Posted 15 апреля 2016,, 12:14

Published 15 апреля 2016,, 12:14

Modified 31 марта, 03:39

Updated 31 марта, 03:39

Рабы «интеллектуального станка»

15 апреля 2016, 12:14
Зачем богатые люди развивают у своих детей последовательный тип мышления и почему у интернет-общения нет будущего, рассуждает психолог Рада Грановская.

Разделение общества на интеллигенцию и рабочих сохраняется, но в новом наполнении. Причем, люди с клиповым мышлением представляют собой скорее последнюю категорию. Просто сегодня эти люди трудятся в другой — интеллектуальной — промышленности. Об особенностях нового типа мышления «Росбалту» рассказала профессор, доктор психологических наук Рада Грановская.

— Рада Михайловна, в прошлом своем интервью для ИА «Росбалт» вы говорили о том, что люди с клиповым мышлением элитой не станут. В чем причина? Можно ли говорить о том, что новый тип мышления порождает поверхностность и даже посредственность?

— Понимаете, все не так просто. Дело в том, что скорость появления новых сведений по сравнению с прошлым веком увеличилась в 50 раз. Жизнь ускоряется. Безусловно, способность быстро включиться и обработать информацию — большой плюс. Другое дело, что поистине сложные задачи людям с клиповым мышлениям не под силу, поскольку, чаще всего, на простые они не делятся. Но ведь такие задачи встречаются достаточно редко.

— Получается, стратегические задачи все же дело той самой элиты, под которой мы понимаем людей с логическим типом мышления?

— Верно. Причем, нужно понимать, что во все времена элита была в меньшинстве. В этом смысле сегодня ничего нового не происходит: разделение общества на интеллигенцию и рабочих сохраняется. Однако кое-что все же поменялось, и сегодня мы фактически имеем дело уже с интеллектуальным «станком», который все так же требует от работников высокой производительности, скорости. Нам кажется, что это интеллектуальный труд, но на самом деле, это не так. Это те же рабочие, просто сегодня они трудятся в другой — интеллектуальной — промышленности. Таких людей всегда было больше, и в каком-то смысле они всегда будут преуспевать. Но мы же мечтаем не только о работе у «станка» для своих детей…

— Вы уже сказали о том, что и раньше элита была в меньшинстве. А что представляло собой большинство?

— Эти люди, так же, как и сейчас, двигались по линии ускорения восприятия и приобретения навыков быстрого включения. Они и выдвигались в категорию более эффективных работников. То есть, и раньше большинство ставило на скорость и эффективность.

— Есть мнение, что люди нового типа плохо переносят одиночество. Это так?

— В СПбГУ провели эксперимент. Учащимся старших классов предложили провести 8 часов без гаджетов. Из 150 испытуемых выдержали лишь трое: два мальчика и одна девочка. Один из них клеил модель парохода, второй высаживал цветы, а девочка записывала свои мысли и переживания.

Эксперимент показал, что большинству молодых людей с собой просто не интересно, у них нет внутреннего занятия, которое позволяло бы им не тяготиться одиночеством.

— Как это связано с клиповым мышлением?

— Человек творческий не бывает в одиночестве, у него всегда есть компаньон — его отдаленная цель, задача. Он постоянно возвращается к ней в разное время суток, и этот процесс невозможно выключить. Клиповое внимание включается на короткий интервал, который условно называется «внимание щелчка», то есть, человек концентрирует на чем-то внимание ровно на то время, за которое происходит переключение программы на ТВ. Серьезную задачу за такое время решить невозможно. Поэтому творчество и клиповое мышление не совместимы в том понимании, к которому мы привыкли. Люди с клиповым мышлением хуже переносят одиночество, поскольку они реализуются чаще в общении.

— Получается, люди с новым типом мышления не способны генерировать новое?

Понимаете, мы рассуждаем в рамках старых ценностей. Но хорошо ли сегодня быть занудой, который вцепился в одну задачу, и не отпускает ее годами, не зная даже, выйдет ли из этого что-то? За это время он мог бы выполнить много мелких задач, но актуальных задач, и быть эффективным.

— И все же, что, по-вашему, перспективнее: скорость или глубокий детальный анализ?

— Это очень сложный вопрос. Большинство родителей, вся наша система образования, делают ставку на скорость, считая, что в противном случае ребенок окажется в аутсайдерах. Между тем сравнительно небольшое количество умных и, что очень важно, богатых людей, пришли к тому, что нужно воспитывать детей «по-старому». Они не разрешают им сутками сидеть за компьютером, ограничивают время общения с гаджетами продолжительностью 45 минут — 1 час в день. При этом обязательно включают в программу музыкальное развитие и спорт. Словом, успешные люди сегодня делают ставку на последовательный тип мышления. Брать ли с них пример — дело каждого.

— Есть ли точка невозврата, и можно ли переучиться, воспитать в себе или своем ребенке иной тип мышления?

— Это зависит, конечно, от возраста и от таланта родителей и воспитателей. Дело в том, что дети вообще всякие указания плохо переносят. Их нужно завлекать, демонстрировать, что есть что-то интереснее гаджетов. Это довольно сложная работа, но очень важная.

— Как влияет клиповое мышление на разные сферы жизни, в том числе, на межличностные отношения?

— Клиповое мышление не позволяет терпеливо выслушать собеседника, глубоко вникнуть в его проблему. Естественно, отношения из-за этого страдают. Более того, общаясь в Сети, где достаточно поставить смайлик, чтобы «улыбнуться», мы разучились проявлять свои эмоции в жизни, что тоже обедняет общение.

Социальные сети — отдельная тема. Мне кажется, что нужно было бы найти новое слово, потому что в Сети нет общения — это нечто совершенно иное. И люди начинают это чувствовать: чаще ходят на концерты, в театры, парки. Живое общение возвращается. Думаю, со временем общение в Интернете останется исключительно в виде обмена информацией.

Анна Семенец