Posted 19 июля 2017,, 20:19

Published 19 июля 2017,, 20:19

Modified 31 января, 16:07

Updated 31 января, 16:07

Зачем нам курортный сбор?

19 июля 2017, 20:19
Во сколько обойдется нововведение отдыхающим, отельерам и всей туристической отрасли, рассуждают эксперты.

В регионах опасаются, что новый закон о введении курортного сбора отпугнет туристов. В любом случае, имидж российским здравницам он точно подпортит.

Курортный сбор вводится в качестве эксперимента в четырех регионах: Крым, Алтайский, Ставропольский и Краснодарский края. Продлится он до 2022 года.

Плата вводится с мая 2018 года. В первый год с туристов будут брать не больше 50 рублей в сутки, все последующие — не более 100 рублей. Как подчеркнул член комитета Совета Федерации по социальной политике Игорь Фомин, каждый регион вправе установить свой тариф. Причем летом это может быть одна сумма, зимой — другая. Фиксированная или дифференцированная ставка — на усмотрение региона. В период затишья курортный сбор может быть снижен до нуля. Более того, регионы вовсе могут его не вводить. Закон просто дает им такую возможность.

Квитанцию на оплату новой пошлины отдыхающие получат вместе со счетом за гостиницу. Оплатить можно будет на месте. Деньги пойдут в региональный бюджет. В 2018 году 70% от общей суммы вернется в бюджет муниципального образования. В последующие годы — все 100%.

Как объяснил Фомин, закон не видит разницы между отдыхающими и теми, кто приехал в пилотный регион по работе. Остановился в гостинице — плати. Но он предусматривает льготы. Список категорий граждан, которым платить курортный сбор не придется, занимает несколько страниц. В их числе малоимущие, ветераны, инвалиды и лица, их сопровождающие. Регионы могут добавить к этому списку свои пункты.

По оценке правительства, суммарный объем дополнительных поступлений в бюджет при ставке в 50 рублей в период с 2018 по 2022 год в Ставропольском крае превысит 2 млрд рублей, в Краснодарском крае — 8,3 млрд рублей, в Крыму — 16,4 млрд рублей. По словам Фомина, суммы не стратегические, но уже кое-что.

«Нужно понимать, что введение дополнительного налога само по себе что-то стоит», — заметил в свою очередь президент федерации рестораторов и отельеров Игорь Бухаров. Помещения, оборудование, сотрудники, которые будут следить за поступлениями, распределять деньги, составлять отчеты — за все это придется платить. Если регионы установят слишком низкий тариф, они будут собирать налог себе в убыток. А цель все же — найти дополнительные средства на создание и поддержание туристической инфраструктуры. Если тариф будет завышен, люди просто перестанут к ним ездить, сменив Крым на Крит.

«Конечно, туристическая отрасль опасается оттока туристов. Моих коллег в пилотных регионах этот закон очень беспокоит», — подчеркнул Бухаров.

«Да, такая практика есть во многих европейских странах. Курортный сбор существует в Риме, Париже, где туристов сегодня столько, что доходы отрасли едва покрывают ущерб, который отдыхающие наносят городу своим пребыванием. В такой ситуации введение курортного сбора ограничивает число туристов, которые могут себе позволить туда приехать, и одновременно компенсирует городу расходы на инфраструктуру. Но нужно признать: пока это не наша история. Российские курорты все еще радуются наплыву туристов, который пока не так велик, чтобы говорить о компенсации», — считает собеседник «Росбалта».

«К серьезному оттоку туристов введение курортного сбора не приведет. Но весь этот шум вокруг закона имидж российским здравницам точно подпортит», — считает вице-президент АТОР Илья Уманский.

Платить налог будут только те, кто остановился в гостинице. Таких, по экспертным оценкам, всего 20%. Остальные 80% предпочитают жилье в частном секторе. Их курортный сбор не коснется, заметил Уманский.

Таким образом, по словам эксперта, новый закон сыграет на руку теневому рынку аренды. «В отличие от гостиниц, частники не платят налогов. Коммунальные счета им приходят как за жилье. Курортный сбор только привлечет к ним дополнительных постояльцев, которые захотят отдохнуть подешевле. Гостиницы эта мера выставит не в самом выгодном свете», — считает собеседник «Росбалта».

По мнению вице-президента АТОР, правительству стоило бы сначала разобраться с частниками, вывести их из тени, заставить платить налоги. Тогда появились бы деньги на туристическую инфраструктуру. Но с этой задачей в регионах уже много лет не могут справиться.

Зачем закон приняли именно сейчас, когда все больше туристов смотрит в сторону Турции, и все меньше — на российский юг, остается загадкой. Фомин напомнил, что впервые о курортном сборе заговорили на Госсовете при президенте.

«Очевидно, любые идеи, озвученные президентом, в нашей стране превращаются в закон», — заключил Уманский.

Анна Семенец