Posted 2 марта 2018,, 13:10

Published 2 марта 2018,, 13:10

Modified 30 марта, 20:33

Updated 30 марта, 20:33

Быть просто вузом уже недостаточно

2 марта 2018, 13:10
Предуниверсарии позволяют не просто набрать лучших студентов, но и привлечь к обучению людей с понятной мотивацией.

Ведущие российские вузы сами растят себе студентов: вкладываются в старшую школу, создают предуниверсарии, а также ведут совместные проекты с крупнейшими российскими компаниями, и знакомят учащихся с работодателями задолго до защиты диплома. Уже сейчас они очень выгодно выделяются на общем фоне, и разрыв между хорошими вузами и просто вузами будет только расти.

Будущее высшего образования за системой предуниверсариев, которая появилась в Москве с помощью Сергея Собянина, считает ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов. «Многие вузы уже сейчас вкладываются в старшую школу, в предпрофессиональное образование. Лицеи ВШЭ, МИФИ входят в топ-10 московских школ», — отметил он.

По словам ректора ВШЭ, предуниверсарии — по сути, старшие классы при вузах — обходятся бюджету не дороже обычной школы. В то же время, школьники получают шанс попробовать себя в профессии. Если ошибся в выборе, лучше понять это в 10 классе, чем на четвертом курсе института.

«Для нас это не просто формирование дополнительного рынка, это наш гражданский долг перед детьми, которые намерены прокладывать свой профессиональный путь с нашей помощью. Мы должны помочь им не ошибиться», — подчеркнул Кузьминов.

Предуниверсарии позволяют вузам набрать не просто лучших студентов. «После предпрофессиональной подготовки к нам приходят люди с понятной мотивацией», — подчеркнула ректор НИТУ «МИСиС» Алевтина Черникова. «В зависимости от выбранной процессии студенты проводят в вузах от 4 до 10 лет. Мы должны показать, насколько они могут быть востребованы как в индустрии, так и в научной среде», — считает ректор.

Недавнее исследование ВШЭ показывает, что 80% вузов занимаются наукой. Причем, многие делают это куда успешнее исследовательских институтов. А главное — результаты потом внедряют в производство.

Уже сейчас на базе МИСиС совместно с Российским квантовым центром создали Центр квантовых технологий, с Внешэкономбанком в конце 2017 года открыли Центр блокчейн технологий, с Росалом создают Институт легких материалов. МИСиС работает с 1609 предприятиями России и мира, и привлекает магистрантов, аспирантов, иногда — бакалавров к решению реальных бизнес задач.

«Сейчас людей интересует не столько образование, сколько профессиональная траектория. Студенты хотят познакомиться со своими потенциальными работодателями», — считает ректор МАИ Михаил Погосян.

Московский авиационный институт тоже строит долгосрочные отношения с индустрией. «Мы работаем с предприятиями не на уровне соглашений, а на уровне совместных программ. Вместе с компаниями, которые входят в структуру Ростеха и Роскосмоса, мы обсуждаем, сколько нужно специалистов, каких, какие задачи они будут решать», — отметил Погосян.

В МАИ считают, что образование сегодня должно быть приближено к практике. Если со студенческой скамьи пичкать студентов теорией, не давая опробовать ее на деле, на первой работе им будет очень непросто.
«Мы строим гибкие образовательные траектории, стараемся дать дополнительные знания, которых требует цифровая трансформация. Но рынок труда меняется так быстро, что без дополнительных знаний людей выбрасывает на обочину», — отметил Погосян.

Рабочих мест будет становиться все меньше, требования к специалистам будут расти. Востребован будет только высококвалифицированный и низкоквалицицированный труд, середины не будет, считает ректор РГУ нефти и газа им. Губкина Виктор Мартынов.

Кадры под высокотехнологичные рабочие места будет готовить магистратура. Но ей нужна большая гибкость, считает Мартынов. «Мы не можем предугадать, какие знания будут нужны выпускникам даже через пять лет. Профстандарты, которые мы принимали всего несколько лет назад, сегодня нас тормозят, мешают развиваться», — пояснил он.

По мнению ректора МАИ, вузы должны стать частью непрерывной образовательной траектории, которая начиналась бы со школы, с профориентации, и не ограничивалась дипломной работой. Хорошие университеты уже это делают. Но что насчет остальных?

О том, что разрыв между ведущими вузами и просто вузами растет, свидетельствуют и новые показатели эффективности, отметила ректор РГСУ Наталья Починок. По ее словам, если раньше все вузы работали в единой системе координат, то сейчас для НИИ, для вузов «5-100» существуют свои показатели, доля всех остальных — свои. При этом, если требования к ведущим вузам растут, то к рядовым — даже снижаются.

Вместе с тем, вузы первого порядка ставят высокую планку при поступлении даже для платного и целевого приема. Проще говоря, с ЕГЭ по математике меньше 60 баллов в хороший инженерный вуз соваться не стоит. Даже если вы готовы платить за свое образование.

Анна Семенец