Posted 19 июня 2017,, 12:00

Published 19 июня 2017,, 12:00

Modified 31 января, 15:44

Updated 31 января, 15:44

ФСБ вычислила лидера «Шалтая-Болтая» по шляпе

19 июня 2017, 12:00
Прокуратура утвердила обвинительное заключение на Владимира Аникеева, вскоре материалы поступят в Мосгорсуд.

Прокуратура утвердила обвинительное заключение в отношении лидера проекта «Шалтай-Болтай» Владимира Аникеева (Льюис). На днях дело поступит на рассмотрение в Мосгорсуд. Как следует из материалов расследования, вычислить Льюиса спецслужбам удалось благодаря его шляпе.

Больше недели назад Владимир Аникеев закончил знакомиться с материалами дела, после чего обвинительное заключение ушло на утверждение в прокуратуру. На днях надзорное ведомство его подписало, вскоре дело поступит на рассмотрение в спецчасть Мосгорсуда. Из-за того, что значительная часть томов дела засекречена, слушания пройдут в закрытом режиме и в отсутствие журналистов. Сделано это потому, что во взломанной почте чиновников есть документы, содержащие гостайну. Собственно, тома с перепиской и составляют большую часть дела.

В остальном это буквально «крохи» материалов, выделенных из общего расследования ФСБ о деятельности «Шалтая-Болтая» и «Биржи информации», через которую продавалось содержимое ящиков госслужащих и бизнесменов. Они содержат протоколы допросов и очных ставок трех обвиняемых, находящихся под стражей — Владимира Аникеева, Константина Теплякова и Александра Филинова.

Аникеев, который заключил досудебное соглашение, полностью признав вину по всем инкриминируемым эпизодам, рассказывает о своей роли во взломе почтовых аккаунтов, а также о действиях Теплякова и Филинова.

Тепляков тоже признает вину, он описывает деятельность участников «Шалтая-Болтая». Из его показаний примерно понятно, как ФСБ вычислила лидера проекта «Анонимный интернационал», он же «Шалтай-Болтай». По словам Теплякова, в январе 2015 года в издании «Медуза» вышло интервью с руководителем «Анонимного интернационала», взятое в Бангкоке. Собеседник издания не называл своего имени, ничего не рассказывал о себе, но разрешил журналисту сфотографировать свою шляпу. Как рассказал Тепляков, на тот момент он был знаком в Таиланде с Аникеевым, но не знал, чем тот занимается. Однако увидев фото шляпы, сразу понял, что интервью сделано с Аникеевым. Это был его любимый головной убор, он его часто носил. Также — по шляпе — в анонимном собеседнике «Медузы» Аникеева опознал еще ряд людей, общавшихся с ним в Таиланде. Постепенно это информация дошла до ФСБ, которая стала собирать информацию на Аникеева. Осенью 2016 года он был задержан по прилету в Санкт-Петербург.

Что касается Теплякова, то Льюис предложил ему стать участником «Шалтая-Болтая» через три месяца после выхода интервью — в мае 2015 года. Тогда же Аникеев передал ему для обработки и восстановления файлов переписку пресс-секретаря премьер-министра Натальи Тимаковой.

Александр Филинов на допросах и очных ставках признает факт знакомства с Аникеевым и Тепляковым, но категорически отрицает, что являлся участником хакерской группировки. Он заявляет, что его оговаривают, правда, возможных мотив подобных действий фигурантов дела не называет.

Согласно версии ФСБ, участники «Шалтая-Болтая» действовали следующим образом. Руководил группировкой Владимир Аникеев, который как журналист имел возможности узнавать адреса служебных и личных почтовых ящиков чиновников и бизнесменов. Их он передавал привлеченным хакерам, в том числе Александру Филинову. Те занимались фишинговой рассылкой — отправляли на нужные email письма с программой, которая позволяла получить доступ к содержимому ящика. Из «взломанных» переписок Льюис узнавал адреса других чиновников и предпринимателей и им тоже отправлялись фишинговые письма.

Полученный контент Аникеев передавал Константину Теплякову (Болтай), который систематизировал его, восстанавливал удаленные файлы и т. д. Обработанную переписку Тепляков возвращал Аникееву, а тот ее переправлял в Прибалтику журналисту Андрею Некрасову (Шляпник), руководившему сайтом «Биржа информации», на котором продавалось содержимое приватных почтовых ящиков. Торги велись за криптовалюту, работой с которой занимался журналист Александр Глазастиков.

Некрасов и Глазастиков объявлены в розыск.

Юрий Вершов