Posted 12 декабря 2017,, 14:35

Published 12 декабря 2017,, 14:35

Modified 31 января, 17:49

Updated 31 января, 17:49

Telegram в апелляции обязали уплатить штраф за отказ отдать «ключи» ФСБ

12 декабря 2017, 14:35
Мещанский райсуд столицы отказал в апелляции, и мессенджер обязан выплатить штраф в размере 800 тыс. рублей.

Telegram не смог оспорить штраф за отказ сотрудничать с ФСБ. Как сообщили корреспонденту «Росбалта» в международной правозащитной группе «Агора», Мещанский райсуд столицы отказал в апелляции, и мессенджер обязан выплатить штраф в размере 800 тыс. рублей.

Ранее ФСБ запрашивала данные о переписке фигурантов дела о теракте в метро Петербурга, но получила отказ. Адвокат компании отметил, что подозреваемые вели переписку не в Telegram, а в WhatsАpp.

«С технической точки зрения не могут быть предоставлены ключи дешифрования мобильных чатов, так как они хранятся на мобильных устройствах. Дешифровка секретных чатов в принципе невозможна», — пояснил адвокат.

Решение суда о штрафе может дать «зеленый свет» дальнейшим преследованиям мессенджера, вплоть до его блокировки на территории России, отмечали юристы.

Напомним, что адвокат Рамиль Ахметгалиев, представляющий интересы компании Telegram, обратился в Мещанский райсуд Москвы с апелляционной жалобой на постановление мирового судьи.

12 июля начальник организационно-технического управления ФСБ РФ направил в адрес компании запрос о предоставлении информации: общедоступный идентификатор пользователя информационной системы, дату и время оказания услуги, IP-адрес, ключевой материал, необходимый и достаточный для декодирования сообщений. В запросе ФСБ акцентировала, что ей нужна информация, «необходимая для декодирования сообщений за период с 12 июля 2017 г., по лицам, подозреваемым в причастности к террористической деятельности» (всего 6 абонентов). Судебные решения, а также какие-либо иные данные, позволяющие удостовериться в наличии этих судебных санкций по указанным абонентам компании предоставлены не были. Данный запрос компания сочла незаконным и не исполнила.

16 октября компания Telegram Messenger Limited Liability Partnership была привлечена к административной ответственности по ч. 2.1 ст. 13.31 КоАП РФ (неисполнение обязанностей организатором распространения информации в сети Интернет), и ей назначено наказание в виде штрафа 800 тыс. рублей.

В апелляционной жалобе Рамиль Ахметгалиев указал, что суд первой инстанции даже не попытался дать оценку законности требований ФСБ в адрес компании. Суд первой инстанции, приняв «на веру» данные, представленные ФСБ РФ, провел судебное заседание по делу, затрагивающему интересы 100 млн. человек (пользующихся услугами Telegram), в отношении иностранной компании с капитализацией свыше 1 млрд. долларов США без единого участника и вынес обвинительное постановление. Судебные решения о контроле переговоров по делу об особо тяжком преступлении должны быть исполнены на территории другого государства иностранным юридическим лицом. Для таких случаев существует установленный уголовно-процессуальным законом и Европейской конвенцией о взаимной правовой помощи по уголовным делам порядок. Действия ФСБ РФ, связанные с обходом официальных процедур о взаимной правовой помощи, дали основания компании сомневаться в законности требований этой службы.

Адвокат также указал, что дело было рассмотрено неуполномоченным судом, так как суд рассматривал дело о привлечении к ответственности иностранной компании, находящейся за пределами РФ. Согласно закону, в случае совершения административного правонарушения на территории РФ иностранным юридическим лицом и невозможности производства процессуальных действий с его участием на территории РФ все материалы возбужденного и расследуемого дела о правонарушении передаются в Генпрокуратуру РФ, которая решает вопрос об их направлении в компетентные органы иностранного государства для осуществления административного преследования. Однако защита полагает, что в данном случае местом совершения правонарушения является территория иностранного государства.
По мнению адвокатов, ФСБ просит создать возможность декодирования сообщений всех пользователей Telegram, однако безопасности коммуникаций угрожало бы не только предоставление ФСБ ключей декодирования, но даже самое существование таких ключей.