Утраты-2016

В минувший год из жизни ушли многие известные и значимые для страны люди. C ними были связаны эпохи в музыке, политике, театре и кино. Мы вспоминаем некоторые имена.


© Фото Ксении Булетовой

Артисты ансамбля им. Александрова

mil.ru

Катастрофа  Ту-154 над Черным морем унесла жизни 68 артистов и сотрудников ансамбля песни и пляски Российской армии имени А. В. Александрова, а также главного военного дирижера России, художественного руководителя ансамбля и создателя военно-музыкального фестиваля «Спасская башня» генерал-лейтенанта Валерия Халилова, возглавивший коллектив в мае нынешнего года. Легендарный ансамбль участвовал в официальных мероприятиях и концертах, регулярно выступал в военных округах, частях и подразделения Российской Армии, часто выезжал в районы боевых действий — Афганистан, Югославию, Приднестровье, Таджикистан, Чечню. Ансамбль объездил с гастролями всю Россию и более 70-ти стран.

Погибла почти треть коллектива и практически весь состав хора. «Это жуткое горе. Погиб весь цвет ансамбля. Все лучшие солисты, весь хор. Дед говорил: „Нет хора — нет ансамбля“. Столько же артистов осталось в Москве, но погибли лучшие. Много летали, по всему свету, а разбились в России», — говорит внук основателя ансамбля Евгений Александров. В авиакатастрофе также погибли глава департамента культуры Минобороны Антона Губанкова, съемочные группы трех телеканалов, военнослужащие в званиях от капитана до генерал-лейтенанта, восемь членов экипажа и Елизавета Глинка.

Нина Архипова

стоп-кадр ТВЦ

Столичному Театру Сатиры народная артистка РСФСР Нина Архипова посвятила больше 60 лет жизни. Коллеги и близкие отзывались о ней исключительно как о невероятно обаятельном, добром и живом человеке, обладающем неповторимым талантом — нести людям свет. Тяжелейшее детство (самоубийство матери, ранняя смерть отца) внешне не отразилось на характере актрисы. Только вспоминать о мрачном прошлом она не любила и не могла. Впервые на сцене Архипова появилась в 1943 году. Будучи студенткой театрального института, она воплотила образ матери Беаты в спектакле «Сирано де Бержерак» по пьесе Эдмона Ростана. Дебютировать в Театре Сатиры ей выпало в 1951 году — с роли Клотильды в постановке по роману Ги де Мопассана «Милый друг». «Наше поколение помнит времена тотального контроля, и мне всё чаще кажется, что вот-вот мы туда вернёмся. Хочется прокричать: остановитесь! Но разве нас кто-то спрашивает?» — выразила опасение Нина Архипова в одном из своих последних больших интервью. До своего 95-летия легендарная актриса не дожила неделю. «Я часто хожу на спектакли. Смотрю, слежу за молодыми актерами, — признавалась она журналистам. — Знаете, почему я так долго живу? Потому что жду, когда появится великий актер. И если я уйду — знайте, он появился».

Юрий Бутырин

стоп-кадр, Первый канал

Некогда московский и петербургский реставратор, возрождавший в двух столицах здания, которые пострадали от войны, в 1960-е он окончил курсы при Союзмультфильме и посвятил свою жизнь мультипликации. Начинающий художник-постановщик воплотил образ Малыша, созданный Астрид Линдгрен, наблюдая за собственным маленьким сыном. Поэтому к персонажу он всегда относился с особой любовью. «Дюймовочка», «По дороге с облаками», «Большой Ух», «Вовка в Тридевятом царстве», — все это его работы. Одним из первых для него стал мультфильм о Незнайке — там художник рисовал фон. Символично, что, уже будучи заслуженным режиссером, Юрий Бутырин снял продолжение — «Незнайка на Луне».

