Posted 1 сентября 2016,, 19:49

Published 1 сентября 2016,, 19:49

Modified 31 марта, 02:02

Updated 31 марта, 02:02

«Левша» с муляжом бомбы

1 сентября 2016, 19:49
Захвативший отделение банка в центре Москвы Арам Петросян в суде вспомнил классику, а также заявил, что не хотел никого взрывать.

Пресненский районный суд в пятницу на два месяца отправил в СИЗО бизнесмена Арама Петросяна, захватившего в среду заложников в одном из столичных отделений «Ситибанка». На заседании обвиняемый заявил, что не считает себя преступником и пошел на нарушение закона из-за идеи.

К заднему двору Пресненского районного суда подъезжает белая «Газель» с синими продольными полосками. После остановки ее мгновенно окружают журналисты, а к боковой двери кузова с квадратным бронированным окном, усиленным решеткой, не спеша подходят двое полицейских. Еще один, помоложе, открыв дверь изнутри, спрыгивает на асфальт и оборачивается, чтобы помочь выбраться из машины невысокому седому мужчине с лысиной. Одетый в черный пиджак и рубашку под цвет полицейской формы, он с серьезным видом аккуратно шагает по железным ступеням на асфальт, пока из-за камер раздаются возгласы: «Арам, зачем это сделали? Зачем людей захватили?». Мужчина выдерживает паузу, поворачивается в ту сторону, откуда услышал вопрос, и громко, словно в запале долгого спора, восклицает: «Есть такая проблема!».

Позже стало известно: бизнесмена Арама Петросяна, обвиняемого в захвате заложников в столичном офисе «Ситибанка» на Большой Никитской улице, привезли в суд раньше, чем материалы по его делу. Ожидание затянулось почти на три часа. За это время съемочные группы телеканалов несколько раз успели, обознавшись, занять места на изготовке для встречи предпринимателя и послужить друг для друга фоном, чтобы хоть что-то показать в эфире.

«Так, а ты сможешь навести на тех, кто сидит? Я скажу, что вот люди сидят, ждут», — обратился к оператору один из корреспондентов. Услышав в ответ ленивое «Зачем?», он воскликнул: «Как зачем? Работа такая!», — и стал описывать напарнику вариации рассказа о сидящих на полу коллегах. «Да не, ты просто развернись чуть-чуть, и будет видно», — задумчиво резюмировал человек за камерой.

Единственный вопрос, неоднозначно оцененный собравшимися, прокричала, пока конвой вел Петросяна в зал, бойкая черноволосая журналистка с ярким микрофоном: «Вам не жалко вашу маму?» «Посмотрите старый мультфильм «Левша», все поймете!» — сказал бизнесмен, не расслышав обращения. Журналистка повторила вопрос громче. «Конечно, у меня мама одна», — отозвался бизнесмен и скрылся за дверьми.

Из бежевой металлической клетки 55-летний Арам Петросян, в рамках протокольного установления личности, сообщил судье Терезе Жребец, что живет в Серпухове с матерью, в двухстах метрах от места регистрации, и нигде не работает.

Последний факт был взят на вооружение стороной обвинения и обозначен как одна из причин для опасения, что предприниматель скроется от органов следствия и помешает их работе. Кроме того, следователь напомнил, что мужчина обвиняется в совершении тяжкого преступления, наказание за которое может превысить трехлетний тюремный срок. «Преступление было направлено против свободы граждан и общественной безопасности в целом. Подрыв конституционного строя. У следствия есть основания полагать, что, осознавая все последствия уголовного преследования, обвиняемый может воспрепятствовать расследованию по делу, в связи с чем следствие не находит иных, как говорится, оснований для избрания иной меры пресечения, не связанной с заключением под стражу», — заключил представитель СК.

Адвокат Петросяна Станислав Мальцев возразил, что его подзащитный ухаживает за 75-летней матерью, страдающей болезнью Альцгеймера, и, признав свою вину, заявил о готовности сотрудничать со следствием. Он попросил суд отправить предпринимателя под домашний арест.

«Ваша честь, я не преступник. Я никогда не нарушал закон, — начал свое выступление Арам Петросян. — Какой же я преступник, если я пошел захватить банк с паспортом и открытым лицом? Когда я захватил банк, слева сидели работники — я их сам отпустил! Я всего взял пять человек. Первая женщина, красивая, молодая, когда мне сказала: «Мужчина, я беременна, отпустите меня», — я только одно слово ей сказал: «Честно?» Она сказала: «Да», — и я ее сразу отпустил. Только потом я написал бумагу, бросил в окно, что требую переговорщиков. До прихода переговорщиков одна женщина в суматохе уронила деньги. Я спрашиваю: «Чьи это деньги?» Она говорит: «Мои». Я спрашиваю: «Сколько там?» 950 тысяч. Это свидетели подтвердят даже. Я сказал: «Забери, я не пришел за копейками, я пришел за идею, чтоб делать это для меня, для нашей страны, для всех нас».

