Posted 12 декабря 2017,, 13:48

Published 12 декабря 2017,, 13:48

Modified 31 января, 17:49

Updated 31 января, 17:49

Интернет-омбудсмен предупредил о последствиях дискредитации и блокировки Telegram

12 декабря 2017, 13:48

Адвокаты, представляющие интересы компании Telegram, представили ответ на запрос омбудсмена по вопросам, связанным с ликвидацией нарушений прав предпринимателей при осуществлении регулирования и контроля функционирования и развития Интернета Дмитрия Мариничева. Как сообщили корреспонденту «Росбалта» в международной правозащитной группе «Агора», в ответе на адвокатский запрос адвоката Дмитрия Динзе интернет-омбудсмен выразил обеспокоенность вероятностью дискредитации мессенджера Telegram или его блокировкой.

«Компрометация алгоритма шифрования будет иметь самые серьезные последствия непосредственно для граждан страны и российской экономики в целом. Для граждан это не только возможные утечки персональной информации, к примеру кража личных фотографий, документов и пр. злоумышленниками и c последующей возможностью шантажа их владельцев, но и возможная угроза физической безопасности граждан, поскольку злоумышленники могут получить контроль над местом нахождения человека и доступ к управлению устройством и личными счетами/финансами», — сказал Дмитрий Мариничев.

Интернет-омбудсмен разъяснил, что разочарование пользователей в одном мессенджере лишь приведет к разработке новых защищенных мессенджеров и уходу пользователей на них. «Алгоритмов end-to-end шифрования множество. Взломать их все — задача, близкая к невозможной. И если, к примеру, случится так, что Telegram начнет сотрудничать с правоохранительными органами и станет предоставлять ключи, то это приведет к потере безопасности хранения данных для всех пользователей сервиса. А следовательно, дискредитирует его как доверенную среду и приведет к тотальной миграции пользователей на вновь создаваемые конкурентные продукты», — пояснил Мариничев.

По мнению интернет-омбудсмена, правоохранительные органы имеют техническую возможность следить по закону за подозреваемыми в совершении преступлений и без контроля за перепиской остальных граждан. «Разумнее внести в законодательство, как это уже сделано в некоторых европейских странах, нормы об удаленном доступе к абонентскому устройству и возможности применения технических средств для этого», — полагает Дмитрий Мариничев.

Ранее адвокат Рамиль Ахметгалиев, представляющий интересы компании Telegram, обратился в Мещанский райсуд Москвы с апелляционной жалобой на постановление мирового судьи.

12 июля начальник организационно-технического управления ФСБ РФ направил в адрес компании запрос о предоставлении информации: общедоступный идентификатор пользователя информационной системы, дату и время оказания услуги, IP-адрес, ключевой материал, необходимый и достаточный для декодирования сообщений. В запросе ФСБ акцентировала, что ей нужна информация, «необходимая для декодирования сообщений за период с 12 июля 2017 г., по лицам, подозреваемым в причастности к террористической деятельности» (всего 6 абонентов). Судебные решения, а также какие-либо иные данные, позволяющие удостовериться в наличии этих судебных санкций по указанным абонентам компании предоставлены не были. Данный запрос компания сочла незаконным и не исполнила.
16 октября компания Telegram Messenger Limited Liability Partnership была привлечена к административной ответственности по ч. 2.1 ст. 13.31 КоАП РФ (неисполнение обязанностей организатором распространения информации в сети Интернет), и ей назначено наказание в виде штрафа 800 тыс. рублей.

В апелляционной жалобе Рамиль Ахметгалиев указал, что суд первой инстанции даже не попытался дать оценку законности требований ФСБ в адрес компании. Суд первой инстанции, приняв «на веру» данные, представленные ФСБ РФ, провел судебное заседание по делу, затрагивающему интересы 100 млн. человек (пользующихся услугами Telegram), в отношении иностранной компании с капитализацией свыше 1 млрд. долларов США без единого участника и вынес обвинительное постановление. Судебные решения о контроле переговоров по делу об особо тяжком преступлении должны быть исполнены на территории другого государства иностранным юридическим лицом. Для таких случаев существует установленный уголовно-процессуальным законом и Европейской конвенцией о взаимной правовой помощи по уголовным делам порядок. Действия ФСБ РФ, связанные с обходом официальных процедур о взаимной правовой помощи, дали основания компании сомневаться в законности требований этой службы.

Адвокат также указал, что дело было рассмотрено неуполномоченным судом, так как суд рассматривал дело о привлечении к ответственности иностранной компании, находящейся за пределами РФ. Согласно закону, в случае совершения административного правонарушения на территории РФ иностранным юридическим лицом и невозможности производства процессуальных действий с его участием на территории РФ все материалы возбужденного и расследуемого дела о правонарушении передаются в Генпрокуратуру РФ, которая решает вопрос об их направлении в компетентные органы иностранного государства для осуществления административного преследования. Однако защита полагает, что в данном случае местом совершения правонарушения является территория иностранного государства.
По мнению адвокатов, ФСБ просит создать возможность декодирования сообщений всех пользователей Telegram, однако безопасности коммуникаций угрожало бы не только предоставление ФСБ ключей декодирования, но даже самое существование таких ключей.