Елизавета Глинка

Фото Дарьи Мироновой

Все, кто был знаком с правозащитницей, до последнего отказывались верить в то, что она оказалась среди пассажиров борта, потерпевшего крушение над Черным морем. Даже когда возле скромного офиса фонда «Справедливая помощь» появились цветы и свечи, а президентский Совет по правам человека, куда входила Доктор Лиза, простился с ней, назвав «небесным посланием о добродетели». Ведь она не раз пропадала, полностью погружаясь в работу — смертельно опасную, но бесконечно благородную, — и затем возвращалась, бросаясь на помощь жертвам людской жестокости с новыми силами. За две недели до трагедии на вручении госнаграды в Кремле она произнесла слова, которые, благодаря тиражированию СМИ, запомнятся надолго: «Мы, правозащитники, вне политики. Как и те люди, кого мы защищаем. Мы на стороне мира, диалога и сотрудничества со всеми людьми… Мы никогда не уверены в том, что мы вернемся назад живыми, потому что война — это ад на земле. И я знаю, о чем говорю. Но мы уверены в том, что добро, сострадание и милосердие работают сильнее любого оружия».

Гейдар Джемаль

Стоп-кадр видео

Общественный деятель и философ исламского толка, Гейдар Джемаль стал широко известен благодаря своей журналистской и публицистической работе, в которой он нередко допускал спорные, а порой и откровенно провокационные заявления. Наибольшего резонанса достигали его комментарии относительно конфликта на Северном Кавказе и войны в Чечне. «Джемаль, в отличие от многих сегодняшних мыслителей и публицистов, не испытывал никаких иллюзий и пиетета в отношении государственной власти. Он понимал, что служение государству — это, так или иначе, служение князю мира сего. Возможно, поэтому он состоял с государством в сложных отношениях», — охарактеризовал Джемаля в ходе церемонии прощания в казахстанском Алматы экономист Рустэм Курчаков.

Алексей Жарков

Кадр из фильма

Последние годы жизни актер, сыгравший за карьеру более сотни ролей (Уильям Блор («Десять негритят»), Вася Окошкин («Мой друг Иван Лапшин»), Тарас Постников («Михайло Ломоносов»), Кочегар («Следствие ведут Знатоки»), Земляника («Ревизор») и т. д.), провел вдали от поклонников, коллег и родного Театра имени Ермоловой. В результате инсульта его тело было частично парализовано. Долгое время в загородном доме, куда после выписки из больницы Алексея Жаркова отвезли родственники, он заново учился ходить. Бульварные издания за неимением информации строили самые невероятные версии внезапного исчезновения. Второй удар стал для актера смертельным. «Я ужасный пессимист и самокопатель, всегда ощущаю неудовлетворенность в творчестве», — сетовал Жарков. Актера похоронили втайне — таково было его желание.

Мстислав Запашный

Стоп-кадр Россия1

Судьбу великого дрессировщика в начале XX века предопредилил борец Иван Поддубный. Звезда арены привел в цирк отца Мстислава Запашного, молодого портового грузчика из Ейска Михаила. Совсем скоро восторженные чувства Поддубного, покоренного небывалой мощью парня, разделили и зрители. Запашный встретил в цирке свою любовь — акробатку Лидию Томпсон. Так был заложен фундамент одной из самых влиятельных цирковых династий страны. «Цирк — он не только для детей, он для всех. Здесь чистое искусство, здесь под фанеру не споешь. В клетку надо не только войти — еще и выйти из нее желательно», — говорил Мстислав Запашный. После его ухода поклонники сошлись в одном: он доказал, что животные, появляющиеся на свет с первичными рефрлексами, могут научиться думать. Путь и с помощью человека. Похоронен Мстислав Запашный в Москве, рядом с матерью.

