Posted 1 февраля 2017,, 14:54

Published 1 февраля 2017,, 14:54

Modified 31 марта, 00:22

Updated 31 марта, 00:22

Как Москва зарабатывает на фестивалях

1 февраля 2017, 14:54
За прошедший год туристический бизнес принес Москве уже около полутриллиона рублей доходов.

Больше всех, как подсчитали в правительстве столицы, тратились те, кто приехал за покупками и на фестивали.

«Мы развиваем самые разные направления туризма, начиная от делового, заканчивая культурным и спортивным туризмом. В Москве один за другим проходят крупнейшие мировые фестивали, культурно-массовые мероприятия, которые привлекают миллионы туристов. Город меняет кардинально свою инфраструктуру: строятся новые гостиницы, улучшается работа транспорта, реконструируется общественное пространство, развивается торговля, и в целом за прошедший год туристический бизнес принес Москве уже около полутриллиона рублей в виде доходов. Это важная отрасль, которой необходимо заниматься и которую нужно развивать», — заявил мэр Москвы Сергей Собянин.

В свою очередь глава департамента спорта и туризма Москвы Николай Гуляев заметил, что как подсказывает мировой опыт, только города, создающие комфортные условия для своих жителей, становятся привлекательными для туристов. И в этом столица преуспела, работая параллельно по всем фронтам: транспорт, градостроительная политики, безопасность, досуг. В городе обустроено 232 км современных пешеходных зон, 200 км велодорожек, более 300 станций велопроката, 1474 катка и 370 километров лыжных трасс. «Круглый год, как ни в одном городе мира, в российской столице доступны прогулочно-экскурсионные маршруты по Москве-реке», — обратил внимание Гуляев.

Благодаря программе «Моя улица» только за последние два года число маршрутов пешеходных экскурсий по Москве выросло почти вдвое, созданы новые туристические карты, повышено качество уличной навигации, обновлены мультиязычные указатели и схемы, развивается сеть бесплатных точек доступа Wi-Fi. В ноябре прошлого года возобновил работу туристический кол-центр, специалисты которого предоставляют информацию на пяти языках. Запланировано открытие туристических информационных центров в парке «Зарядье», в храме Христа Спасителя, на ВДНХ, в музее-заповеднике «Царицыно» и в «Лужниках».

«Все больший интерес гости столицы проявляют к московскому событийному ряду. В частности, в результате системной работы по продвижению фестиваля „Путешествие в Рождество“ и пакета событийных туров два года подряд Москва занимает первое место в рейтинге топ-10 российских городов по бронированию гостиниц на новогоднюю ночь.

Миллионы человек посетили фестиваль „Круг света“, инсталляции которого второй год подряд попадают в Книгу рекордов Гиннесса», — отметил глава ведомства.

В июне прошлого года в «Коломенском» шестой раз прошел фестиваль исторических реконструкций «Времена и эпохи», собравший около 300 тыс. зрителей, порядка 20 тыс. участников собрали городские велопарады. В их числе — несколько тысяч туристов.

В настоящее время Москва активно готовится к проведению спортивных событий мирового масштаба: Кубка конфедераций 2017 года и чемпионата мира по футболу 2018 года.

Как отметил Гуляев, количество туристов за шесть лет выросло в столице на 40% и составило 17,5 миллиона. Из них 74% — жители российских регионов, 26% — иностранцы. Среди стран дальнего зарубежья по количеству прибытий лидируют Китай, Германия, Турция, Израиль, Франция, Италия, США, Великобритания, Испания.

Наиболее востребован по-прежнему шоппинг-туризм. На пятки ему наступает туризм событийный — примерно треть гостей города приезжают в Москву именно с этой целью: поглазеть на красоты города, поучаствовать в фестивалях. Крупнейший из них — «Путешествие в Рождество», привлек свыше 4,8 млн гостей. «В их числе почти 2 млн жителей Подмосковья и других близлежащих регионов. Они приезжали в Москву на один день без ночевки. Еще 2,2 млн — туристы из российских регионов, которые приезжали на 2 дня и более с ночевкой. Примерно 600 тыс. туристов составили иностранные граждане», — заметил глава ведомства.

По его словам, зимний фестиваль обеспечил гостиницам, предприятиям торговли и общепита дополнительные доходы в размере 56 млрд рублей.

«Уже несколько лет Москва доказывает свою особую привлекательность для туристов в новогодние праздники. Если рассматривать число посещений за сезон 2010/2011 года как 100%, то в текущем сезоне 2016/2017 года чистый прирост туристического потока составил 155,4%, то есть вырос более чем в 2,5 раза. Причем наибольший прирост наблюдался в сезонах 2015/2016 и 2016/2017 годов», — заметил чиновник.

Доходы от туризма играют все более заметную роль в экономике города. По оценкам аналитиков, расходы «событийных» туристов в Москве составляют в среднем 6,3-6,7 тыс. рублей в день. Туристы, приезжающие в столицу с деловыми целями, тратят 5,9-6,3 тыс. рублей, с культурно-познавательными целями — 5,4-5,8 тыс. рублей. Траты шопинг-туристов в среднем составляют порядка 9,5-10,0 тыс. рублей в сутки.

В зависимости от цели прибытия существенно различается и структура расходов туристов. Если у представителей делового туризма большую часть расходов составляют траты на дорогу, проживание и питание, то в случае культурно-познавательного туризма около трети бюджета в поездке составляют именно затраты на посещение мероприятий.

«В 2010 году доля туристского потребления в ВРП Москвы составляла около 1%. В 2015 году она увеличилась в 4 раза — до 4% ВРП или 457 млрд рублей. Это позволяет отнести туризм к одной из ведущих отраслей экономики Москвы», — подчеркнул Гуляев.

Дальнейшее развитие индустрии гостеприимства позволит к 2020 году увеличить доходы от туризма в 2 раза — до 1 трлн рублей или 6-8% ВРП Москвы, считает он.

Чтобы достичь цели, в каждом сегменте туристического рынка нужны свои меры, заметил глава профильного ведомства. Например, в случае с российскими туристами целесообразно стимулировать увеличение среднего срока пребывания, что позволит увеличить туристическое потребление, а для иностранных гостей необходимо расширить предложения привлекательного туристического продукта, чтобы туристов, прибывающих в Москву, становилось больше.

«Особо хочется отметить необходимость дальнейшего продвижения проекта „Моя улица“. Все эксперты туристического бизнеса, особенно представляющие зарубежные страны, отмечают яркие итоги и результаты этой программы. Поэтому от туристической индустрии убедительная просьба — продолжить и расширить рамки этой программы, поскольку мы видим прямые результаты», — подчеркнул чиновник.

Успехи столичного туризма лучше видны со стороны. Как отметил Гуляев, сегодня Москва занимает первое место среди российских городов в топ-10 популярных направлений новогодних каникул-2016/2017, по данным сайтов momondo.ru и roomguru.ru, входит в топ-10 самых доступных европейских городов для туристов в 2016 году по версии британской компании Post Office, а также в топ-10 наиболее привлекательных городов по версии путеводителя «Лучшее путешествие 2017 года» Lonely Planet.

Анна Семенец