Posted 18 августа 2017,, 14:15

Published 18 августа 2017,, 14:15

Modified 31 января, 16:28

Updated 31 января, 16:28

Между терактом и Kоксаки

18 августа 2017, 14:15
Можно ли сдать путевку в страну, где только что произошел теракт, и стоит ли бояться кишечной инфекции в Турции, рассуждает защитник прав туристов Роман Бобылев.

Как громкие теракты и эпидемии отражаются на туристической привлекательности стран, и как скоро ситуация потом нормализуется, рассказал генеральный директор «Клуба защиты прав туриста» Роман Бобылев.

— Если человек собирался завтра лететь в Барселону, но после сообщений о теракте испугался и передумал, может ли он сдать билеты без каких-либо штрафов от туристической компании?

— Теракт не является основанием для расторжения договора в одностороннем порядке и возвращения денежных средств в полном объеме. Есть страны, которые признаны опасными для въезда: Пакистан, Афганистан. Но там идет война. Европа, несмотря на теракты, официально не считается опасным направлением. Нет запрета на выезд, ведется авиасообщение. Поэтому отказаться от тура и вернуть деньги можно только на общих основаниях. Так, как если бы вы просто передумали куда-то лететь.

— Сейчас много пишут об эпидемии Коксаки в Турции. Если я заранее купила путевку, могу ли я ее вернуть, сославшись на сообщение Роспотребнадзора о том, что там сейчас небезопасно, и получить все деньги назад?

— Ростуризм или министерство иностранных дел должны официально признать, что летать в страну небезопасно. На этот счет должно быть специальное распоряжение. В таком случае закон «Об основах туристской деятельности» позволяет туристам сдать путевку без каких-либо комиссий со стороны туроператоров в счет погашения понесенных ими расходов.

Но на деле это означает лишь то, что у туристов есть право вернуть путевку. При этом туроператор вовсе не обязан возвращать все деньги в досудебном порядке. Как показывает практика, решаются такие вопросы через суд.

Вообще, ситуации с Коксаки в Турции вызывает много вопросов. На мой взгляд, история сильно раздута, и не имеет под собой объективных причин. Никакой эпидемии нет, вирус Коксаки там был, есть и будет. Он встречается на Турецком побережье, в Италии, Испании, и Тайланде, и даже в России. Когда Роспотребнадзор начинает ставить диагнозы по телефону, я сразу вспоминаю времена Кашпировского, когда вся страна сидела у телевизора и заряжала воду.

При этом Роспотребнадзор не сделал ни одного официального запроса в российские страховые компании, которые занимаются лечением наших туристов за рубежом. Не представляю себе ситуацию, чтобы у ребенка была температура под 40 градусов, признаки энтеровирусной инфекции, а родители занимались бы самолечением и не обратились к профессионалам. У всех туристов есть полисы, которые дают право на бесплатную медицинскую помощь в Турции, и они этим правом пользуются. Возникает вопрос, почему Роспотребнадзор не запросил у российских страховщиков обобщенную информацию. Она есть. По моим данным, а мы проанализировали 60% всего объема обращений по турецкому направлению, признаки энтеровирусной инфекции обнаруживаются у восьми человек на 10 тысяч выехавших. При этом непосредственно Коксаки диагностируют лишь у 60% из них. В любом случае, даже если турецкие врачи мухлюют и не ставят диагноз Коксаки, на 10 тысяч туристов приходится не больше 8 заболевших.

Давайте лучше возьмем статистику по Черноморскому побережью и посмотрим, сколько там болеют кишечными инфекциями. Вы ужаснетесь: на сто туристов — двое заболевших. Все инфекционные больницы на Черноморском побережье завалены, но об этом никто не говорит. У нас, как у экспертов в области туризма, та паника, которая сейчас организована на турецком направлении, вызывает очень много вопросов. Никакой объективности мы здесь не видим.

— Вы думаете, история с турецкой эпидемией раздута в пользу Крыма?

— У меня есть разные версии. Сейчас идут тяжелые переговоры с Турцией по снятию сельскохозяйственного эмбарго. Ситуация с Коксаки может использоваться российской стороной для давления на оппонента.

Что касается ситуации с Крымом, нужно понимать, что это разные категории отдыха, разный сервис. Я часто отдыхаю и в Крыму, и в Сочи, там тоже неплохо, есть свои преимущества. Но очевидно, что турки за 20 лет смогли создать адекватную с точки зрения цены и организации отдыха систему. Если пиво в гостиницах Сочи и Крыма стоит 300-400 рублей за кружку, это неадекватный прайс. А в Турции все бесплатно. Нужно маневрировать за счет цен, сервиса.

В крайнем случае, если уж нам так надоела Турция или мы не можем с ней конкурировать, давайте это направление закроем. Тогда туроператоры в начале туристического сезона будут понимать, как распределять мощности, куда переориентировать туристов. Сейчас получается, что Турцию открыли, туроператоры в начале сезона вложили деньги в перевозки, отели. Теперь по каким-то непонятным причинам туристов призывают отказываться от поездок. При том, что немцы, например, спокойно едут на отдых, и никакой паники у них насчет эпидемии нет. Россия, я считаю, перестаралась.

— То есть, сейчас из-за сообщений об эпидемии наши туроператоры несут какие-то издержки?

— Не какие-то, а колоссальные! Люди массово сдают туры. Хорошо, что на турецком направлении лидирует крупный туроператор, у которого все нормально с финансами. Он может вернуть деньги или перекинуть туристов в другую страну. Но для мелких компаний, у которых таких возможностей нет, это просто катастрофа. Особенно если в начале сезона они сделали акцент именно на Турции. Вся эта история может спровоцировать череду банкротств.

— То есть, история с эпидемией пошла не на пользу турбизнесу?

— У нас сотни компаний, которые участвуют в организации выездного туризма. Люди, особенно в регионах, приходят и говорят: «По телевизору сказали, что в Турцию лететь опасно. Возвращайте наши деньги». Конечно, возвращать деньги должны туроператоры, но разбираться со всем этим придется туристическим фирмам.

Как председатель правления всероссийской организации по защите прав туристов, я должен быть на их стороне. А в этой ситуации их просто обманули, сказав, что в Турции опасно и что они легко смогут получить свои деньги назад, отказавшись от поездки.

— Роман, у вас уже есть информация о том, как часто туристы сдают путевки в связи с терактами, эпидемиями?

— Как показал двухлетний опыт, когда происходит теракт, продажи падают на неделю-две. Все зависит от того, будет ли какое-то продолжение истории. А дальше спрос быстро восстанавливается.

Ситуации с Коксаки муссируется в СМИ уже три недели. С начала всей этой истории путевки в Турцию сдали 20% туристов. Продажи в этот период упали на 30%. Сейчас есть возможность отказаться от тура, но, к сожалению, не всегда есть возможность получить что-то взамен.

Хотя, здесь есть у этой истории с эпидемией и обратный эффект. Российские туристы считают такое время самым удачным, чтобы купить путевку по демпинговой цене. К слову, стоимость тура в Турцию уже приближается к стоимости перелета.

Сейчас на курортах республики находится более 400 тыс. наших граждан. Они выкладывают фотографии в соцсети, общаются со знакомыми. Информация с места событий поступает вполне спокойная. Так что сарафанное радио может спасти ситуацию.

Беседовала Анна Семенец