Posted 23 июня 2017,, 12:22

Published 23 июня 2017,, 12:22

Modified 31 января, 15:48

Updated 31 января, 15:48

Денег нет!

23 июня 2017, 12:22
Бумажные отчетности растут, а средств на финансирование науки и образования не хватает, что ведет к неминуемому регрессу в данных сферах.

Ректоры вузов, чтобы пройти проверку Рособрнадзора, возят в ведомство по 17 килограмм документов. Школы ежегодно заполняют по 300 отчетов, в каждом из которых — 12 тыс. показателей. Бумажная нагрузка растет, но денег в образовании больше не становится — их съедает инфляция. В результате, учителя в регионах продолжают получать меньше продавцов.

«Мой общественный помощник, магистр, после окончания вуза отправился работать в школу в Омске. Работая на полторы ставки, он получает на руки 12 тыс. рублей», - рассказал в пресс-центре «Росбалт-Москва» первый заместитель председателя Комитета Госдумы по образованию и науке, академик РАО Олег Смолин. Средняя зарплата в Омске — 26,8 тыс. рублей, а продавцы получают 18-20 тыс. рублей.

Еще в 2013, по указу президента, заработная плата учителей должна была сравняться со средней по региону. Сегодня из 85 субъектов это удалось сделать всего в 10, подчеркнул Смолин.

По его словам, на образование выделяют недостаточно денег. «Высшая школа экономики выпустила официальный справочник о том, как развивалось финансирование в этой сфере. С 2000 по 2015 год оно выросло в 14 раз - с 214 млрд до 3 трлн рублей. В то же время в 2007 году страна тратила на образование 3,9% внутреннего валового продукта (ВВП), а в 2015 году — 3,6%. А надо бы тратить не менее 7% ВВП, то есть, вдвое больше. При меньших затратах еще никто никогда модернизации не произвел», - подчеркнул парламентарий.

Он согласился, что в 2017 году расходы на образование даже немного выросли, но меньше инфляции, поэтому их доля в общем богатстве страны сократилась.
«Среди 33 стран Организации экономического сотрудничества мы 29 по финансированию от ВВП. Единственное утешение, что в 2011 году по этому показателю мы были на предпоследнем 32-м месте. И изменилась ситуация вовсе не потому, что мы стали выделять больше денег, а потому, что, видимо, нашлись страны, которые тоже стали экономить на образовании», - заметил депутат.
Все эти цифры прямо отражаются на том, чему и как учат детей в школах, считает Смолин.

Сельские учителя в Омской области ведут по 32 урока в неделю, 70 рабочих часов, при том, что по Трудовому Кодексу норма — 40 часов. «Получается, они либо работают на износ, либо чего-то своим ученикам недодают - охладевают и к детям, и к работе», - заметил он.

Вместо зарплат растет бумажная нагрузка. «По официальным данным комитета по образованию и науке, в среднем каждое учебное учреждение в стране заполняет по 300 отчетов в год - 12 тыс. показателей в каждом. Знакомый ректор из Петербурга рассказывал, что когда проходил проверку филиалов, на каждый сдавал в Рособрнадзор по 17 килограммов документов», - проиллюстрировал депутат.

Эффективный контракт в образовании проблем с зарплатой педагогов не решит, считает Смолин. «Для того, чтобы получать больше, учителю нужно будет организовать или принять участие в нескольких мероприятиях, желательно — областного масштаба. Все это дополнительная работа и дополнительное время, оторванное от учеников», - пояснил он.

Не хватает денег и в науке, продолжил председатель профсоюза РАН Виктор Клинушкин. Страны, экономика которых основана на технологической подкованности населения, на инновациях, тратят на науку не меньше 1,7% ВВП, Южная Корея — порядка 4%, тогда как Россия — чуть больше 1%. «При этом очевидно, что нужно вкладывать много больше, чем эти страны, чтобы догнать их», - заметил Клинушкин.

По его словам, за последние три года неуклонно падает финансирование науки в рублях: на 1,5-2%. «В ряде институтов, подведомственным Федеральному агентству научных организаций (ФАНО), нет денег на уплату налогов и коммунальных платежей», - подчеркнул он. Председатель профсоюза РАН заметил, что в отличие от образования, проблема науки даже не в зарплатах: «нам работать не на чем, нет оборудования».

На новые приборы для учреждений ФАНО нужно тратить 5-8 млрд в год. «Не слишком большие средства, учитывая масштаб цен: один просвечивающий микроскоп стоит 2 млн евро», - заметил Клинушкин.

Профсоюз РАН просит государство добавить денег не на зарплаты, а на фундаментальные исследования. «По сути, мы требуем от правительства выполнить указы президента, который поручил к 2020 году увеличить фонд фундаментальных исследований до 25 млрд рублей. Пока у нас только 11,7 млрд рублей», - рассказал он.

Чтобы добиться своего, ученые и педагоги 28 июня выйдут на акцию протеста на Суворовской площади. По словам Клинушкина, акция согласована с властями. Организаторы ждут не менее тысячи участников.

Анна Семенец