Posted 13 июля 2016,, 15:14

Published 13 июля 2016,, 15:14

Modified 31 января, 11:01

Updated 31 января, 11:01

Россиян пугают контролем за расходами

13 июля 2016, 15:14
СМИ сообщили о желания Минфина и ФНС проверять крупные траты граждан. Мотив идеи понятен, механизмы осуществления и эффект — нет, полагают эксперты.

Министерство финансов и Федеральная налоговая служба обсуждают возможность контролировать крупные расходы граждан. Об этом в среду сообщила газета «Ведомости» со ссылкой на свои источники. По данным издания, пойти на такой шаг чиновников побудили дефицит бюджета и необходимость бороться с «серыми» зарплатами. Отмечается, что тема контроля за расходами давно обсуждается во власти, однако актуальность приобрела лишь в последнее время. Эксперты, опрошенные «Росбалтом», усматривают под инициативой разные мотивы — от предвыборного пиара, до вполне конкретных задач по наполнению бюджета.

Относительно планов Минфина и ФНС пока очевидно лишь то, что единого мнения о механизмах воплощения идеи в жизнь у чиновников пока нет. Одним из главных препятствий является сложность с вычислением разрешенных доходов во временном отношении. Пока не ясно, что будет с людьми, которые копили большую сумму денег на крупную покупку в течение продолжительного времени.

На этот фактор указывает и министр экономики России в 1992—1993 годах Андрей Нечаев. По его словам, в уравнении, заданном чиновниками, пока очень много неизвестных. Необходимо определить, какие расходы считать крупными, по какой схеме их будут контролировать, а также, сколько усилий государственного аппарата потребуется на реализацию мер и отчетность. Эксперт отмечает, что сам факт расходов не может являться основанием для взимания дополнительных налогов.

«Вопрос в том, что будет признаваться законным доходом, который является обоснованием расходов, — рассуждает экономист. — Например, условно, выигрыш в МММ. И привязка всего этого ко времени. Человек потратил миллион рублей, за какой срок он должен показать доход в миллион рублей — за год, два, три, десять?»

Механизм контроля за расходами в России уже существует — применительно к госслужащим и сотрудникам госкомпаний, которые обязаны декларировать крупные финансовые операции. Впрочем, сейчас эти данные никак не используются в налоговом администрировании. Тот факт, что даже отчетность чиновников не отслеживается со всей строгостью, говорит о популистском характере инициативы, полагает директор Института проблем глобализации Михаил Делягин. По мнению эксперта, идею ФНС следует оценивать исключительно как пиар властей накануне выборов в Госдуму, поэтому ее дальнейшее развитие и воплощение маловероятно. «Эти люди не хотят должным образом контролировать крупные расходы чиновников, а замахнулись на все население, — говорит он. — Мы это проходили в 1997 году, была попытка все это ввести, но это будет означать переход на дробление счетов сразу. Когда вы не будете покупать, скажем, Mercedes, а будете отдельно покупать четыре колеса, раму и что-то еще».

Экономист напоминает, что уже сейчас контролируются все безналичные денежные операции на сумму свыше 600 тыс. рублей. «Странно, что такой профессиональный и компетентный человек, как Силуанов (глава Минфина, — „Росбалт“), такие вещи позволяет. Я думаю, что он понимает ситуацию лучше всех, но поскольку инициатива формально в правильном русле, он предпочитает, чтобы она умерла своей смертью и не хочет марать руки», — высказывает мнение эксперт.

Рассматривать столь громкую идею как часть предвыборной кампании склонен и экономист ФБК Игорь Николаев. Однако, по его мнению, учитывая степень ее проработки, стоит ожидать более конкретных действий в преддверие не парламентских выборов, а президентских — в 2018 году. «Эта мера электорально привлекательна. Против богатых: они там покупают яхты, самолеты — вот, надо прижучить. А в 2018 году у нас основные выборы. Так как это касается налогов, соответствующее решение должно быть принято в середине 2017 года», — подчеркивает специалист.

Однако против контроля за крупными расходами работает международный опыт и тяжелая экономическая ситуация, добавляет он: «Когда кризис, попытки выйти из кризиса за счет богатых (а здесь на это расчет и есть), как ни парадоксально, ничем хорошим не заканчиваются, об этом международный опыт говорит. Механизм можно вводить, но его надо вводить тогда, когда в экономике все более-менее хорошо. В противном случае мы рискуем тем, что богатые еще больше будут уклоняться от уплаты налогов».

Тем не менее, с точки зрения Андрея Нечаева, «предвыборная» версия несостоятельна, поскольку кандидаты сами являются главными субъектами этой системы, обязуясь раскрывать большое расхождение между расходами и доходами за три года. «Так или иначе, Минфин озабочен доходами бюджета и ищет разные способы их получения, включая уклонение от уплаты налогов. Это одна из мер, которая позволит контролировать налоги на доходы физлиц и делать их более явными прозрачными, но дальше — дьявол кроется в деталях», — подводит итог экономист.

Денис Гольдман