Владимир Зельдин

Кадр из фильма с участием Владимира Зельдина

Свой 101-й день рождения артист отметил на сцене родного Театра Российской Армии в роли учителя танцев. Биографический спектакль «Танцы с учителем» был поставлен специально для него в 2010 году, и неизменно собирал полные залы. «Если ты хочешь, чтобы тысячи зрителей заплакали, ты сам в себе должен накопить тысячи слез. А если ты хочешь, чтобы они засмеялись, ты должен в себе накопить тысячи улыбок», — говорил Владимир Зельдин. В юношестве он мечтал стать танцором, но отец думал иначе — и сын стал трубачом в оркестре Высшей пограничной школы. Продолжить военную карьеру он не сумел из-за плохого зрения — и начал актерский путь. Известным на всю страну Зельдин стал после выхода фильма «Свинарка и пастух», где молодой актер сыграл дагестанского пастуха Мусаиба Гатулина. Но все же театральные подмостки для него  Дон Кихот в жизни и на сцене — так отзывались о нем коллеги. Как-то в интервью он произнес слова рыцаря печального образа: «Мечтать, пусть обманет мечта! Бороться, когда побежден! Искать непосильной задачи и жить до скончанья времен!»

Валентин Зорин

Стоп-кадр Вести.ру

Валентин Зорин олицетворял собой международную журналистику на советском телевидении в эпоху Холодной войны. После распада Союза и обрушения железного занавеса его фигура в профессиональных кругах стала расцениваться двояко. Одни указывали на его очевидную причастность к огромной пропагандистской машине советских СМИ и называли его «главным антиамериканистом». Другие, наоборот, считали его «Гагариным международной журналистики», задавшим принципиально новые телевизионные стандарты. Первым Зорин отвечал: «Самые теплые отношения у меня сохранились со многими американцами, известными и неизвестными. Из известных — и с Генри Киссинджером, и с Никсоном покойным, и с Эдвардом Кеннеди. Какой же я антиамериканист? У антиамериканистов не бывает столько друзей в Америке». Они же цитируют отрывок из его интервью, приведенного в книге об истории российской журналистики:  «Если говорить о научной деятельности, то почвы для покаяния у меня нет. Что касается журналистики, у меня никогда не было своего радио и собственного телевидения. Я работал на государственном телевидении и, следовательно, был в определенных рамках. Эти рамки заставляли меня делать то, что потребовало покаяния».

Фазиль Искандер

Фото с сайта kremlin.ru

Знаменитый писатель и поэт, автор романа «Сандро из Чегема», повестей «Созвездие Козлотура»,  «Кролики и удавы», «Софичка» ушел из жизни во сне. На страницах его книг — тонкие, но глубокие рассуждения о справедливости, чести, достоинстве, любви к земле, уважительном отношении к смерти. Искандер предлагал читателю поразмыслить над бесконечным противоборством смеха и страха, отмечают литературоведы.  «Современный человек чувствует неустойчивость всего, что делается вокруг него. У него такое ощущение, что все должно рухнуть, и все почему-то держится. Окружающая жизнь гнетет его двойным гнетом, то есть и тем, что все должно рухнуть, и тем, что все еще держится», — писал он в «Сандро из Чегема».

Олег Каравайчук

Станислав Левшин, БДТ

Вокруг себя он слышал только музыку и негодовал, когда ее заглушали неприятные, монотонные, механические звуки. Эксцентричный петербургский музыкант с непростым характером, великий композитор. Дело всей его жизни предрек в раннем детстве отец. Каравайчук вспоминал, что, заслышав, какие звуки тот извлекает из фортепиано, он подошел к инструменту и произнес: «Ты композитор». «Публика под гением подразумевает сумасшедшего или хулигана типа Есенина. Обязательно ищет какую-то патологию. Фрейд научил всех искать патологические причины гениальности. Вот все хотят обнаружить ненормальные причины моей игры: то ли он сумасброд, то ли сумасшедший, раз у него наволочка на голове. Публика одурачена. Публика не понимает, что гений — это самый здоровый человек. У него самая здоровая кровь и самая здоровая психика», — рассуждал в одном из своих редких интервью Олег Каравайчук.

