Posted 6 октября 2016,, 15:30

Published 6 октября 2016,, 15:30

Modified 31 марта, 01:39

Updated 31 марта, 01:39

Россия и Казахстан объединились против терроризма

6 октября 2016, 15:30
Совместную работу двух государств против глобальных вызовов обсудили на конференции «Религия против терроризма», прошедшей в Российском университете дружбы народов.

Дипломаты и религиозные деятели, ставшие участники конференции «Религия против терроризма», состоявшейся в четверг в Российском университете дружбы народов (РУДН), убеждены: представители религиозных конфессий должны в сотрудничестве с государством выработать совместную стратегию борьбы с международным терроризмом. По их мнению, усилия экстремистов по расширению международного влияния можно свести на нет осмыслением, просвещением и социализацией.

Научно-практическая конференция «Религия против терроризма» стала очередной в ряду мероприятий, проводимых по инициативе президента Казахстана Нурсултана Назарбаева в целях рассмотрения вопроса террористической угрозы. Аналогичный форум прошел в начале лета в столице Республики Казахстан Астане и привлек внимание мировых религиозных и политических деятелей. Московскую конференцию открыл посол Казахстана в РФ Марат Тажин. Очертив круг наиболее актуальных аспектов проблемы, он напомнил собравшимся, что понимать ее следует не обособленно от самых разных сфер повседневной жизни.

Прежде всего, по словам Марата Тажина, необходимо окончательно определиться с грамотным определением проблемы. Именно его отсутствием, заметил посол, грешат многие публичные политики и дипломаты, что влечет за собой недопонимание: «С высоких трибун мы слышим – «исламский терроризм». Но нет такого понятия! – говорил он – Есть терроризм, есть ислам, есть серьезная проблема, связанная совершенно с другим толкованием текстов, но само по себе словосочетание «исламский терроризм» выдает некую информацию, связанную с искажением смысла одной из конфессий. Никто же не говорил, когда в 1960-е –70-е годы в странах Латинской Америки или странах Европы «красные бригады» действовали, о католическом терроризме. Потому что все понимали, что речь не в христианстве, не в принадлежности того или иного революционера к той или иной конфессии, а в их поступках».

Не менее важно в борьбе против экстремизма, отметил глава дипмиссии, взаимодействие религии и геополитики, поскольку «сегодня геополитический контекст сильно влияет на религиозный фактор». При этом нельзя не учитывать социальный аспект распространения радикальных идей, добавил он: «Проблема терроризма и радикализма возникает все-таки не в самых благополучных регионах той или иной страны». В этой связи одним из примеров успешной борьбы с терроризмом может служить Казахстан, где, как заверил Марат Тажин, «удалось установить реальный межконфессиональный мир и согласие».

Одним из регуляторов здесь с недавних пор выступает Министерство по делам религий и гражданского общества РК. Созданное в сентябре текущего года по инициативе главы государства Нурсултана Назарбаева, ведомство отвечает за развитие гражданского общества и укрепление связей между светскими и конфессиональными институтами. Профилактика экстремизма – также забота министерства.

Система социально-религиозных отношений в Казахстане заслуживает отдельного внимания, подчеркнул замруководителя администрации президента РФ Магомедсалам Магомедов. Он добавил, что на глобальном уровне взаимодействие России и Казахстана в сфере противостояния джихадистской угрозе носит многоплановый характер. Магомедов напомнил о прошедшем неделю назад XIII Форуме межрегионального сотрудничества России и Казахстана в Астане, участие в котором приняли президенты двух стран, а также ключевые представители крупного бизнеса.

«Реальности сегодняшнего дня таковы, что терроризм приобрел глобальный характер, ни одно государство мира не может жить в полной уверенности, что проблема терроризма не коснется его граждан, – заявил Магомедов. – Россия, Казахстан и другие страны ближнего зарубежья также не избежали этой угрозы, разрушение межрелигиозного мира стало целью радикалов, представляющих маргинальные псевдорелигиозные течения. Для этого они всеми силами стараются убедить религиозное сообщество наших стран в правильности своей идеологии».

В последнее время в России государство подключилось к борьбе мусульманской конфессии за умы прихожан. Так, руководители ведущих духовных направлений в 2015 году подписали доктрину об отношении верующих к представителям других религий. Постепенно в стране развивается система исламского образования, в планах – создание первой полноценной академии.

Казахстанский коллега Магомедова, замглавы администрации президента РК Баглан Майлыбаев, поддержал идею нравственного просвещения людей, которые находятся в «группе риска» и могут быть завербованы террористами. «Борьба с терроризмом должна содержать не только силовой подход, но и высокие моральные барьеры перед угрозой», – сказал он, отметив, что главную роль в установке этих «барьеров» должны сыграть духовные предводители. Как пример чиновник привел диалог лидеров мировых религий, который обеспечивается в столице Казахстана по инициативе Нурсултана Назарбаева каждые три года.

Однако одной лишь дискуссии недостаточно, заявил первый зампред Духовного управления мусульман РФ (ДУМРФ) Дамир Мухитдинов. Необходимо выстроить четкую просветительскую стратегию, которая поможет отвлечь людей от псевдорелигиозных призывов, убежден он. «Объяснение невозможно без понимания общей стратегии развития, осмысления того, что мы называем хроническим гуманизмом, – пояснил он. – В первоисточниках любой религии при желании можно найти сколько угодно «экстремизма» и кто угодно может использовать это в своих целях. Дискуссия должна продолжаться до тех пор, пока носители радикальных воззрений не берутся за оружие. Если они берутся за оружие, то в действие уже вступают законы РФ».

При этом, по словам зампреда Совета Федерации Ильяса Умаханова, новые вызовы могут потребовать корректировки действующего законодательства. «Важно найти приемлемый баланс между проблемой безопасности и сохранением прав граждан», – подчеркнул парламентарий.

Уполномоченный МИД РФ по правам человека Константин Долгов дополнил выступающих коллег уточнением о том, кто должен стать главным объектом работы светских и религиозных властей: «Если мы где и проигрываем террористам и экстремистам, так это в битве за молодежь. Посмотрите, ведь сражаются в их рядах, по разным причинам, в основном люди молодые, рекрутирование идет активными темпами. Поэтому истинные ценности нужно доносить в первую очередь до молодежи, здесь трудно переоценить взаимодействие между государствами и представителями религиозных организаций».

Взаимодействие России и Казахстана в сфере борьбы с терроризмом обусловлено также и давними геополитическими связями двух стран, подытожила дискуссию министр по основным направлениям интеграции и макроэкономике Евразийской экономической комиссии Татьяна Валовая. «Евразия – родина всех мировых религий. А срединная часть Евразии – это, наверное, один из немногих примеров успешного сосуществования всех этих религий. Опыт всех прошлых многонациональных организаций – будь то Римская империя или Арабский халифат – показывает, что они были успешными и процветающими только тогда, когда они уважали религиозные воззрения своих народов, когда не было доминирования крупных над малым», – заключила она.

Денис Гольдман