Posted 5 июля 2016,, 12:47

Published 5 июля 2016,, 12:47

Modified 31 марта, 02:45

Updated 31 марта, 02:45

Медицина по-московски

5 июля 2016, 12:47
Зачем столице бюджетные аптеки, как обстоят дела с лекарствами для онкобольных и когда пациентам дадут доступ к больничным картам, рассказал заммэра Москвы Леонид Печатников.

Об итогах преобразований в системе столичного здравоохранения рассказал заммэра Москвы по вопросам социального развития Леонид Печатников.

«Мы не безболезненно завершили основные структурные преобразования, связанные с переводом многопрофильных больниц на страховые принципы финансирования. Вы помните, это сопровождалось достаточно сложными процессами. Тем не менее, главное — результат. По итогам 2015 года средняя продолжительность жизни москвичей достигла 77 лет, в то время как в 2010 году держалась на уровне 74-х. Мы еще не достигли показателей Лондона, Парижа и Берлина, но что касается скорости увеличения средней продолжительности жизни, здесь мы бьем все рекорды», - заметил чиновник.

Он обратил внимание, что с появлением новых сосудистых центров смертность от острого коронарного синдрома снизилась в три раза. «Если раньше умирал каждый третий пациент, поступивший в больницу с инфарктом, то сегодня - 8%. В дальнейшем сдвиг вряд ли будет таким резким, но хотя бы на 0,5-1% мы будем стараться эту цифру снизить», - пообещал Печатников.

При этом заммэра подчеркнул, что сейчас главная проблема не со временем приезда «скорой», не с госпитализацией, не со стентированием. Проблема в том, что люди вовремя не вызывают «03». «Заболело за грудиной, но вместо того, чтобы вызвать «скорую», женщина думает «вот сейчас суп доварю и прилягу». Между тем, боль за грудиной, особенно впервые возникшая, это 100% сигнал к тому, чтобы бросить суп, выключить конфорку и вызывать «03», - подчеркнул чиновник.

Он также обратил внимание, что, несмотря на сокращение коечного фонда в стационарах, за прошлый год было пролечено на 100 тыс. больше больных, чем в 2014 году. По словам Печатникова, это связано в первую очередь с внедрением в медицинскую практику высокотехнологичной медицинской помощи. Так, уже в первой половине 2016 года существенно вырос объем высокотехнологичной медицинской помощи: по профилю сердечно-сосудистой хирургии примерно на 44%, по онкологическому — почти в 6 раз, в акушерстве и гинекологии - почти в 4 раза, в травматологии и ортопедии - на 41%. «То есть, протезировать суставы, главным образом это тазобедренные и коленные суставы, мы стали почти на 50% больше, чем в прошлом году», - заметил он.

Кроме того, по словам Печатникова, в столице появились роботы «Да Винчи». Уже в этом году операций с использованием робототехники стало почти втрое больше, чем в 2015-м.

В городе наблюдается снижение заболеваемости ВИЧ, снижение количества зарегистрированных носителей. Но проблема, безусловно, существует, отметил чиновник. «Со всей страны в столицу приезжают ВИЧ-инфицированные, разными способами регистрируются в Москве, но наш бюджет тоже не резиновый. Мы не можем отказать больным, но призываем коллег в регионах обращать на эту проблему внимание», - подчеркнул он.

Все онкобольные обеспечиваются необходимыми лекарствами в срок. Правда, некоторое время назад в столице были перебои с одним препаратом для лечения опухоли молочной железы. По словам Печатникова, это было связано с тем, что ни один поставщик не выходил на аукционы с препаратами по той цене, которую выставляли московские эксперты.

«У нас есть достаточное количество монополистов. Обычно это некая западная фирма, как правило, известная. Она является монополистом того или иного препарата, выбирает в России эксклюзивного дистрибьютора, который, по сути, не ограничен в своей ценовой политике. При этом, цена препарата в соседней Белоруссии или Казахстане может быть ниже», - пояснил заммэра.

Однако, по словам чиновника, такие препараты не относится к категории незаменимых. «Централизованные торги (мы пытались закупить его для 855 пациенток) так и не состоялись, поскольку дистрибьютор цену не понижал. Но для тех, кому он жизненно необходим, мы закупаем его в индивидуальном порядке», - пояснил он.

Печатников напомнил, что сегодня часть городских аптек перешли акционерному обществу «Столичные аптеки». «Теперь это такие же коммерческие аптеки как все остальные, просто их владельцем является Москомимущество. У меня пока нет сведений о том, что их уже кто-то купил, но уже сегодня они не носят социальной направленности», - пояснил он.

