Posted 1 апреля 2016,, 20:03

Published 1 апреля 2016,, 20:03

Modified 31 января, 09:41

Updated 31 января, 09:41

«Дело Михальченко»: алкоголь под видом герметика

1 апреля 2016, 20:03
Следствие считает, что миллиардер причастен к созданию преступной группы, занимавшейся контрабандой. Ему грозит до 12 лет лишения свободы.

Басманный суд Москвы санкционировал арест одного из самых богатых людей Санкт-Петербурга Дмитрия Михальченко, обвиняемого в контрабанде алкоголя. Гендиректор холдинговой компании «Форум» пробудет в следственном изоляторе до 29 мая. Его защита намерена обжаловать судебное постановление.

«А эти кто?» — с пренебрежением спросил из «клетки» бизнесмен Дмитрий Михальченко, наблюдая за тем, как немногочисленные журналисты занимают места на скамейках тесного зала Басманного суда. Ответом ему было молчание. Отчасти оно объяснялось грозными взглядами троих сотрудников ФСБ в черных масках, которые препроводили миллиардера до скамьи подсудимых и остались дежурить рядом.

Предприниматель в элегантном темно-синем пальто и аналогичного цвета костюме с кремовой рубашкой старался сохранять спокойствие, с улыбкой глядя по сторонам. Однако в его глазах, смотрящих поверх прямоугольных очков в тонкой металлической оправе, читалась нервозность. «Когда же уберут занавес? Публика готова, суфлеры тоже. Затягивается спектакль», — прервал тишину ироничным выпадом в сторону прокурора и следователя адвокат Михальченко Алексей Егоров. Его оппоненты от комментариев воздержались.

В начале заседания судья Артур Карпов уточнил личность подсудимого и поинтересовался, нет ли у него хронических заболеваний. Дмитрий Михальченко сообщил, что страдает гипертонией и имеет межпозвоночную грыжу. Затем его защитник попросил суд перенести рассмотрение вопроса об аресте на следующий день, поскольку у него не было времени ознакомиться с материалами дела: обвиняемый, по его словам, был официально задержан всего за час до заседания. Пока юрист выступал, Михальченко беззаботно поправлял прическу. Следователь Новиков возразил Егорову, что доставка обвиняемого из следственного изолятора — сложный процесс, а потому на изучение ходатайства может хватить и двадцати минут. Судья с этим доводом согласился.

После перерыва следователь выступил с объяснением ходатайства. Он рассказал, что уголовное дело о контрабанде импортного алкоголя (ч.3 ст. 200.2 УК РФ) было возбуждено 29 марта. Следствие установило причастность бизнесмена к созданию в 2015 году («точная дата и время не установлены») преступной группы, целью которой был незаконный ввоз в Россию дорогих алкогольных напитков — под видом строительного герметика. «Алкогольная продукция покупалась на различных аукционах и в различных магазинах стран Евросоюза, после чего аккумулировалась в порт Гамбург, а затем переправлялась в контейнерах под видом строительного герметика на территорию РФ. То есть — в зону Таможенного союза», — размеренно, с большими паузами говорил Новиков. Вопреки привычке большинства коллег он не читал текст ходатайства по бумажке.

После транспортировки товара через границу злоумышленники изготавливали поддельные документы, отметил следователь. Однако цепь оборвалась после одной из проверок на таможне. Правоохранители осмотрели два контейнера и обнаружили там множество бутылок вина, виски и граппы. По оценке специалистов Торгово-промышленной палаты Санкт-Петербурга, стоимость каждой из них колеблется от 10 до 50 тыс. руб. Десятая доля товара из одного только контейнера была оценена в 1,7 млн руб., что позволило следствию квалифицировать контрабанду «в особо крупном размере».

«Экономическими операторами» таможенными представителями нелегального процесса в Северо-Западном регионе выступили, по версии правоохранительных органов, гендиректор ООО «Юго-Восточная торговая компания» по фамилии Пичко и замглавы компании «Кантри логистик Северо-Запад» Киндзерский. «Суду представлены в небольшом объеме, но достаточно информативные материалы, которые прямо свидетельствуют о личной заинтересованности и причастности Михальченко к контрабанде алкогольной продукции», — продолжал Новиков. Резюмируя, он добавил, что вину предпринимателя подтверждают найденные у него дома улики и отслеженные оперативниками переговоры, «из которых четко видно, что он не отрицает, а наоборот пытается воспрепятствовать деятельности как таможенных, так и иных правоохранительных органов».

