконтрактов, без предложений коммерческих компаний. Это позволило формировать цены на минимальном уровне, с коррекцией исключительно на уровень инфляционных ожиданий на 2016 год.

Оценкой конкурсных заявок занималась конкурсная комиссия, в которую вошли представители всех заинтересованных ведомств, школ и родительской общественности. Они учитывали не только ценовые предложения, но и качество услуг, квалификацию участников. 

Например, в рамках показателя «Функциональные свойства» оценивались примерные меню, предложенных участниками. Наивысшую оценку получили наборы, блюда из которых были не только безопасными и качественными, но и нравились детям. Конкурсанты также должны были подтвердить устойчивое взаимодействие с организациями, сопровождающими оказание услуг общественного питания. В штате у претендентов должны быть специалисты высокого профиля с соответствующим образованием. Наибольшие баллы присваивались коллективам с поварами, чей стаж работы превышал 3 года. 

Максимальная прозрачность отбора и высокие требования к конкурсантам показали, что стандартам соответствуют не многие. Наиболее успешными среди претендентов стали именно участники СРО.  

Такие жесткие условия отбора привели к тому, что меню для учреждений здравоохранения и образования сбалансировано, разрабатывается в соответствии с нормами СанПин при участии ведущих диетологов, блюда готовятся из качественных и свежих продуктов, поставщики сырья инспектируются с пристрастием, в процессе производства осуществляется многоступенчатый контроль, случаев отравлений в обслуживаемых учреждениях не зарегистрировано.

Однако все хорошие начинания могут стать мишенью для плохих намерений во время предвыборных кампаний, говорят в СРО. И констатируют: так и в сфере социального питания Москвы было бы все хорошо, если бы не предстоящие выборы в Государственную думу. Как отмечают в организации, настала пора, когда начинают «оживляться» страждущие попасть во власть, используя в качестве лейтмотива своей предвыборной программы социальные темы, близкие каждому. А это, как известно: пенсионное обеспечение, питание детей и медицинское обслуживание. Редкий непрофессиональный кандидат в депутаты не обещал бабушкам повысить пенсию, если те на выборах отдадут свой голос за него. Бабушки, хоть и жизнью наученные, но не знают, что повышение пенсии – не в компетенции депутата. А поэтому, на всякий случай, вдруг сбудутся предвыборные заветы, идут и отдают свой голос за напрасные обещания.

Как отмечают в СРО, вот так недавно антикоррупционный центр партии «Яблоко» решил сыграть и свою предвыборную мелодию на тонких струнах читательских душ и опубликовал свои подозрения о картельном сговоре поставщиков на рынке школьного питания в Москве и нарушении конкуренции при заключении контрактов с поставщиками услуг. Доводы при этом, как отмечают эксперты, приводились совершенно не убедительные. Как предполагают в СРО, зная особенности квалификации юристов «Яблока», автором громких заявлений является Алексей Карнаухов. А о его репутации, говорят в СРО, выводы можно сделать на основе скандальных публикаций в Интернете.

Между тем, как отметил старший научный сотрудник РАНХиГС Вадим Новиков, «участие компаний в СРО не доказывает факт участия этих компаний в картельном сговоре». Условия конкурса, а также порядок его проведения соответствуют действующему законодательству. С учетом того, что до настоящего времени проведение конкурса оспорено не было, говорить о нарушении конкуренции, по его мнению, нельзя. Говорить о нарушениях действующего законодательство можно будет только в том случае, если они будут установлены вступившим в законную силу решением суда, отмечает эксперт.

А пока крутятся колеса предвыборных кампаний, компании-поставщики питания исполняют свои обязательства перед школами, детскими садами, больницами – перед государством и обществом, говорят в СРО.

Сергей Петров


Ранее на тему Роспотребнадзор вычислил оптимальный вес портфелей для школьников