Posted 13 июня 2018,, 13:45

Published 13 июня 2018,, 13:45

Modified 31 января, 19:50

Updated 31 января, 19:50

Что останется Москве после чемпионата?

13 июня 2018, 13:45
Праздник футбола оставит после себя спортивную инфраструктуру мирового уровня, удобную транспортную сеть и 10-15 млрд рублей дохода от туризма в год.

Сергей Собянин не раз заявлял в прессе, что ЧМ-2018 — не самоцель. По словам мэра Москвы, затраты города на Чемпионат мира по футболу окупятся за несколько лет. А инфраструктура, которую в столице выстроили, готовясь к главному футбольному празднику планеты, останется москвичам.

Команды сыграют в Москве двенадцать матчей. Пять из них — на стадионе «Спартак», который построили несколько лет назад специально к ЧМ-2018. Свое главное тестовое испытание он прошел в рамках московского этапа «Кубка конфедераций» в прошлом году, и теперь готов принять Чемпионат мира по футболу.

Остальные семь матчей пройдут в «Лужниках». Еще в 2008 году в системе УЕФА ему присвоили статус элитного. Но столичные власти, готовясь к мундиалю, решили его снова улучшить.

Реконструкция главного стадиона чемпионата завершилась в прошлом году. Городу удалось полностью сохранить фасад, оставить стены в первозданном виде. Но внутри, признаются чиновники, это совершенно новое пространство. Число посадочных мест увеличили до 81 тысячи, сделали натуральный газон, усовершенствовали систему вентиляции. Теперь с любой точки стадиона болельщикам отлично видно, что происходит на поле.

По оценкам футбольного сообщества, стадион «Лужники» — один из лучших в Европе. Более того, это единственный стадион чемпионата, который построили полностью за счет бюджета города.

Именно здесь уже завтра команды России и Саудовской Аравии дадут старт играм. Через месяц, 15 июля, здесь же состоится финальный матч за звание чемпиона.

Но и после чемпионата московские власти продолжат развивать территорию «Лужников». Как заявил недавно заммэра Москвы Марат Хуснуллин, задачей города было не просто реконструировать арену к ЧМ-2018, а создать здесь качественно новую спортивную инфраструктуру, и превратить «Лужники» в современный спортивный кластер.

На крыше главного стадиона столицы, на высоте 25 метров, открыта смотровая площадка. Весь центр города, Новодевичий монастырь, Москва-Сити, Академия наук и МГУ — как на ладони. Работать смотровая на крыше в «Лужниках» будет как во время матчей, так и в другие дни. Городские власти рассчитывают, что она станет еще одним центром притяжения туристов и излюбленным местом отдыха москвичей.

Другие спортивные объекты столицы, построенные специально к чемпионату, тоже станут доступны москвичам после его завершения. Одиннадцать новых тренировочных полей, оборудованных по последнему слову техники, передадут детским спортивным школам. На всех есть системы обогрева и дренажа, поэтому ребята смогут тренироваться здесь в том числе весной и осенью.

За титул чемпиона мира по футболу будут биться 32 сборных команд со всего мира. Основной задачей города было создать для них комфортную атмосферу. Поэтому вслед за стадионами городские власти взялись за транспорт. Рядом со стадионом «Спартак» построили и открыли одноименную станцию. Отреставрировали южный выход метро «Спортивная», чтобы болельщикам было удобно добираться до «Лужников». И, конечно, МЦК тоже запустили очень вовремя. Помимо метро к «Лужникам» подвели одноименную станцию Московского центрального кольца.
Но столичные власти не просто строили станции для болельщиков чемпионата, они строили систему, в которой метро, МЦК, наземный транспорт, такси и каршеринг, прокат велосипедов и самокатов объединились в единую сеть — московский транспорт. И эта сеть обрела понятные очертания и лицо, которого у нее раньше не было.

Первым делом столичные власти навели порядок в работе автобусов и маршрутных такси. Частные перевозчики теперь работают по контракту с городом. На всех маршрутах действуют московские проездные и льготы. Перевозчики отдают прибыль в казну, а город потом платит им за работу. Возят москвичей все компании по единым тарифам. А требования к частным перевозчикам такие же, как к «Мосгортрансу» — соответствие автобусов последним экологическим стандартам, система спутниковой навигации, которая позволяет в реальном времени следить за движением общественного транспорта на маршруте.