Между тем, в Москве сохраняются порядка 80 городских аптек, которые являются бюджетными и принадлежат Центру лекарственного обеспечения. Резонов для этого несколько. «Частникам сегодня не интересно работать с сильнодействующими наркотическими препаратами. Для их реализации нужна лицензия, специальная сейфовая комната, особая система сигнализации. Маржинальность их при этом невелика. Именно поэтому, чтобы не оставить пациентов без лекарств, Москва приняла решение, что более 80 аптек останутся бюджетными и будут носить социальную направленность», - пояснил Печатников.

Но главное, чего удалось добиться городским властям — избавиться от очередей в поликлиниках. «Недавно в ВШЭ провели исследование. Примечательно, что оценки людей, которые реально побывали в поликлиниках и больницах Москвы, существенно отличаются от оценок людей, которые там не были и судят о системе московского здравоохранения, вероятно, по каким-то иным источникам. Любопытно, но то же самое касается системы образования, о которой гораздо лучше отзываются те, у кого дети ходят в школу. Наибольшее количество негативных отзывов мы получаем от людей, которые со школой уже давно не связаны», - заметил заммэра.

Кроме того, по словам чиновника, в городе наладили систему смс-общения с пациентами поликлиник, и теперь на выходе из поликлиники каждый может оценить прием. Причем 90% тех, кто участвуют в опросе, отзываются о качестве помощи положительно.

«То, что мы пытаемся приобщить высокие технологии, в том числе для того, чтобы анализировать ситуацию с медучреждениями, мне кажется перспективно. Кроме того, в системе работает ситуационный центр. Там сидят люди, которые отслеживают в режиме реального времени ситуацию в каждой поликлинике. Если вдруг возникает затор, туда сразу выезжают наши сотрудники и разбираются на месте», - добавил глава социального сектора столицы.

Для того, чтобы сделать посещение поликлиник еще удобнее, в столице собираются заменить терапевтов врачами общей практики. Как пояснил Печатников, понятия «врач общей практики» и «семейный врач» очень близки. Тем не менее, в отличие от западной модели, педиатрию в столице оставят детским врачам, а новые специалисты будут лечить только взрослых.

Чиновник разъяснил, в чем различия между терапевтом и врачом общей практики, какими новыми функциями будет наделен последний. «Если вы пришли к врачу с насморком, из этого совершенно не следует, что он тут же должен отправить вас к лору. Но если он заподозрил, что насморк может быть связан с гайморитом, он должен иметь полномочия отправить вас на снимок пазух, и если речь действительно идет о воспалении, направить вас к профильному специалисту», - заметил заммэра.

Конечно, полномочий лечить гайморит, фронтиты, синуситы у врача общей практики не будет, заметил он. Однако он сможет сам выписать направление на рентген, чтобы поставить диагноз, тогда как сегодня сделать это может только профильный врач. То есть - минус одно посещение лор-специалиста.

«Сейчас задача состоит в том, чтобы наладить сертификацию врачей общей практики. В мире такая практика уже работает и проявила себя не только с точки зрения медицины, но и с точки зрения удобства для пациентов», - подчеркнул Печатников.

Несмотря на рост зарплат (средняя зарплата врача — 82,5 тыс. рублей, медсестры — 57,5 тыс., младшего медперсонала - почти 34 тыс. рублей), врачей общей практики по-прежнему не хватает. Но это, по словам чиновника, скорее вина системы образования. «Сейчас мы стараемся таких специалистов подготовить», - добавил он.

Также наблюдается дефицит врачей реаниматологов, анестезиологов, врачей лучевой диагностики, рентгенологов. При этом, по-прежнему в избытке стоматологи, гинекологи, дермато-венерологи.

В скором времени москвичам могут разрешить смотреть свои амбулаторные карты. Хотя и сегодня какого-то специального запрета на это нет, заметил Печатников. В основном, это инициатива на местах.

Что касается полного перехода столичного здравоохранения на электронные карты, рецепты, заммэра заявил, что все к этому идет, но сам он рассчитывает не дожить до этого времени в профессиональном смысле. «Все будет электронным, хотя меня лично эта перспектива, конечно, пугает. Может, в силу возраста, в силу профессии. Отдавая должное научно-техническому прогрессу, я иногда жалею, что история болезни перестала быть рукописным, почти художественным произведением», - заключил он.

Анна Семенец