Posted 4 сентября 2017,, 12:35

Published 4 сентября 2017,, 12:35

Modified 30 марта, 22:15

Updated 30 марта, 22:15

Эксперт: Константин Пономарев потерял право на амнистию

4 сентября 2017, 12:35

К аудитору Константину Пономареву, подозреваемому в уклонении от уплаты налогов на 8 млрд рублей, вопрос о продлении ареста которого 4 сентября будет решать Пресненский суд Москвы, не применимы нормы налоговой амнистии. Такое мнение Infox.ru выразил управляющий партнер юридической компании «Щекин и партнеры», доцент кафедры предпринимательского права Юридического факультета МГУ Денис Щекин.

Как отмечает юрист, Константин Пономарев злоупотребил правом на амнистию. Он отмечает, что в случае искусственного злоупотребления прекращением уголовного дела, чтобы создать основания для быстрой подачи спецдекларации по амнистии, запрет на злоупотребление правом, применим и к праву на амнистию.

«Этот принцип универсален, о нем неоднократно говорил и Конституционный суд, и высшие судебные инстанции стоят на этой позиции. Например, если расследуется уголовное дело о неуплате налогов, то у человека нет права на амнистию. Но он, например, дает взятку следствию, я не говорю сейчас конкретно о Пономареве, и уголовное дело прекращается. В этот момент он срочно подает спецдекларацию и говорит: а я амнистирован, я «в домике». Потом прокуратура оспаривает прекращение уголовного дела, и оно возбуждается вновь. Должен ли такой человек получить право на амнистию и освобождение от ответственности? Конечно же, нет», — считает Щекин, добавляя, что, по его мнению, Пономаревым был нарушен принцип добровольности и первичности предоставляемой источника информации о правонарушении в специальной декларации.

«Государство амнистирует того, кто сам выступил первичным источником информации о нарушении. В данном случае этого нет, то есть государство уже обладало данными, что налоги не были уплачены», — подчеркивает эксперт.

Напомним, в феврале 2015 года специалистами налоговой службы был составлен акт, согласно которому по итогам ранее инициированной ведомством проверки финансовой деятельности Пономарева, он был должен уплатить в бюджет 4 млрд рублей. В апреле 2015 года, благодаря возбужденному Следственным комитетом России уголовного делу по подозрению в уклонении от уплаты налогов, эта сумма возросла вдвое.

Как полагали следователи, Пономарев, воспользовавшись мошенническими схемами, не уплатил налоги с полученных от компании IKEA 25 млрд рублей. В том числе, как сообщала «Независимая газета, скрыл прибыль компании списав 23,8 млрд руб. на расходы по сделке с другим подконтрольным ему юрлицом. Однако в мае 2015 года данное уголовное дело было прекращено столичной прокуратурой. Вскоре после этого Пономарев подал специальную декларацию, в которой признался в ранее вменяемых ему нарушениях, в связи с чем защита экс-аудитора утверждает, что он не может быть вновь обвинен в мошенничестве, так как по закону об амнистии капиталов должен быть освобожден от ответственности за уклонение уплаты налогов.

Примечательно, что ранее защите Пономарева было отказано в изменении меры пресечения на домашний арест, поскольку судья согласился с доводами следствия о том, что подсудимый может оказать давление на свидетелей и суд.

Константин Пономарев является фигурантом уголовных дел: о покушении на мошенничество в особо крупном размере (ч. 3 ст. 30 и ч. 4 ст. 159 УК РФ), заведомо ложном доносе, связанном с искусственным созданием доказательств обвинения (ч. 3 ст. 306 УК РФ), заведомо ложных показаниях (ч. 1 ст. 307 УК РФ), подкупе свидетелей (ч. 1 ст. 309 УК РФ) и уклонении от уплаты налогов с организации в особо крупном размере (ч. 2 ст. 199 УК РФ).