Posted 30 июня 2016,, 10:18

Published 30 июня 2016,, 10:18

Modified 31 марта, 02:48

Updated 31 марта, 02:48

«Моя улица»: с заделом на будущее

30 июня 2016, 10:18
Центр Москвы сегодня не так удобен — повсюду кипят ремонтные работы. Что скрывают строительные заграждения и как преобразится столица, разбирался «Росбалт».

С начала летнего сезона в центре столицы развернулись работы по программе «Моя улица». В этом году она включает 53 улицы, а также семь так называемых «ворот» в Москву, то есть пересечений МКАД с вылетными магистралями.

В результате в городе заменят около 14 млн кв.м асфальтового покрытия и уложат 450 тыс. кв.м плитки. Но это лишь часть работ, которая лежит на поверхности.

По словам главы департамента топливно-энергетического хозяйства Павла Левинского, в этом году под землю уберут 950 км различных коммуникаций. На тех улицах, где ведется благоустройство, уже проложили 80% кабельной канализации. В дальнейшем в нее переместят воздушные провода.

По словам чиновника, кабельную канализацию делают постепенно. Во время благоустройства каждую улицу разделяют на несколько участков, на каждом из которых вначале делают тоннели с колодцами под землей, а уже потом мостят тротуары новой плиткой.

Он пояснил, что пространство для электрических, телефонных и интернет-проводов находится в технической зоне между проезжей частью и пешеходными дорожками. У коллектора через каждые 50 м делают колодцы. Между ними под землей прокладывают от шести до девяти труб, по которым тянутся провода. «Если произошла авария в трубе между колодцами, то поврежденный провод обрезают из двух соседних колодцев и через один из них вытягивают на поверхность. Это позволяет не раскапывать всю улицу, — подметил глава ведомства.

В этом году для проводов делают более 100 километров кабельной канализации с резервом примерно в два раза. Так, на Тверской прокладывают девять ниток, а загружены на данном этапе будут только три, в отдельных местах — четыре. Все это делается, чтобы в ближайшие 25 лет не раскапывать улицы для прокладки новых кабелей, пояснили в ведомстве.

К настоящему времени на 18 улицах убрали под землю около шести тысяч погонных метров «воздушки», в том числе на участках Бульварного кольца, улицы Большая Якиманка, Таганской улицы.

Помимо этого, по словам Левинского, в рамках программы 149 московских зданий оборудуют художественной подсветкой. В частности, в новом свете взорам москвичам предстанут здания на Бульварном кольце, в Никитском, Романовом и Крестовоздвиженском переулках.

В Вознесенском, Газетном, Калашном, Крестовоздвиженском, Романовом и Староваганьковском переулках, Манежной улице, Боровицкой площади, Малой Дмитровке, Моховой и Кремлевской набережной в этом году появятся копии фонарей XIX века.

«За счет того, что мы устанавливаем энергосберегающие лампы, освещенность города год от года увеличивается, а объем затрачиваемых на электроэнергию средств не растет. Опыт применения энергосберегающих ламп у нас крайне обширен — 15 тыс. столичных дворов за последние годы оборудовано такими источниками света», — отметил глава ведомства.

Вести масштабные работы приходится под пристальным контролем — благо та же стройка на Тверской прекрасно просматривается из окон московской мэрии. Кроме того, мэр города Сергей Собянин не упускает случая лично проверить реализацию программы благоустройства, что называется — с выходом на место. «Конечно, это доставляет огромное неудобство для горожан. Но к середине августа все основные работы на большинстве улиц будут закончены. Москва и москвичи получат новое качественное общественное пространство, инженерные коммуникации будут приведены в порядок. Там, где эти работы были проведены в предыдущие годы, кипит жизнь. Десятки тысяч гуляющих, праздничная атмосфера», — делится в соцсетях градоначальник после посещения Тверской, Моховой и Нового Арбата.

При этом, как подчеркнул заммэра Москвы по вопросам ЖКХ и благоустройства Петр Бирюков, работы ведутся с заделом на будущее. «Такая масштабная реконструкция Тверской и других улиц, которая идет сейчас, даст возможность не проводить ее в дальнейшем еще 70—100 лет. То есть на тех улицах, которые мы отремонтируем в этом году, в дальнейшем не будет замены коммуникаций. Только аварийные работы, от которых никто не застрахован», — заверил чиновник.

«Мы предупредили все ресурсоснабжающие компании, чтобы в ближайшие годы не приходили с проектами развития, в которых будет прокладка коммуникаций по тем улицам, где мы сейчас работаем, — добавил он. — На самом деле для такой масштабной реконструкции, которая идет по программе «Моя улица», мы тратим небольшие деньги — менее 1,4% бюджета города».

Там, где это возможно, например на Тверской, столичные власти локально прокладывают ливневую канализацию, чтобы вода уходила в подземное пространство, а дальше по селектору на станции очистки. А там, где это невозможно, делаются рельефные уклоны до ближайших водоприемных устройств.

По словам заммэра, последний раз такую масштабную реконструкцию Тверская видела в далеком 1930-м году. Он пояснил: коммуникации прослужили здесь 40-50 лет. Случись зимой авария, городским властям пришлось бы перекладывать коммуникации точечно, и Тверская стояла бы вся в заплатках. «Теперь нам нужно потерпеть эти месяцы, и больше никаких перекладок не будет», — заверил Бирюков.

По его словам, чтобы минимизировать раскопки, город использует методы подземного бурения: пробивается скважина, туда опускается шахта и методом прокола — на расстояние 200—300 метров — под землей протягиваются полиэтиленовые спаянные трубы.

Грядет время, когда рабочие начнут укладывать асфальт на центральных улицах города, в частности — на Тверской. По словам заммэра, есть два варианта: наносить асфальт линиями, перекрыв несколько полос, или перекрыть улицу целиком примерно на сутки и уложить покрытие без спаек — одним ковром. Очевидно, в мэрии склоняются ко второму.

Помимо Тверской предполагается «пройти ковром» по Знаменке, Воздвиженке, Малой Дмитровке. Такая технология позволяет продлить срок службы асфальта: чем меньше спаек, тем он долговечнее, пояснил Бирюков.

Скорее всего, работы будут выполняться в конце июля или в августе, когда в городе не такое напряженное движение. «Наша задача — до 1 сентября завершить работы по благоустройству на центральных улицах», — заметил он. Помимо асфальта в городе планируется уложить примерно 450 тыс. «квадратов» крупной плитки. Это пожелание самих москвичей, которые высказались в пользу нового покрытия в проекте «Активный гражданин». Вообще, по словам Бирюкова, плитка — абсолютное благо: срок эксплуатации примерно в семь-восемь раз больше, чем асфальтового покрытия, а стоимость эксплуатации в два с половиной раза ниже.

Кроме того, как подчеркнул заммэра, в случае аварии плитку можно поднять, а потом положить на место. Асфальт же придется менять от одного перекрестка до другого, что сложно и некрасиво. При этом выбросы вредных веществ от асфальта в десятки раз выше. И, что немаловажно, по крупномерной плитке ходить комфортнее, чем по мелкой.

По завершении работ в городе появится много новых общественных пространств. Мини-площади появятся на всех улицах, где ведутся работы. Всего их будет не менее 50. Только на Новом Арбате будет 3-5 таких точек. Также чиновники обещают поставить на Новом Арбате сухой фонтан — такой же, как полюбившийся москвичам фонтан в «Музеоне» на Крымской набережной.

По итогам работ горожане получат комфортный город — город для людей. Осталось немного потерпеть.

Анна Семенец