Posted 26 февраля 2017,, 19:02

Published 26 февраля 2017,, 19:02

Modified 31 января, 14:08

Updated 31 января, 14:08

Немцов марш-2017

26 февраля 2017, 19:02
По данным активистов «Белого счетчика», на акцию в Москве пришли более 15 тысяч человек. Столичная полиция заявила о пяти тысячах участников.

В Москве завершилось массовое шествие, приуроченное ко второй годовщине гибели Бориса Немцова. Участники акции проследовали по маршруту от Страстного бульвара до проспекта Сахарова, после чего многие отправились возложить цветы к месту убийства оппозиционера на Большом Каменном мосту. На шествии побывал корреспондент «Росбалта».

«Смотрите, смотрите, лживые идут! Наглость — второе счастье! Позор!» — прорезал толпу громкий мужской крик, раздавшийся справа от головы колонны. Пока участники акции занимали пространство проезжей части на Страстном бульваре (на что у них появились дополнительные полчаса — полицейские задерживали активиста с несогласованным, по их мнению, плакатом), по тротуару непрерывно двигался ручеек из опоздавших журналистов. Его мирное течение нарушила съемочная группа телеканала НТВ, продемонстрировавшего скандальные фильмы про оппозицию.

Трое мужчин интенсивно пробивались вперед, негромко поругиваясь и используя оператора в качестве тарана. На камере — слева от объектива — поблескивала корпоративная символика. По ней телевизионщиков и распознали протестующие. Сначала им просто преграждали путь, а когда мужчины начали прорыв, стали отвечать взаимными толчками. «Граждане, главное не применяйте насилие! Пожалуйста, без насилия!» — взывал к людям один из активистов, снимая происходящее на смартфон. В конце концов сотрудникам федерального телеканала удалось преодолеть толпу без потерь.

Несколькими минутами ранее схожий маршрут в сопровождении охраны гораздо более тактично преодолел лидер партии ПАРНАС Михаил Касьянов. Протестующие тут же предположили, что угнаться люди с камерой пытались именно за ним. От размышлений на эту тему их отвлек с азартом подхваченный привычный лозунг «Россия без Путина!». Когда скандировать прекратили, раздались крики: «Срочно позовите сотрудника полиции! Задержите этого человека!».

Место, откуда раздался призыв, молниеносно окружили десятки камер. Стороннему наблюдателю разглядеть что-либо было решительно невозможно, поэтому все узнавали о случившемся со слов репортеров, которые вели прямую трансляцию. «Только что на Михаила Касьянова напал неизвестный. Он облил политика зеленкой, крича „Россия с Путиным!“. Сейчас провокатор задержан полицией», — торопливо говорил в микрофон один из корреспондентов.

От задержаний до старта шествия прошло еще несколько минут, и лидер ПАРНАСа успел, насколько это было возможно, привести себя в порядок и надеть очки. «Россия будет свободной!» — затянули во главе колонны, и марш начался. Через мегафон протестующих заводили лозунгами оппозиционеры Михаил Шнейдер и Илья Яшин.

Лидер партии «Яблоко» Григорий Явлинский расценил нападение на соратника Бориса Немцова как «элемент травли» политических оппонентов власти. Именно такие эпизоды «рано или поздно» приводят к трагедиям, уверен он. «Травля политических оппонентов рано или поздно приводит к трагедиям. Таким, как случилась с Немцовым», — сказал он в беседе с корреспондентом «Росбалта».

При этом сам факт того, что шествие состоялось и стало столь массовым, по его мнению, поможет избежать подобных инцидентов. «Если бы такая акция не состоялась, то тогда уже ждать нечего было бы. Совсем, — высказал мнение Явлинский. — Я не знаю, до какой степени эффективной будет эта акция, но могу сказать с абсолютной уверенностью: если бы люди отказались от таких демонстраций, то никаких перспектив не было вовсе. И политические убийства, политический террор, стали бы ежедневной практикой. Поэтому нужно всегда смотреть на такие вещи с двух сторон. Может быть, все эти люди не смогут добиться того, что завтра найдут заказчиков (убийства Бориса Немцова, — „Росбалт“), но если люди не будут за это бороться, практика политического террора и запугивания станет просто тотальной».

Когда первая колонна достигла наивысшей точки в районе Рождественского бульвара, откуда было снято большинство обзорных снимков с протестных акций, люди остановились. «Посмотрите, друзья, как нас много!» — призвал участников шествия обернуться Михаил Шнейдер, после чего затянул лозунг «Это наша страна!» Троекратное его провозглашение сменил другой: «Рос-си-я!» «Нас зеленкой не зальешь!» — продолжили в глубине колонны. С этим лозунгом участники акции отправились дальше.

По ходу движения к оцепившим проезжую часть по периметру дружинникам подошла пожилая женщина в красном пальто и черной шляпе. «Сколько получаете за это?» — громко спросила она низким голосом. Четверо мужчин с красными повязками, к которым она обращалась, молча переглянулись. «Пять, шесть, семь — кто больше?» — наступала дама. «Я, между прочим, тоже дружинником была. С хулиганами боролась. А вы с народом боретесь», — бросила она напоследок и уверенно зашагала дальше. «Ну и ладно», — сказал полный краснощекий дружинник в черном пуховике. «Сколько дармоедов едят мою пенсию!», — продолжала возмущаться по пути женщина.

Принявший участие в шествии политолог Станислав Белковский, отвечая на вопрос корреспондента «Росбалта», предположил, что памятное шествие не способно привести к юридическим подвижкам в деле об убийстве Немцова. «Но последствия все равно будут — моральные. Люди вышли на это мероприятие — а это всегда последствия. То, что люди не боятся, а выходят», — резюмировал он.

Денис Гольдман