Posted 24 ноября 2016,, 14:37

Published 24 ноября 2016,, 14:37

Modified 31 марта, 01:06

Updated 31 марта, 01:06

Радонеж охраняют задним числом

24 ноября 2016, 14:37
«Забывчивость» чиновников грозит сносом домов и дач, которые законно строились на ставшей теперь охраняемой территории на протяжении 30 лет.

Собственники, которые могут лишиться недвижимости, рассказали о проблеме в московском пресс-центре «Росбалта».

История эта началась в далеком 1986 году, когда исполком Московского совета народных депутатов принял решение об установлении охранной зоны древнего города Радонеж. Как заявил председатель Межрегионального общественного движения «Гражданская земельная защита» Алексей Кручинин, в ее состав вошла территория площадью более 8 тыс. га. Однако, по версии Кручинина, чиновники не внесли ее, как того требовало решение, в реестр памятников культурного наследия, не установили границы.

«Власти попросту забыли о ней, и вспомнили только в 2011 году, когда по инициативе Обшественной палаты был поднят вопрос о нарушении режимов охранной зоны Радонеж. Тогда, будучи президентом, Дмитрий Медведев поручил генпрокурору Юрию Чайке разобраться в ситуации. По результатам проверки генпрокурор отчитался президенту о том, что охранная зона не была оформлена, все собственники, которые приобретали там землю, строились - делали это на законных основаниях. Нарушений не обнаружено», — заметил выступающий.

В августе 2012 года президент вновь обратил внимание на Радонеж, и чиновники с особым рвением принялись его охранять.

«Росреестр вносит обременение на все 8 тыс. га охранной зоны. По сути, обременение вносится задним числом — поверх установленных режимов использования земли, которые значатся в правоустанавливающих документах собственников. Режимы использования земли (вместе с тем самым решением 1986 года), которые признаны действительными Верховным судом, запрещают полностью на всей территории охранной зоны новое строительство из кирпича, стекла и бетона. Только деревянные постройки не выше одного этажа, без мансард», — отметил глава «Гражданской земельной защиты».

Кручинин напомнил, что все это время район активно развивался — существующие населенные пункты расширялись, появилось много дачных и садовых товариществ, строились дороги, прокладывались коммуникации.

Теперь же под угрозой оказываются около 30 дачных товариществ и СНТ, 10 деревень. «Охранная зона не позволяет поставить на участке даже собачью будку или теплицу. Запрещено садоводство — любая земляная деятельность глубже 40 сантиметров», — объяснил он.

По словам Кручинина, получается, что на протяжении 30 лет режим не соблюдался ни правительством, ни госорганами: местные власти выдавали разрешения на строительство, сами прокладывали дороги, проводили коммуникации, строили промышленные объекты. «Следуя логике действующей власти, все они тоже должны быть признаны вне закона, поскольку нарушают требования охранной зоны», — заметил выступающий.

При этом он обратил внимание на то, что решение об установлении охранной зоны, принятое в 1986 году, не было опубликовано — граждане знать о нем не могли.

В свою очередь член правления ДНТ «Радонежские просторы» Константин Петрухин добавил, что было и другое решение. В 2015 году Минкульт взялся за охрану Радонежа самостоятельно, утвердив его как «достопримечательное место». Петрухин подчеркнул, что в этом решении ведомство учло все изменения, произошедшие там с 1986 года. Иными словами, министерство не увидело угрозы Радонежу со стороны «новостроя».

Однако принятое в сентябре 2015 года постановление правительства РФ гласит, что если в отношении одной территории действуют сразу два охранных режима, применяется тот, что жестче. В нашем случае, это решение 1986 года.

Таким образом, Росреестр и главное управление культурного наследия Московской области начинают применять охранные режимы 1986 года, вносить в кадастр.

В ходе пресс-конференции активисты демонстрировали фотографии, где запечатлены противоречия с установленным охранным режимом — двухэтажные кирпичные коттеджи, дороги, кладбище, попадающее прямо в центр охранной зоны. Как объяснил Петрухин, в XV веке на месте кладбища было городище, земляные валы. Согласно действующим нормам, захоронения придется вывести из охраняемой зоны.

«Более того, охранную зону рассекает ЛЭП, не упомянутая в 1986 году. Следуя логике законодателей, Мосэнерго обязано ее убрать, — заявил выступающий. — В том же 1986 году 12 поселков признаны „диссонирующими объектами“. Предполагается их вывод из охранной зоны. Это такое интеллигентное название сноса».

По словам активистов, в этой ситуации много спорных моментов, которые нельзя решать сгоряча.

Юрист Межрегионального общественного движения «Гражданская земельная защита» Трофим Пяк напомнил, что решение 1986 года направлено на создание комплексной охранной зоны. Во-первых, это, по словам юриста, значит, что в ее составе присутствуют разные зоны, требующие разной степени охраны. Однако сейчас на всей территории применяются единые требования и ограничения. Во-вторых, это решение накладывает на чиновников — советских и российских — обязательства по определению охранной зоны, зоны охраны исторического природного ландшафта, зоны регламентированной застройки, чего не было сделано. Так и родился конфликт.

Член правления ДНТ «Радонежские просторы» Ольга Цинская приобрела ныне охраняемую землю в 2011 году, получила все документы — свидетельство о собственности на землю, кадастровый паспорт. Построенный дом также был официально зарегистрирован. В 2013 году Цинская и ее соседи получили первые повестки в суд, и тут же пошли, что называется, по инстанциям — от известных деятелей культуры до президента.

«Из администрации президента нам пришел ответ, в котором отчасти признается вина Минкульта. …учитывая, что нарушения стали возможны в связи с ненадлежащим исполнением Минкультом обязанностей по установке охранной зоны…» — зачитывала Цинская.

Однако осенью 2016 года в товариществе получили первые постановления о сносе. Но главное, что ни компенсаций, ни альтернативных участков собственникам не предлагают.

«Если бы еще в советское время чиновники сделали свою работу, определили и внесли границы, а местные власти не давали бы разрешения на строительство, не согласовывали перевод земель из одного вида разрешенного использования в другой (такие свидетельства тоже есть), проблем бы не было», — подчеркнул Пяк. Меж тем на сегодняшний день уже выдано порядка 10 предписаний о сносе построек. Кроме того, собственники не смогут больше ничего построить на своих участках, стоимость такой земли и строений на ней обесценится в десятки раз.

«По сути, вся эта ситуация возникла в результате бездействия чиновников или их халатного отношения к своей работе. Решать проблему за счет собственников, причем, добросовестных, недопустимо», — считает он.

По словам активистов, местные жители ждут от федеральных чиновников, что те, проанализировав ситуацию, конкретизируют охранные зоны, обозначат объекты, которые должны быть охранными. Собственники не спорят: те объекты, которые действительно угрожают сохранности наследия, должны быть снесены. Но при условии компенсации, поскольку вины владельцев в том, что их дома стоят в зоне конфликта, нет.

«Добросовестный приобретатель земли должен быть освобожден от проблем, которые возникли из-за ошибок чиновников», — как за соломинку цепляются участники пресс-конференции за цитату Путина, рассчитывая, что еще кто-нибудь об этих словах вспомнит.

Анна Семенец