Параллельно московская мэрия взялась за реформу такси. С московских дорог практически исчезли бомбилы. Городу удалось добиться почти 100% легализации рынка. Количество легальных такси за пять лет выросло в восемь раз. Все эти изменения москвичи смогли прочувствовать на себе. Средний чек сократился на 10%. Еще в 2016 году за поездку москвич платил 500 рублей, теперь — 450 рублей.

Один километр поездки в Москве стоит 15 рублей. По этому показателю российская столица оказалась в тройке лидеров рейтинга Taxi Price Index 2017, уступив только Каиру и Бангкоку. Исследование проводил британский онлайн-сервис Carspring, который проанализировал тарифы 80 самых популярных туристических городов мира на поездки внутри города, в аэропорт, а также плату за подачу машины и стоимость ожидания. Кстати, в рейтинге стоимости такси до аэропорта Москва оказалась на 37-й строчке.

Машины такси стали приезжать вдвое быстрее: время подачи обычно не превышает 5-7 минут. По словам главы транспортного комплекса столицы Максима Ликсутова, это один из лучших показателей в мире.

Во многом это произошло благодаря тому, что в столице в целом изменилась ситуация на дорогах. Внедрение интеллектуальной транспортной системы, фотовидеофиксация нарушений ПДД, платные парковки, эвакуация нарушителей сделали свое дело. Всего за год число аварий в Первопрестольной сократилось примерно на 100 тысяч, а количество машин, которые в будни выезжают на столичные дороги, уменьшилось на 350 тысяч. Московские автолюбители сделали выбор в пользу общественного транспорта.

Остались в прошлом хаотичная парковка в несколько рядов на тротуарах и на проезжей части. Теперь пешеходы могут свободно ходить по тротуарам, а не обходить припаркованные авто по дорогам с риском для жизни. А для парковки на московских улицах для автомобилистов создали больше 50 тысяч машиномест. Для местных жителей парковка на них бесплатна.

Возить болельщиков во время чемпионата будут 4,8 тысяч машин такси, которые получили аккредитацию для работы на ЧМ-2018. Все автомобили не старше четырех лет, желтого или белого цвета (официальный цвет такси Московской области), с желтыми государственными номерами. На крыше каждого — оранжевый опознавательный фонарь, на борту — «шашечки», в салоне — информация о водителе и тарифах, детское кресло, оборудование для безналичного расчета и система передачи информации о местонахождении в режиме онлайн. Прежде чем выдать аккредитацию, московские власти проверили каждого, кто подал заявление. Причем, проверка касалась не только соответствия автомобилей заявленным требованиям, но затрагивала и самих водителей, для которых одним из главных критериев отбора было отсутствие неоплаченных штрафов.

Машины, аккредитованные на ЧМ-2018, будут пускать к стадионам. Возле «Спартака» и «Лужников» организовали специальные зоны для такси, где болельщики смогут взять машину. В столичной мэрии заявили, что во время чемпионата будут отслеживать жалобы на завышенные тарифы, и разбираться с каждым случаем.

Добраться до стадионов болельщики смогут не только на общественном транспорте или такси. Несколько лет назад в столице стала развиваться краткосрочная аренда автомобилей. Сейчас в системе работает уже 15 операторов. Все они специально к чемпионату перевели свои сайты и мобильные приложения на английских, и добавили возможность для регистрации иностранцев. Чтобы зарегистрироваться в системе, им достаточно ввести в приложение стандартный набор документов — водительские права и паспорт.

Каршеринговые авто разбросаны по городу. С помощью смартфона можно найти, забронировать и открыть машину. С прошлого года автопарк московского каршеринга вырос почти вдвое, поэтому проблем с поиском прокатного авто в городе практически нет. Теперь жителям и гостям столицы доступны больше 7,7 тысяч автомобилей. Ожидается, что к концу года парк вырастет до 10-15 тысяч.

Теперь болельщики и туристы наравне с жителями Первопрестольной смогут арендовать машину, чтобы доехать до стадиона или осмотреть достопримечательности.

