Posted 20 октября 2017,, 08:21

Published 20 октября 2017,, 08:21

Modified 31 января, 17:12

Updated 31 января, 17:12

Не надо брать себя в руки

20 октября 2017, 08:21
Как лечить депрессию по ОМС, рассказал главный внештатный психиатр Минздрава, директор Центра психиатрии и наркологии имени Сербского Зураб Кекелидзе.

К 2020 году депрессия возглавит список самых распространенных заболеваний в мире. О ней все чаще говорят в соцсетях. Пользователи делятся своими историями, дают советы, устраивают флешмобы. Но главная цель всех этой активности — объяснить тем, кто этого еще не понял, что депрессия — это болезнь, и с ней нужно к доктору.

Главный психиатр страны Зураб Кекелидзе рассказывает, куда обращаться, чтобы получить профессиональную помощь бесплатно.

Основные симптомы многим уже знакомы: заторможенность мыслей, движений, плохое настроение. Однако у заболевания множество разновидностей: замаскированная, улыбающаяся, матовая. А еще, депрессия бывает подростковая, предменструальная, предклиматическая. У мужчин, кстати, нечто похожее тоже бывает, отметил Кекелидзе. В общем, на поверку разобраться в этом сложнее, чем кажется.

Но если ставить себе диагнозы мы уже научились, то с лечением все плохо, отмечает главный психиатр Минздрава. Медицине обычно предпочитают подруг, гадалок и прочих знатоков. Среди врачей тоже немало умельцев на все руки, говорит Кекелидзе. В лучшем случае это неврологи. Но лечат депрессию и терапевты, и реаниматологи, и анестезиологи, и специалисты из разряда «я этим давно занимаюсь».

«Рецепт обычно один на всех: «Соберись! Ты сможешь! Возьми себя в руки!» Но брать себя в руки категорически не стоит! В депрессии нет силы воли, человек не может собраться», — отмечает эксперт.

Услуги частных клиник стоят дорого — 3-6 тыс. за час беседы. Но оказывается, лечить депрессию можно бесплатно. Во-первых, на сайте института психиатрии имени Сербского есть телефон горячей линии. Он анонимный и круглосуточный.

«Если вы не уверены, что вам нужно идти к врачу — позвоните сначала туда. Если дело серьезное, вас направят, куда следует. В крайнем случае, получите профессиональный совет», — отмечает Кекелидзе.

Во-вторых, по его словам, в некоторых поликлиниках еще остались психотерапевты. Узнать, есть ли такой специалист в вашей поликлинике, можно в регистратуре. Он сможет правильно поставить диагноз и, в отличие от психолога, даже выписать рецепт, если в препаратах есть необходимость.

Если в поликлинике специалиста нет, можно обратиться в психоневрологический диспансер. Прием там бесплатный. Лекарства, конечно, придется покупать за свой счет, но за все остальное денег не возьмут, гарантирует Кекелидзе.

На учет ставят только тяжелых больных, например, с шизофренией. Таких не много — в каждой стране примерно 1% населения. И учет нужен скорее самим больным. Он дает бесплатные лекарства, в перспективе — инвалидность и льготы. С депрессией на учет не ставят, и на работу не сообщают.

Но если депрессия уже начинает восприниматься обществом как болезнь, и все больше людей понимает, что нужно лечиться, то другие психические расстройства по-прежнему остаются хлебом для знахарей.

Каждый четвертый-пятый человек на планете страдает тем или иным психическим расстройством, а каждый второй имеет шанс заболеть. Кекелидзе объясняет: «Кроме шизофрении и эпилепсии у нас есть и другие заболевания, которые в обиходе не считаются психическими. Например, заикание или «привычка» грызть ногти. С этим, как правило, идут не к психиатру, а к «бабке», которая говорит — «горчицей пальцы намажьте, он и перестанет грызть», — рассказывает Кекелидзе.

Бывает, что человек разговаривает по ночам. Это, по словам эксперта, тоже вопрос к психиатрам.

«Такого типа расстройства существуют. Это вовсе не означает, что всех этих людей нужно немедленно хватать и ставить на учет. Но это нужно знать, чтобы получить профессиональную помощь», — считает главный психиатр Минздрава.

Анна Семенец