Плата за холод

Жители нескольких московских домов все еще ждут отопления, обращения в управляющую компанию не дают результата. Как поступать в такой ситуации, выяснял «Росбалт».


© Фото Елены Вороновой

В минувший вторник столичные власти заявили о начале отопительного сезона. По поручению мэрии, тепло начали подавать в дома еще 28 сентября. Но топят пока, как оказалось, не везде. В Кунцево жители дома № 23 по улице Академика Павлова вот уже неделю спасаются обогревателями. В Южном Тушино в четырех домах на улице Фабрициуса затопили только вчера вечером. Что делать, если на улице стоит холодная погода, а отопление не дали? Как вернуть свои деньги за некачественную услугу, и получить компенсацию?  Во вторник, 3 октября, глава коммунального комплекса столицы Петр Бирюков заявил, что почти во всех жилых домах города уже топят.  

«На входные задвижки тепло подано везде», — подчеркнул он. Но в нескольких домах остались «отдельные моменты наладки тепловых систем», с которыми обещали разобраться до вечера среды. 

В доме по адресу улица Фабрициуса, 24, стр. 1 в Южном Тушино затопили только вчера вечером. Жителям этого и трех соседних домов пришлось добиваться тепла с боем.  «Бойлерная, которая обслуживает наши дома, находится в частной собственности, — рассказала активистка дома Ольга Петрова (имя изменено по просьбе героини — „Росбалт“). — Недавно у нее сменился владелец. Я узнала номер телефона у его предшественника, и позвонила. На мою просьбу включить отопление, потому что в квартирах холодно, он заявил, что пока управляющая компания ГБУ „Жилищник“ не заключит с ним договор, тепла не будет. В управляющую компанию не дозвониться. Все телефоны, которые были указаны в объявлениях на подъезде, либо не отвечали, либо выдавали короткие гудки. Рядом с телефонами ГБУ „Жилищник“ были номера телефонов управы района Южное Тушино. Там тоже молчок.

В итоге, инициативная группа жителей обратилась в прокуратуру. Вместе с сотрудниками прокуратуры приехала полиция, муниципальные депутаты. Во дворе стояла аварийная машина МОЭКа. Из управляющей компании я там никого не видела. В общем, бойлерную вскрыли, и, в конце концов, отопление нам дали. Все дома постепенно прогреваются, местные слесари спускают воздушные пробки». 

В доме № 23 на улице Академика Павлова тепла нет до сих пор. «Температура в квартирах — как на улице, батареи ледяные. Повключали все обогреватели, только ими уже неделю спасаемся», — рассказал активист Владимир Баутин. 

«Мы писали в свою управляющую компанию — ГБУ „Жилищник“ района Кунцево. Почему нет отопления, никто не объясняет. Пишут отписки, но тепла не дают. На днях подписали коллективное обращение к директору ГБУ „Жилищник“ района Кунцево. Приезжали журналисты, собрался народ. Нас поснимали и пошли в управляющую компанию, но директор разговаривать с журналистами не стал», — отметил собеседник «Росбалта». 

По словам Баутина, три года подряд в их доме происходит одна и та же история: «подходит зима, и жители мерзнут в своих квартирах, ждут отопления».  Чудеса с отоплением происходят не только осенью, но и весной. «Наступило тепло, и топить прекратили. Потом вернулись холода, и по всему городу дали команду отопление включить. Везде включили, а мы неделю так и сидели без отопления», — посетовал активист. По его словам, проблемы в доме не только с отоплением, но и с горячей водой, температура которой никогда больше +42 градусов не поднималась. 

Можно ли принудить управляющую компанию начинать топить вовремя, а горячую воду подавать горячей, рассказал «Росбалту» юрист Общества защиты прав потребителей «Общественный контроль» Олег Фролов.  «Услуги ЖКХ, которые оплачивает потребитель, должны соответствовать требованиям правительства и санитарным нормам. Если мы говорим о горячей воде, ее температура должна быть не ниже градуса, который определен нормативом (+60-75 градусов по правилам СанПиН). Если вы чувствуете, что горячая вода чуть теплая, значит, вы платите за некачественную услугу. То же и с отоплением: если температура в комнате ниже +18 градусов, батареи чуть теплые или вообще холодные, значит, вы получаете услугу ненадлежащего качества. В этом случае вы вправе предъявить управляющей компании претензию. По вашему заявлению к вам придет инженер, составит акт о выявленном нарушении. После этого станет понятно, по чьей вине возникла проблема: управляющей компании или собственника», — отметил юрист. 

В первую очередь, по словам Фролова, нужно сделать заявку в свой отдел объединенной диспетчерской службы (ОДС) по телефону. Это независимая структура, которая фиксирует все обращения граждан. Если слесарь не пришел и не составил акт, нужно обратиться в управляющую компанию с письменным заявлением. Это касается не только отопления, но любых других услуг ненадлежащего качества — газ, электричество, водоснабжение, система канализации.  Но такая схема работает только в том случае, если управляющая компания на стороне собственника, и хочет помочь. Если отопления нет по вине УК, и никакого инженера не присылают, нужно писать заявление в управляющую компанию с отметкой о вручении, и передавать его лично. 

«Если принимать заявление отказываются, отправляйте по почте заказным письмом. После этого вы вправе подать заявление в прокуратуру о том, что отсутствие отопления в холодное время года сказывается на безопасности проживания. В этом случае прокуратура обязана принять меры. Также можно привлечь Роспотребнадзор или обратиться в суд, чтобы обязать управляющую компанию предоставить вам услугу надлежащего качества. Часто бывает, что отопление есть, но температура труб колеблется в пределах +10-13 градусов, то есть, не соответствует нормам. В этом случае вы просите предоставить вам качественную услугу, компенсировать все расходы, в том числе на юриста и телеграммы, и вправе потребовать перерасчет платежей за отопление, которые вы уже внесли», — пояснил Фролов. 

По словам юриста, если вина управляющей компании будет установлена, жители могут потребовать не только перерасчет, но и моральную компенсацию. «Конечно, если вы заболели, сидя в холодной квартире без отопления, доказать это будет сложно. Тем не менее, если сможете обосновать, что отсутствие тепла в доме повлекло серьезные последствия и убытки, вполне реально отсудить 10-15 тыс. рублей», — заметил он. 

По закону, отопление включают в том случае, если среднесуточная температура пять дней подряд не превышает +8 градусов по Цельсию. При этом в законодательстве есть норма, согласно которой местные власти имеют право самостоятельно определять дату включения отопления. «В Москве отопление уже должны были включить. Если температура в квартире ниже +18 градусов, можно смело обращаться с претензией к управляющей компании», — заключил Фролов. 

Анна Семенец  

Самые интересные статьи «Росбалта» читайте на нашем канале в Telegram.


Ранее на тему Чиновники Копейска ответят по УК за срыв отопительного сезона

Тепло подано во все жилые здания и социальные объекты Москвы