А можно воспользоваться городским велопрокатом. Сегодня в столице работает 430 станций. Больше 4,3 тысячи велосипедов, в том числе, с электромотором, доступны жителям и гостям города. Москвичи уже распробовали новый сервис. В прошлом году они совершили рекордные два миллиона поездок. В этом году столичные власти рассчитывают на три миллиона. А в следующем к сети велопроката добавится еще 50 станций и 500 велосипедов.

С этого лета в прокат можно взять не только машину или байк, но и электрсамокат. Подобные проекты пока есть только в США, Германии и Сингапуре. В России первую систему проката запустил один из операторов каршеринга. Сегодня в городе работает 25 пунктов проката. Взять электросамокат можно как в центре столицы, так и за пределами ТТК, например, в Строгино, Крылатском или Раменках. Всего на станциях сегодня около 700 электросамокатов, но к концу года их количество обещают увеличить до тысячи.

Процедура регистрации такая же, как в системе велопроката. Специальное приложение покажет ближайший пункт проката со свободными самокатами. В нем же можно забронировать один из них. Бронь действует 20 минут. На месте нужно предъявить паспорт и назвать код бронирования сотруднику сервиса. Там же можно арендовать зарядку, хотя, как утверждают создатели сервиса, для самокатов вполне подходят обычные — на 220 вольт. Одной зарядки хватает в среднем на 15—20 километров.

Взять электросамокат в аренду можно с семи утра до одиннадцати вечера. Вернуть его можно в любой из пунктов. Электросамокаты разгоняются до 20 километров в час. Правила дорожного движения приравнивают их к велосипедам. На них можно ездить в правом крайнем ряду, по выделенным полосам, вело- и велопешеходным дорожкам, которых в Москве уже больше 700 километров, по обочине, по тротуару или пешеходной дорожке, если нет другого варианта.

«Если бы мне лет пять назад сказали, что в Москве появится каршеринг, я бы подумал, что это фантасты, которые оторваны от реальной жизни. А если бы мне в то время сказали, что в Москве появится прокат электрических самокатов, я бы подумал, что это дурная шутка, издевательство над москвичами. Но теперь все становится реальностью: и каршеринг, и электрические, и простые велосипеды в городском прокате, и сегодня благодаря инвесторам появляется первый прокат самокатов. Насколько я знаю, не во многих городах мира это сделано, буквально единицы. И Москва уже, можно сказать, здесь почти лидер», — отмечал мэр Москвы Сергей Собянин.

И все это — самокаты, велосипеды — тоже часть единой транспортной системы Москвы. Равно как и навигация. В мэрии считают, что прежняя система не давала представления о городском транспорте как о целостной системе. Туристам было сложно в ней ориентироваться. В метро возникали трудности с поиском нужного выхода. На поверхности найти направление было не легче. Новая система навигации объединила метрополитен, наземный транспорт, пешеходные зоны, велопрокат, транспортно-пересадочные узлы. Каждый элемент теперь на своем месте, помогает уверенно ориентироваться. Вся навигация — названия улиц, указатели — продублированы на английском, чтобы иностранные туристы чувствовали себя уютно в незнакомом мегаполисе.

Каждая остановка общественного транспорта на карте и в городе получила свой индекс. Выходы метро пронумеровали по часовой стрелке, чтобы туристы не путались. Выходы, приспособленные для маломобильных пассажиров, обозначили соответствующими пиктограммами с изображением пандуса и лифта. Для крупных узлов из нескольких станций, таких как «Охотный Ряд», «Театральная», «Площадь Революции», выбрали сквозную нумерацию.

В преддверии ЧМ-2018 в столице появился городской атлас для пешеходов, который тесно связан с уличной навигацией. Он «читается» по направлению взгляда: все, что изображено справа, находится справа. Для тех, кто привык ориентироваться по сторонам света, там есть указатели «на север».

Городская навигация спроектирована с учетом того места, где человек находится. На картах оно обозначено значком «Вы здесь».

По всему центру установили информационные стелы с подробными картами и доступом к Wi-Fi. Первые появились на Большой Никитской, Малой Никитской, Большой Бронной, Малой Бронной, Спиридоновке, Неглинной, Пушечной, Рождественке, Большой Лубянке, Мясницкой и на Триумфальной площади. Сегодня их уже больше четырех сотен.