Виктор Корчной

Фото из личного архива Сергея Гуляева

Легендарный гроссмейстер с непростой судьбой, Виктор Корчной сходился в шахматных поединках с представителями как минимум шести поколений. «Верный Рыцарь Шахмат», — отзывался о нем тринадцатый чемпион мира Гарри Каспаров, отмечая его непререкаемый авторитет во всем мире. Противостояние с Анатолием Карповым, вынужденное бегство из Советского Союза (причиной, как пояснял сам Корчной, стало давление партийных чиновников), многочисленные титулы и побитие всех возрастных рекордов — все это, по убеждению профессионального сообщества, сделало его лучшим из тех, кто никогда не становился чемпионом мира. «Творчество Корчного самобытно, его наследие многолико — за минувшие десятилетия он не раз корректировал и видоизменял свой стиль. Но главным неизменно оставался поиск шахматной истины. Корчной всегда был беспощаден и к себе, и к противникам. Эта особенность характера, конечно, не прибавляла ему друзей. Однако иначе, наверное, и нельзя искать вечно ускользающую шахматную истину», — писал Каспаров.

Наталья Крачковская

Стоп-кадр видео ТВЦ

Мадам Грицацуева из «Двенадцати стульев», Ульяна Андреевна из «Иван Васильевич меняет профессию», Кончита из «Человека с бульвара Капуцинов» — кажется, нет того ее кинематографического образа, который не обрел поистине народную любовь. Не только на экране, но и в жизни она демонстрировала острейший ум и уникальное чувство юмора. Коллеги называли актрису «великой женщиной». А она отшучивалась: «Я с удивлением обнаружила, что разговоры о моей Грицацуевой так же масштабны, как, к примеру, об „Анне на шее“ Аллы Ларионовой. Никогда не забуду, как иду на киностудии по лестнице, а навстречу — Чухрай. Неожиданно встал передо мной на колени и говорит: „Вы прелесть! Я очарован!“ Я покраснела и очень хотела убежать». 

Сергей Микаэлян

Фото предоставлено киностудией

Среди его работ — фильмы «Принимаю бой», «Иду на грозу», «Всего одна жизнь», «Гроссмейстер», «Влюблен по собственному желанию», «Рейс 222», «Разборчивый жених», «Французский вальс», «Звездочка моя ненаглядная» и другие. Долгое время народный артист России был старейшим режиссером киностудии «Ленфильм». Проститься с легендарным режиссером пришли сотни человек, в том числе — режиссер Александр Поздняков: «Его можно назвать „совестью Ленфильма“ и совестью ленинградской и петербургской культуры. Фильмы Сергея Герасимовича стали частью истории нашего кино, мы будем их любить и помнить».

Георгий Мирский

Стоп-кадр видео

Последний представитель эпохи российского востоковедения, отличающейся глубочайшей фундаментальной базой, ветеран-фронтовик Георгий Мирский считал себя «совершенно антисоветским» человеком. Во всех своих статьях, интервью и выступлениях он взвешенно и ярко рассуждал об истоках нынешних мировых катаклизмов и прогнозировал дальнейшее развитие событий на политической арене. «Конечно, европейцы относились к России всегда, можно сказать, по-особому. Далекая, громадная, непонятная, чуждая, именно этим и пугающая — да, это было. Но никогда детей русскими не пугали, и свои неудачи не приписывали русским козням, в то время как в России, когда в Великобритании царствовала королева Виктория, было принято говорить при разных внешнеполитических неудачах: „Англичанка гадит.“ И это осталось. Я знаю одного врача, который, если речь заходит о каких-либо заварухах в мире, говорит: „ЦРУ“», — отзывался Мирский о популярной в народе теории «во всем виновата Америка».