«Оставаясь на свободе, он может скрыться от органов предварительного следствия. Обладая значительными суммами денежных средств, может их направить на подкуп свидетелей, чем может воспрепятствовать производству по уголовному делу. Через свои обширные связи в различных органах государственной власти, правоохранительных органах и спецслужбах может оказать воздействие на свидетелей и воспрепятствовать работе следствия», — декларировал следователь, подчеркивая, что по предъявленной статье миллиардеру грозит от 7 до 12 лет лишения свободы. Он попросил суд заключить обвиняемого под стражу. Прокурор Карасев ходатайство поддержал.

«Я не создавал никаких преступных группировок и ничем таким не управлял, — возразил Дмитрий Михальченко. — Я не знаю ни перевозчика, ни всех этих лиц. Это абсолютный для меня абсурд. Единственное, что я хотел здесь добавить: я не знаю, что изъяли у меня, что подтверждает мою причастность. Очень сомневаюсь, что такие документы присутствуют». Предприниматель напомнил о своей должности в холдинге «Форум», в котором трудится «порядка 7 тыс. человек», и о курируемом компанией проекте строительства порта Бронка под Петербургом. По его словам, руководители проекта с госфинансированием ведут переговоры с китайскими партнерами, в которых «есть определенные спорные моменты».

«Я, как гендиректор, должен участвовать в переговорах. Это стратегический проект не только для холдинга «Форум», не только для Санкт-Петербурга, но и для России в целом. Я горжусь тем, что я делаю, мне не стыдно за то, что я делаю, — постепенно повышал тон бизнесмен, оперевшись на прутья «клетки». — К этим мероприятиям, к этому вину какому-то я не имею отношения, я не занимаюсь таможенной деятельностью и предпринимательством по этому направлению». Он заявил, что его отсутствием на посту могут воспользоваться конкуренты и «сопредельные страны, которые «заинтересованы в непланомерности запуска» проекта в срок. К тому же скрываться от следствия он не собирается, поскольку отдал следователю два загранпаспорта.

Михальченко указал присутствующим журналистам на сообщения недельной давности о его, впоследствии не подтвердившемся, аресте и призвал «быть объективными и соблюдать журналистскую этику». «То, что у меня есть друзья, это ничего не значит. У всех есть друзья, у следователя наверняка есть друзья, и в ГАИ, наверное, даже есть. Это общее дело каждого! Да, я дружен с многими, но это не значит, что я использую это в корыстных целях, чтобы кого-то подкупить», — горячился обвиняемый. Он рассказал о своей «гражданской позиции» и «помощи силовым структурам», за которую был награжден знаком отличия.

«Сумма миллион семьсот, когда порту Бронка на сегодняшний день нужно 23 миллиарда… Нам еще надо осваивать государственное финансирование. А если меня арестуют, я уверен, Сбербанк остановит государственное финансирование потому что — как генеральный директор — я буду находиться под стражей. Мы прошли все инстанции, получили государственные гарантии для того, чтобы закончить инвестиционный проект. Иметь глубоководный порт на Балтике — дорогого стоит. Не знаю, кто является заказчиком всей этой кампании, но я считаю себя абсолютно невиноватым и никаких групп я не возглавлял. Я еще в уме, товарищ судья, чтобы не делать таких постыдных вещей», — чуть ли не кричал предприниматель. Однако судья его прервал, отметив, что не располагает материалами дела и потому не может оценить аргументы обвиняемого. Михальченко извинился.

Алексей Егоров, уточнив вслух у подзащитного формальные вопросы, поинтересовался, какую сумму тот может предоставить суду в качестве залога.

«Ну, 50 миллионов я готов, пожалуйста», — решительно ответил Михальченко.

«С учетом материального и социального положения обвиняемого — не могу говорить от своего имени, ссылаюсь на сообщения изданий, — состояние Михальченко оценивается в 18 миллиардов рублей, поэтому сумма в 50 миллионов не лишит его возможности скрыться и не помешает ему продолжать заниматься преступной деятельностью», — парировал следователь.

Защитник Михальченко заявил, что следователь предоставил недостаточно документов для ареста бизнесмена, назвав справки о проведенных следственных действиях «филькиной грамотой». Пока адвокат настойчиво просил суд отпустить его подопечного под домашний арест или залог, Михальченко нервно ходил по клетке туда-сюда. Маршрут его насчитывал три мелких шажка.

«Это дело было заказано на таком «верху», что здесь все готовы были взять под козырек и заключить под стражу кого угодно! — с хрипотцой гремел адвокат. — Я думаю, уважаемый суд, суду следует проявлять не только принципиальность при решении таких ходатайств, но и стоять на страже закона!»

Артур Карпов доводам защиты не внял и постановил арестовать Дмитрия Михальченко на два месяца — до 29 мая. Защита миллиардера это решение намерена обжаловать.

Денис Гольдман