На навигационных стелах можно посмотреть карту местности со всеми входами в метро, остановками общественного транспорта и маршрутами городских автобусов, троллейбусов и трамваев. На карте есть станции велопроката, основные достопримечательности столицы, наземные и подземные пешеходные переходы, а также торговые центры. Каждую карту составляли для конкретной точки города.

Благодаря информационным стелам, бесплатный Wi-Fi есть на 200 центральных улицах и в парках города. Каждая точка доступа обеспечивает сигнал в радиусе до 50 метров. Так что в любом случае гости первопрестольной всегда смогут подгрузить карту.

Свободный доступ в Интернет есть и в столичной подземке. Сегодня Wi-Fi работает во всех поездах на всех линиях метро, которым ежедневно пользуются 2,5 миллиона пассажиров. Каждый вид транспорта в Москве обзавелся своим приложением для смартфона, и при наличии Интернета всегда можно найти все, что нужно.

Почти на всех станциях МЦК работают стойки для зарядки гаджетов. Такие же установили в вестибюлях 30 станций метро. На каждой стойке предусмотрено 16 USB-выходов и восемь розеток с напряжением 220 вольт. Рядом есть скамейки, где пассажиры могут присесть и подождать. Возможность подзарядить гаджеты появилась на автобусных остановках нового типа, которых в столице уже в районе двух сотен. Здесь же можно подключиться к бесплатной Сети, построить маршрут при помощи навигационных карт и схем.

Еще одно нововведение к ЧМ-2018 — стойки «Живое общение», которые появились в метро несколько лет назад. Сотрудники говорят на русском и английском, и помогают туристам выбрать тариф, составить удобный маршрут, и не запутаться в пересадках между метро, МЦК, электричками и автобусами.

«Наша задача — сделать так, чтобы люди, которые приехали к нам впервые, непременно захотели вернуться сюда снова», — отмечал глава спортивного ведомства столицы.

В преддверии ЧМ-2018 все московские гостиницы — почти полторы тысячи — прошли классификацию и получили категорию звездности. Всего 74 тысячи номеров, больше 200 тысяч мест. И еще восемь тысяч номеров — гостиницы Подмосковья, которые тоже задействуют в размещении гостей и участников.

Во время чемпионата мэрия будет следить за ценами, которые выставляют московские отели болельщикам. Как уточняют чиновники, максимальные цены установлены постановлением правительства. Самые дешевые номера в гостиницах категории «без звезд» не должны стоить больше 6,9 тыс. рублей.

Общая сметная стоимость подготовки города к ЧМ составила 155 миллиардов рублей. Большую часть этих денег потратили на стадион и ремонт дорожных покрытий. В то же время городские власти рассчитывают на большую отдачу.

По словам Собянина, чемпионат мира по футболу может увеличить поток туристов в Москву минимум на 10% уже в 2019 году. Эксперты туристической отрасли даже более оптимистичны в своих прогнозах. По оценке Ассоциации туроператоров России, в этом году классический турпоток может немного просесть, но уже в следующем году эксперты ждут взрывного роста — минимум на 20% со стороны иностранных туристов, и примерно столько же — на рынке внутреннего туризма. Жители других регионов, иностранцы приедут посмотреть, а что тут, собственно, было. По мнению столичного градоначальника, в денежном выражении это обернется для городского бюджета прибылью в 10—15 миллиардов рублей. За два-три года столица может окупить свои инвестиции в инфраструктуру, построенную для турнира, считает Собянин. Развитие событийного туризма, проведение тематических фестивалей только умножат эти цифры.

Туристы, которые были в Москве лет 10-15 назад, в один голос утверждают, что столицу теперь не узнать. Современные общественные пространства, широкие тротуары в центре, удобный транспорт — все это появилось здесь буквально за несколько лет. Готовясь к ЧМ-2018, московские власти понимали, что чемпионат закончится, болельщики разъедутся, а глубинные инфраструктурные изменения, произошедшие в столице за последние годы, останутся и будут служить городу и москвичам.

Анна Семенец