Posted 6 марта 2017,, 13:50

Published 6 марта 2017,, 13:50

Modified 31 января, 14:15

Updated 31 января, 14:15

Антитабачный фронт

6 марта 2017, 13:50
Курильщикам грозят очередными ограничениями и финансовыми тратами, а желающих расстаться с пагубной привычкой планируют бесплатно лечить от зависимости.

По новой антитабачной концепции, разработанной Минздравом, лечение табачной зависимости планируется включить в программу ОМС, а медицинские препараты — в перечень жизненно важных. Но главной пилюлей для курильщиков станут акцизы, считают сторонники документа.

Как рассказал академик РАН, заслуженный врач РФ, член Комитета Госдумы по охране здоровья Николай Герасименко, новый документ рассчитан на срок с 2017 по 2022 год, и призван закрепить достижения предыдущей концепции, действие которой закончилось в 2015 году.

Согласно документу, дети, родившиеся после 2015 года, вообще не должны иметь доступ к курению. «Не обязательно все должно случиться к 2022 году, но для того, чтобы цель стала реальной, нужно создать условия», — подчеркнул Герасименко.

Так, новая концепция Минздрава предлагает расширить перечень «запретных» зон, включив в него коммунальные квартиры, подземные переходы. Также, по словам парламентария, есть предложение по медицинской части. Например, ввести лечение табачной зависимости в программу госгарантий, а средства заместительной терапии — в перечень жизненно важных лекарственных препаратов.

Отдельным пунктом концепции идет создание негативного образа курильщика.

Кроме того, Минздрав намерен обязать органы государственной, муниципальной власти сообщать на своих сайтах о любых договоренностях с табачными компаниями, в том числе, о спонсорстве тех или иных мероприятий со стороны последних. Чиновников, которые лоббируют интересы табачников, но все дела с ними ведут «в закрытую», может ждать административная ответственность. По словам Герасименко, есть предложение ввести соответствующие поправки в КоАП.

Также, по словам ведущего научного сотрудника ФБГУ «ГНИЦПМ» Маринэ Гамбарян, концепция предлагает увеличить графические или текстовые предупреждения на пачках, ограничить места продаж, запретить использование ароматизаторов, и обещает навести порядок с альтернативным курением — электронными сигаретами, которые сегодня являются локомотивом для вовлечения молодых людей в зависимость.

«Но главное в реализации концепции — комплексность. Тогда запрет на продажу сигарет родившимся сегодня детям не будет казаться такой нереальной перспективой», — считает Гамбарян.

Как подчеркнул Герасименко, предыдущая концепция дала видимые результаты. Так, еще в 2009 году курящих в стране было 39%, в то время как на конец 2015 года — лишь 33%. «Особенно серьезно снизилось подростковое курение: у девочек — с 18 до 9%, у мальчиков — с 17 до 7%», — подчеркнул Герасименко. Новая концепция к 2022 году ставит своей задачей снижение потребления табака до 25%.

«Прошлой концепции многое удалось. Не получилось, пожалуй, только с медицинской помощью», — заметила в свою очередь заместитель директора НИИ пульмонологии ФМБА России Галина Сахарова. По словам эксперта, в новом документе делается еще больший упор на то, что все-таки курение — это не привычка, не шалость и не удовольствие, а болезнь. В международной классификации болезней она имеет код F17 и называется «синдром зависимости от табака», относится к болезням, которые приводят к поведенческим и психическим расстройствам в результате потребления психоактивных веществ, в частности, табака.

В обществе, по словам Сахаровой, вопрос лечения такого рода болезней спорный. «Многие считают, что лечить курильщиков, которые получают от болезни удовольствие — не государственное дело. Наркомания — тоже болезнь от удовольствия, только наркотики не продаются в магазинах, не рекламируются. Иными словами, государство несет часть ответственности за курильщиков, и будет правильно, если оно возьмет на себя часть трат на лечение», — считает эксперт.

В частности, это касается пациентов, пребывающих в стационарах. «Больница — не ресторан, куда человек заходит на два-три часа. И, конечно, уже через два часа — через сутки развивается синдром отмены. Чтобы человек спокойно прошел лечение, он должен получать никотинозаместительную терапию, поэтому хотя бы один препарат такого рода должен быть внесен в перечень жизненно важных и бесплатно предоставляться в стационарах», — убеждена Сахарова.

Самым спорным оказался вопрос увеличения акцизных ставок — меры, признанной по всему миру самой действенной в борьбе с курением. По мнению Герасименко, сегодня цены на акцизы не высокие: в прошлом году — 35 рублей, в этом — плюс 5 рублей. По его словам, согласно концепции, к 2022 году акцизы должны подняться до среднеевропейских $2. Пачка сигарет в этом случае будет стоить порядка 250 рублей.

«Повышением акцизных ставок мы отсекаем детей и подростков, у которых просто не будет денег на сигареты. Более того, таким образом мы выравниваем стоимость табака со стоимостью заместительной терапии», — подчеркнула Сахарова. Сегодня же, по словам эксперта, препараты, которые помогают отказаться от курения, стоят едва ли не дороже пачки сигарет.

В то же время Минфин и ФАС отнеслись к идее повысить стоимость акцизов весьма настороженно. «Мы живем не в вакууме. По сравнению c Европой наши цены на акцизы, может, и не очень высокие, но если взять Евразийское экономическое пространство, здесь мы абсолютные лидеры», — заметила в свою очередь заместитель начальника контрольно-финансового Управления ФАС РФ Наталия Исаева. По ее словам, оба ведомства опасаются, что если резко повысить ставки акцизов, это может привести к увеличению нелегальной продукции из стран ЕАЭС.

«С алкоголем так и произошло: в результате ужесточения законодательства сегодня на рынке от 35 до 60% контрафактного алкоголя», — заметила Исаева.

Герасименко же считает, что преждевременно драматизировать ситуацию не стоит: «любой самоввоз из стран ЕАЭС не превышает 1-2%, и то, речь идет только о приграничных регионах». Большинство контрафактной продукции, по словам парламентария, производится в России, на тех же заводах.

Он убежден: противники повышения акцизов лоббируют интересы табачных компаний.

«Мы не достигли и 20% от европейских акцизов. В то время как в Европе это 2,8 евро, в России — 50 центов», — подчеркнул он.

«В 2003 году было подсчитано, что траты здравоохранения только на лечение сердечно-сосудистых и бронхо-легочных заболеваний, которые вызываются курением, в шесть раз превышали поступления в бюджет от акцизов. С тех пор мало что изменилось», — поддержала Сахарова акцизную политику.

Тем временем, как стало известно «Росбалту», в подземных переходах Санкт-Петербурга уже продают сигареты с картонных коробок. Преимущественно — из Белоруссии.

Не менее спорный вопрос — альтернативное курение. Сейчас, по словам Герасименко, в Госдуме лежит сразу пять законопроектов, касающихся электронных сигарет: от Госдумы, Совета Федерации, Московской городской думы, Архангельской думы. Еще два законопроекта — по кальянам. В ближайшее время парламентарии приступят к их рассмотрению, которое будет идти параллельно обсуждению новой концепции.

Анна Семенец