Posted 31 октября 2017,, 08:10

Published 31 октября 2017,, 08:10

Modified 30 марта, 21:42

Updated 30 марта, 21:42

«Надо у Грицака спросить, где он взял запись избитой»

31 октября 2017, 08:10
СБУ открестилась от видео «с признанием» главы российской общественной организации «Золотая Лига» Дарьи Мастикашевой.

Служба безопасности Украины открестилась от записи с признательными показаниями арестованной в Днепропетровской области по обвинению в госизмене главы российской общественной организации «Золотая Лига» Дарьи Мастикашевой (супруга ранее возглавлявшего службу безопасности Бориса Березовского Сергея Соколова). Произошло это после того, как международные правозащитные организации установили, что перед тем, как Дарья призналась на видеокамеру, ее пытали двое суток. Запись была показана во время брифинга главы СБУ Василия Грицака, однако теперь в его ведомстве уверяют, что не знают ни того, кем она была сделана, ни то, как попала на его пресс-конференцию.

Специальный брифинг состоялся 17 августа 2017 года. На нем глава Службы безопасности Украины Василий Грицак рассказал, что его подчиненные задержали двух граждан Украины — Дарью Мастикашеву и Александра Каратая — по подозрению в госизмене (ч. 1 ст. 111 Уголовного кодекса Украины), работе на российские спецслужбы и незаконном обращении с оружием (ч. 1 ст. 263 УК Украины).

По словам Грицака, Мастикашева и Каратай вербовали бывших участников силовой операции в Донбассе для совершения терактов в Москве и других городах России, чтобы потом обвинить украинские власти в террористической деятельности. На брифинге также продемонстрировали видеозапись признания Дарьи.

В этот же день Мастикашеву повезли на медосвидетельствование в больницу, где ее мать смогла сделать несколько фотографий — лицо женщины представляло один сплошной синяк. Сама Дарья сумела передать письмо с рассказом о том, что с ней произошло. Как следует из этого документа, 15 августа машину Мастикашевой остановили неизвестные люди в масках и с оружием, представившиеся сотрудниками СБУ. Ей надели на голову мешок и долго везли в неизвестном направлении. Позже она поняла (по этикеткам на питьевой воде), что ее доставили в Луганскую область. В пути Мастикашеву били, пытки продолжили и когда ее поместили в подвальное помещение в некоем доме.

По словам Дарьи, измывательства длились двое суток: ее раздевали; надевали на голову пакеты и лишали доступа воздуха, пока она не потеряет сознание; постоянно избивали. От Мастикашевой требовали, чтобы она на видеокамеру дала признательные показания, которые уже заранее были написаны на бумаге. Когда женщина согласилась, была сделана запись, после чего похитители отвезли ее в здание СБУ в Днепре, где она подверглась угрозам и оскорблениям неких неизвестных мужчин в костюмах. Только после этого Мастикашеву отвезли к ее машине, где было оформлено официальное задержание.

Письмо Дарьи с рассказом о пытках привлекло внимания ряда международных правозащитных организаций, в том числе «Красного креста» и Human Rights Watch, которые после своего расследования сделали резкие заявления в адрес СБУ и властей Украины.

Последним пришлось оперативно искать выход из ситуации. В результате была озвучена такая версия: якобы Мастикашеву сначала захватили неизвестные «патриоты», после чего, уже избитой, она была задержана СБУ. В последнем ведомстве к пыткам никого отношения не имеют. Однако подобная версия вызвала массу вопросов. В частности, относительно того, как запись с признаниями Дарьи, якобы сделанная «патриотами», оперативно оказалась в аппарате Василия Грицака и была продемонстрирована в ходе официального брифинга в качестве подтверждения ее виновности.

По данному поводу адвокатами Дарьи был сделан официальный запрос в СБУ, на которой пришел ответ от пресс-секретаря ведомства Елены Гитлянской. В нем утверждается, что СБУ не копирует и не хранит материалов брифингов, поэтому о данной записи там ничего пояснить не могут. За дальнейшими вопросами Гитлянская отправила к инициатору расследования — днепропетровскому управлению СБУ. А там и вовсе заявили, что в материалах дела видеозапись с признаниями Дарьи отсутствует, а то, как она оказалась на брифинге, в управлении пояснить не могут.

«Ситуация просто фантастическая. Глава СБУ рассказывает перед журналистами о Мастикашевой, его слова сопровождаются показом этой видеозаписи. Но никто не знает, где взял ее Грицак. Если он один в курсе, может, тогда его спросить, откуда взялась запись, а также, не общался ли он лично с «патриотами», похитившими Дарью», — высказал «Росбалту» мнение Сергей Соколов.

Он полагает, что в рамках расследования о похищении Мастикашевой, которое ведет прокуратура Днепропетровской области, Грицака необходимо допросить об обстоятельствах появления видеозаписи. Пока же адвокаты женщины подали ходатайство о проведении официального опознания ею главы СБУ по Днепропетровской области Эдуарда Крицына, руководителя следственного управления днепропетровского СБУ Игорь Ена, начальника оперативного отдела Андрея Валерьевича (фамилия неизвестна), начальника 4-го отдела СБУ Ильи Жадана и еще ряда высокопоставленных чинов СБУ.

Перед официальным задержанием женщина несколько часов провела в кабинетах СБУ, куда ее и привезли похитители. Находившиеся там люди не представлялись. Но в ходе слушаний об избрании Мастикашевой меры пресечения в виде ареста одного из них она узнала. Им оказался Игорь Ена. Благодарственная табличка Жадану висела на стене помещения, где была Мастикашева. Андрей Валерьевич тоже принимал активное участие в различных мероприятиях относительно Дарьи.

«Если опознание состоится, то в деле о похищении будет официально зафиксировано, что «патриоты» передали Дарью Ене и другим сотрудникам СБУ, те общались с ней перед задержанием. А если следствие одобрит весь список сотрудников СБУ, с которыми мы требуем провести опознание, то я почему-то уверен, что среди них найдутся и загадочные «патриоты», — полагает Сергей Соколов.

Герман Александров

Происшествия, новости преступного мира, громкие расследования и эксклюзивные подробности на криминальном канале в Telegram.