Эрнст Неизвестный

Стоп-кадр НТВ

«Он литературный скульптор. Его идеи были литературными: человек, который вынимает сердце, машина-человек… У него мысли были более литературные, чем пластичные, но, как характер, он был неотразим», — вспоминал об ушедшем на 92-м году жизни всемирно известном скульпторе Эрнсте Неизвестном режиссер Андрей Кончаловский. Любовь к философии и литературе, постоянное стремление к самосовершенствованию, — эти черты подчеркивал в художике поэт Евгений Евтушенко. Совершенно иной взгляд на творчество Неизвестного — советского генсека Никиты Хрущева — привел в свое время к травле и эмиграции из СССР. «Я всегда был персоналистом, я всегда отстаивал право на собственное Я, и первое и самое главное, что я хотел бы пожелать своим землякам — больше быть человеком вообще, Человеком с большой буквы и меньше подданным, меньше чувствовать себя связанным ложными иллюзиями и ложными обязательствами. Я желаю своим землякам свободы. Свободы передвижения и творческих возможностей на любой работе, начиная от работы землекопа, крестьянина, кончая работой интеллектуала. Дело в том, что свобода порождает инициативу, инициатива порождает хороший труд. Поэтому не рабства, а инициативы я желаю своим землякам», — сказал скульптор в одном из первых интервью в США.

Олег Попов

Скриншот со страницы в Instagram

Клетчатая кепка, из-под которой выглядывают прямые соломенные волосы и красный нос, клетчатые штаны и странноватые ботинки — образ «солнечного клоуна» знаком всем, кто хоть раз бывал в цирке. «Клоуна должны узнавать по тени», — наставлял Олег Попов молодых коллег. Он скончался в цирковой гостинице неподалеку от Ростовского цирка. «Солнечный клоун» предпочитал жить среди своих, цирковых и недолюбливал обычные, «гражданские» отели. Своим учителем Попова называл и известный цирковой артист Юрий Куклачев: «Его особенность была в том, что он своими руками делал реквизиты. Это старое поколение клоунов. Когда я оказался в его доме в Германии, я был потрясен: первый этаж являлся мастерской, где он работал. Шил все своими руками. А жил на втором этаже. Он был примером трудолюбия для меня, создал свой образ: жизнерадостный и проникновенный. Он не умер, он ушел».

Клим Чурюмов

Стоп-кадр видео

Вечером 12 ноября Зонд «Филы» на скорости один метр в секунду подлетел к поверхности кометы 67P и попытался приземлиться. Однако бурава, которые должны были закрепить аппарат на неровной поверхности, не сработали и машину отбросило и перевернуло. Наконец, трижды коснувшись земли, «Филы» сел. Космический аппарат впервые в истории сел на поверхность кометы. Ее название — Чурюмова-Герасименко — было дано объекту в честь открытия в 1969 году. Тогда молодой астроном Клим Чурюмов и аспирантка Светлана Герасименко, наблюдая за кометой Комас-Сола, обнаружили странное светлое пятно на ее фоне. Этим «пятном» и оказалась теперь уже всемирно известная комета 67P. В 1986 году Чурюмов (вместе с другим коллегой В. Солодовниковым) открыл еще один космический объект, также названный в честь ученого. С 2004 года и до конца жизни астроном возглавлял Киевский планетарий. Напряженные отношения между Россией и Украиной на работе Чурюмова не сказались. «Астрономы — это люди, которые совершенно по-другому воспринимают себя, у них совершенно по-другому устроено мироощущение, и никаких границ и политических разногласий для них не существует. Вселенная для них бесконечна, и потому мир не имеет границ», — комментировала уход ученого научный директор Московского планетария Фаина Рублева.

Зинаида Шарко

Фото с сайта БДТ

Знаменитая представительница товстоноговской плеяды звезд сцены. Зинаида Шарко пришла в БДТ в 1956 году, когда его только возглавил Георгий Товстоногов, ставший для многих символом «великой эпохи отечественного театра». Дебют на сцене состоялся в последний день того года,  в постановке  «Пока цветет акация».  Впоследствии без участия Шарко уже невозможно было представить ни одного спектакля режиссера. Так, «Пять вечеров» по пьесе Александра Володина, где актриса сыграла главную роль в паре с Ефимом Копеляном, заняли ключевое место в истории именно благодаря ее работе. До сих пор актрисы, которым выпадает играть Тамару, воспринимают манеру исполнения Зинаиды Шарко как едва достижимый идеал. «Все, чего была лишена в жизни, я проживала на сцене!», — вспоминал ее слова сын.

Вспоминал Денис Гольдман