Когда речь зашла о матери, обвиняемый повысил тон. «Я единственный, нет никого — ни братьев, ни сестер! Я ей суп варю, потому что она не может. Пару раз чуть пожар не случился», — горячился бизнесмен. Он решил рассказать предысторию своего поступка и вспомнил события 2011 года, когда на серпуховском радио он цитировал президента, который, со слов Петросяна, призывал предпринимателей действовать, не боясь «никого и ничего», если они «уверены в себе, своей правоте и в том, что «это нужно России».

Мужчина внял словам главы государства буквально, решив пробиться к нему любой ценой, «потому что человек сам подсказывает». «Не было прецедента, чтобы человек дошел до Владимира Владимировича Путина и от него получил отказ», — сказал бизнесмен. По его словам, резонанс был ему необходим, чтобы привлечь внимание к своим проектам в сферах экономики и борьбы с преступностью. Достичь цели он пытался по-разному — о чем и рассказывается в обращении, которое было размещено на видеохостинге Youtube за несколько часов до захвата банка в центре Москвы. Его трансляция по федеральному телеканалу, как и интервью с автором, была одним из условий освобождения заложников. Именно для этого вечером 24 августа в отделение «Ситибанка» на Большой Никитской вместе с переговорщиками зашли телеоператоры.

«Я нормальный гражданин, законопослушный. Может быть, два раза по пятьсот рублей ГАИ не успел заплатить. Я не наркоман, не пьющий, я идейный работник, творю…» — с жаром объяснял Петросян, но его перебил следователь. «Ваша честь, мне кажется, обвиняемый не по существу ходатайства говорит», — бросил он, привстав со скамьи.

«Моя жизнь решается — это не по существу?! Что я в 2012 году об этих проблемах писал, и сегодня опять в Youtube это ставил — это и есть самое лучшее существо!» — ответил обвиняемый, чем вызвал ухмылку оппонента.

Далее Петросян рассказал о злополучном видеообращении. Оказалось, на то место, где он был снят («у памятника павшим воинам»), выбор пал неслучайно. По его словам, в 2008 году соседка обратилась к президенту с просьбой помочь с обустройством монумента. В результате глава государства посетил женщину лично, приехав за рулем «Волги», которую ей и подарил (Такую историю действительно можно найти на сайте Кремля, однако датирована она 2005-м годом. Имя женщины Петросян назвал неверно, — «Росбалт»).

«Какое отношение к заявленному ходатайству имеет эта женщина?» — поинтересовалась Тереза Жребец. «Она тоже дерзко, во время приема ветеранов — я посмотрел, — подняла. И я подумал: «Значит как-то можно в таком варианте пробиться!», и я пошел на это», — сказал бизнесмен. При этих словах следователь шлепнул ладонью по лбу и медленно спустил ее вниз по лицу. «Вы добились своей цели?» — настаивала судья. «Я добился пока резонанса, остальное в ваших руках», — пояснил он и призвал: «Прошу выбрать мне меру пресечения без изоляции. Это смерть для меня, моя мать не выдержит этого, за ней некому ухаживать. Я вас просто как человек человека прошу, слово даю: шаг налево, наг направо — ничего не сделаю».

Выдержав небольшую паузу и собравшись с мыслями, Петросян продолжил: «Есть старый индийский фильм…» «По существу!» — перебила судья

«Я существо говорю! — упорствовал предприниматель. — Тоже судья — женщина. Богатый человек разбивает на машине бедного таксиста, умирает и все думают, что суд будет по закону. Черным по белому написано, что суд будет его судить на 10-15 лет, а судья принял решение и говорит: «Что я тебя буду держать в тюрьме, если ты признаешь свою вину, ты 15 лет будет взаперти…» Следователь наигранно засмеялся.

Терпение Жребец иссякало. «Я вынуждена буду ограничить вас в ваших выступлениях, кино пересказывать тоже не нужно», — предупредила она. «Все, я последнее слово скажу, — начал Петросян. — Я вот смотрю: наши депутаты сейчас — выборы-выборы, реакция. Самая лучшая польза для нашей страны — это чтобы эти депутаты подняли вопрос, которые поднимают мои проекты. Здесь и сейчас они могут пользу дать для страны. Ваша честь, журналисты спросили, я говорю: посмотрите мультфильм 1964 года «Левша», там все как раз про меня. Тоже человек достучался…»

«Я вас предупредила, что буду вынуждена ограничить в ваших выступлениях. Вы перешли к мультикам», — резко подытожила судья и ушла в совещательную комнату.

«Товарищ следователь, если так, я с сегодняшнего дня объявляю сухую голодовку», — громко пригрозил Петросян, пока журналистов выводили из зала приставы.

Вердикт суда оказался идентичным позиции обвинения: «Петросян, находясь на свободе, может продолжить преступную деятельность, скрыться от следствия и суда, или иным образом воспрепятствовать производству по уголовному делу», — зачитала Тереза Жребец. Она услышала доводы защиты, но сочла их недостаточно убедительными. «Избрать в отношение Петросяна Арама Аизовича, обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного пунктами «г» и «ж» ч. 2 ст. 206 УК РФ, меру пресечения в виде заключения под стражу сроком на два месяца, то есть до 24 октября 2016 года», — огласила она.

Арам Петросян отреагировал на решение объявлением сухой голодовки и напоследок крикнул журналистам: «Кто-то должен поднять этот вопрос!»

Денис Гольдман