Posted 2 октября 2017,, 13:25

Published 2 октября 2017,, 13:25

Modified 30 марта, 21:59

Updated 30 марта, 21:59

Время зарабатывать на ленивых

2 октября 2017, 13:25
Почему люди несут деньги организаторам тренингов, которые учат тому, чем сами никогда не занимались, рассуждает глава проекта «Антирабство» Алена Владимирская.

В Сети пруд пруди самопровозглашенных коучей без образования и даже представления о профессии, которые задешево предлагают разобраться в вашей жизни. Воспрял духом сетевой маркетинг. В соцсетях то и дело всплывают «Клубы миллионеров», которые обещают научить всех желающих, как заработать на квартиру в Майами, и на сдачу прикупить Maserati. Повсюду блогеры, влогеры, стримеры, которые делают состояния на своих постах и трансляциях. Настало время, когда можно зарабатывать деньги из воздуха? Об этом «Росбалт» поговорил с руководителем проекта «Антирабство» Аленой Владимирской.

— Сегодня модно быть блогером, запускать интернет-марафоны, открывать онлайн и оффлайн-курсы «Как выйти замуж?» или «Как заработать свой первый миллион?» Причем для этого совершенно не обязательно самому быть миллионером, иметь счастливую семью или сколько-нибудь смыслить в психологии. Люди не хотят вкладываться в образование, много и долго работать. Они хотят все и сразу, и у многих получается. Это время у нас такое, когда можно зарабатывать деньги из ничего?

— Здесь нужно понимать две вещи. Во-первых, несмотря на кризис, все мы стали жить много богаче, чем наши бабушки и дедушки. Имея деньги, мы с радостью перекладываем ответственность за свою жизнь на других. Найдите мне идеальную пару, научите меня зарабатывать деньги из воздуха, научите меня быть счастливым — сделайте все это за меня. И чем человечество в целом богаче, тем больше возможностей сделать на этом бизнес.

Во-вторых, мы совсем не ценим ежедневный труд, и часто уповаем на авось. В Германии, например, все понимают, что сначала ты долго работаешь, строишь свою репутацию, и только потом, в награду, на тебя падает богатство. У нас другая история. Все хотят верить, что рано или поздно деньги сами на них свалятся, без особых усилий. То есть — с одной стороны, это общемировая тенденция, но помноженная на нашу ментальность, в России она куда сильнее.

— Отсюда такое количество доморощенных тренеров и коучей, которые посмотрели пару роликов в Youtube, дали пару дельных советов знакомым, и решили, что вполне годятся в наставники?

— У нас развелось огромное количество инфобизнесменов, которые сами никогда не делали того, о чем рассказывают, или были в этом не слишком успешны. Серийный предприниматель каждый год запускает какой-нибудь бизнес, и каждый раз все заканчивается провалом. И вот такой человек всерьез открывает курсы для предпринимателей. Готовы ли вы у него учиться? Вероятнее всего — нет. Наверное, его можно один раз послушать, чтобы избежать своих собственных ошибок, если он рассказывает об этом. Но если он вас учит, как строить бизнес, подумайте — тот ли это человек. Можно один раз пропиариться, и люди пойдут. Но если за громкими обещаниями ничего не стоит, дурная слава быстро настигнет.

Хотя, конечно, инфобизнес очень разный. Нельзя сказать, что все его проявления одинаково вредны или одинаково полезны.

Хорошему блогеру, например, совсем не обязательно иметь степень MBA. У него должно быть какое-то индивидуальное знание, которое нужно людям, и оригинальная подача. Многие успешные блогеры продают именно это.

Бабушка печет лучшие рождественские кексы. У нее свои «мулечки»: корицу — так, цедру — эдак. Она выкладывает советы в Сеть, и, в результате, становится дико популярным блогером.

А кто-то создает путеводитель по маленьким городкам Италии, рассказывает, где попробовать лучшие в мире оливки и познакомиться со смешной стаей гусей. Эта история тоже пользуется спросом.

Но одно дело — рассказывать про пироги и путешествия, и совсем другое — лечить людей, лезть в психику. Это очень опасная вещь. Вы же не пойдете к врачу без диплома? Тогда зачем вместо психотерапевта бежите к тетеньке, которая проводит тренинг «Как стать счастливой, если тебя не любит муж?» Наверное, с этим должна разбираться не непонятная дама, а человек с профессиональными компетенциями.

К нам часто приходят люди после непрофессиональных карьерных консультаций, с запущенными историями. Псевдоэксперты их обнадеживают: «Иди! Ты сможешь! Все получится!» В результате, люди теряют последние деньги, время, а результата нет. У них начинается депрессия. В таком состоянии помочь им с работой куда сложнее.

Научить печь вкусные пироги или научить, как стать счастливым, как спасти разрушающийся брак — это разные истории. Без специальных знаний в голову к людям лезть не нужно. Но наша общая нелюбовь к врачам, стереотип, что к психотерапевтам ходят только психи, и дороговизна профессиональных услуг породили огромное количество псевдокоучей, которые предлагают решение всех проблем задешево.

— Подобные способы заработать легких денег — часть нашего будущего?

— Стремление переложить на другого ответственность за свою жизнь будет только расти. Расскажи мне, как путешествовать по Италии. Покажи, как испечь пирог. Научи, как жить без стресса, спать правильно, зарабатывать много. Интерес к собственной жизни и нежелание за нее отвечать будут порождать все новые ниши, новые предложения.

Но время легкого блогерства давно прошло, рынки захвачены. Поэтому не стоит думать, что первые пять роликов в Youtube тут же принесут миллион. Ты либо должен быть интересным — с полезным контентом, понятной подачей, либо хорошим профессионалом, если мы говорим о курсах.

— Это чисто российская история — зарабатывать на советах?

Нет, в России она как раз еще очень слабо развита. Посмотрите на Азию, на Америку. В сравнении со всем остальным миром мы просто дошколята.

Анна Семенец