Posted 12 июля 2016,, 14:36

Published 12 июля 2016,, 14:36

Modified 31 января, 11:00

Updated 31 января, 11:00

Школа уходит в онлайн

12 июля 2016, 14:36
Современные технологии дают широкие возможности для дистанционного обучения. Вузы, курсы повышения квалификации уже в Сети. Очередь за средним образованием.

Образование уходит в онлайн. И уже не только высшее. Это признает директор института педагогического дизайна и цифровой педагогики Московского института открытого образования Юлия Федорова. По ее словам, началось все лет 10 назад — с выпуска концепции информатизации образования. Документ был подписан профильным столичным департаментом еще до появления федеральных стандартов на этот счет, и содержал в себе необходимые методические рекомендации. Потом возможность поддерживать процесс обучения онлайн заложили в стандартах. Теперь у учителей есть свои сетевые ресурсы, где они выкладывают тот материал, который дают или хотят дать на уроке.

«По сути, мы движемся к модели перевернутого обучения: домашние задания переходят в класс, где дети отрабатывают тему на практике, а почитать какой-то материал к уроку они могут дома», — отмечает эксперт.

Отныне информационная среда — такая же часть работы учителя, как доска и мел, как это было когда-то. Уже сейчас, находясь дома, ребенок всегда может посмотреть, что было на уроке, а иногда и принять в нем живое участие. «Сегодняшний опыт i-школы для детей с ограниченными возможностями показывает, что такая модель работает. Дети действительно могут, не посещая школу, принимать участие в полноценном уроке, общаться с учителем, сверстниками. Пока такие модели школы пытаются применять точечно. Сейчас мы, можно сказать, находимся в начале пути», — считает Федорова.

Кроме того, в распоряжении школьного учителя сегодня технологии визуализации и обеспечения наглядности учебного материала. «Есть технология, которая позволяет мне, скажем, учителю физики, объяснять те или иные законы в динамике — видеоскрайбинг. Рисуем простой мультфильм, озвучиваем, объясняя, что и как должно происходить, и показываем детям готовый видеоролик, — отмечает эксперт. — То есть, сегодня учитель сам может делать анимированные фрагменты, оживляя электроны, атомы, клетки — то, что невозможно показать на деле, а в учебниках представлено статично». По ее словам, в течение года Московский институт открытого образования обучил этому около 500 учителей, которые начали применять новые знания в своей работе.

Помимо видеоскрайбинга существует технология скринкастов. Она может быть полезна, например, учителям информатики, которые учат работать с компьютерными программами. «Это технология захвата происходящего на экране. Например, я рассказываю, как создать сайт, и одновременно показываю на экране, какие окна нужно открыть, где поставить галочки и прочее. Компьютер записывает и голос, и движение, и уже через пять минут рождается анимированный ролик, который ученики могут посмотреть в любое время», — пояснила Федорова.

По ее словам, за последние лет 10 появилось огромное количество инструментов, которые позволяют структурировать учебный материал. Например, построение интеллект-карт. Эта технология хороша при объяснении нового материала и подведении итогов урока. Она же помогает школьникам разобраться в сложных литературных произведениях. «Например, „Война и мир“. С помощью интеллект-карт строятся сложные связи между героями, персонажи оживают, дополняются информацией о них, обрастают историческими фактами. Каждый ученик может работать над каким-то конкретным персонажем. В результате получается одна большая карта, которая позволяет воспринять все произведение в целом, структурировать, как удобно. Весь материал воспринимается лучше, потому что задействованы все органы чувств», — отметила собеседница «Росбалта».

Все это доступно ученикам онлайн, в любое время. Кроме того, как заметил замдиректора городского методического центра департамента образования Москвы Алексей Щегольцов, в распоряжении столичных педагогов сегодня специальная платформа, позволяющая разработать свой собственный учебник. Сейчас там представлено несколько «народных» учебников — по биологии, информатике и ОБЖ, составленных столичными учителями при помощи технологии «верстальщик». По словам Щегольцова, сейчас авторы ведут уроки по своим собственным учебникам. «Любой другой учитель может взять уже готовый продукт, поменять в нем отдельные блоки и использовать в работе», — заметил он.

Сегодня у каждого учителя есть ноутбук, в школах быстрый интернет, wi-fi, интерактивные доски. По мнению учителя информатики, физики и астрономии Андрея Сиденко, получившего в 2013 году звание Учитель года, особую мобильность дают планшеты (тема их применения в образовании сегодня широко обсуждается). «Если эту возможность грамотно использовать, вы получаете компьютер в любом месте, где вам удобно. Вы можете проводить урок в парке, музее. Не обязательно наличие компьютеров как таковых», — заметил Сиденко.

С появлением новых технологий меняется и сам подход к образованию. «Если раньше для родителей было важно, какую оценку получил ребенок, то сейчас они начинают интересоваться, а за что такая оценка? Почему именно „4“, не „5“? С какими проблемами столкнулся ребенок? Именно связь электронного журнала, дневника и общегородской платформы позволяет ответить на этот вопрос. Каждый родитель всегда может посмотреть, фактически поучаствовать в том блоке, который проходил ребенок», — отметил Щегольцов.

Внутри этой платформы учителя общаются друг с другом, выкладывают сценарии уроков, получают обратную связь.

По словам Федоровой, информационная среда — и есть то самое, что объединяет все инновации в образовании. «Сегодня учителя все больше и больше находят для себя полезного, все больше развиваются сами и все за меньшими вещами приходят в систему повышения квалификации. Сейчас они приходят за конкретными вещами и очень много умеют сами. На международных порталах стали появляться массовые курсы для учеников всех стран, которые переводятся на разные языки. Посмотрим, к чему это приведет», — отметила эксперт.

По словам главы института ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании Александра Хорошилова, сами дети, когда их просят нарисовать школу будущего, часто изображают ее как школу у себя дома.

«Думаю, эти рисунки близки к истине. Когда все образование доступно на любом расстоянии, можно выбрать свою индивидуальную траекторию. Сейчас вопрос в основном в подходе к обучению, но постепенно перемена в сознании происходит», — отмечает Федорова.

«Современные информационные технологии уже дали возможность уйти образованию в Сеть. Возьмите массовые онлайн-курсы, на которых обучаются по 150 тысяч человек. Эта возможность существовала давно, просто сейчас ей начали активно пользоваться. И все же, здесь должна быть и оффлайн-составляющая, которая будет логично дополнять сетевую компоненту. Онлайн — только часть образовательного процесса. Каких-то кардинальных изменений в этом направлении, думаю, не предвидится», — считает в свою очередь Сиденко. «Классическое образование в формате, когда ученик может прийти к учителю и задать интересующий его вопрос, никуда не денется. Онлайн лишь дополняет, но никак не заменяет классической формы», — убежден он.

Анна Семенец