Posted 21 июня 2018,, 15:10

Published 21 июня 2018,, 15:10

Modified 31 января, 19:55

Updated 31 января, 19:55

Протест выходит на улицы

21 июня 2018, 15:10
Больше двух миллионов человек подписали петицию против повышения пенсионного возраста, ее инициаторы считают: пришло время выводить кампанию в оффлайн.

Петиция против новой пенсионной реформы меньше чем за несколько дней стала самой популярной на площадке Change.org. К концу недели ее авторы рассчитывают собрать больше трех миллионов подписей. В социальных сетях развернулась кампания «Народ против!». В регионах, которые чемпионат мира по футболу обошел стороной, люди уже подают заявки и выходят на массовые акции протеста. Лидеры Конфедерации труда России на пресс-конференции в московсковском представительстве «Росбалта» рассказали, что намерены делать дальше и есть ли альтернатива повышению пенсионного возраста.

Вице-президент КТР, депутат Государственной думы Олег Шеин:

«Последствия предлагаемой реформы не может оценить никто, включая разработчиков. В прошлом году газета „Ведомости“ достала некий документ из недр правительства, где как раз говорилось о необходимости подтянуть пенсионный возраст до отметки 63-65 лет. В том же самом документе было отмечено, что общее число безработных в стране возрастет на 12,5 миллионов человек. Правительство тогда открестилось от этого документа, но сегодня фактически его же мы видим в качестве законопроекта.

Мы отдаем себе отчет, что такое резкое увеличение количества людей, которые будут выброшены на рынок труда и лишены возможности получать пенсии, приведет к снижению реальной заработной платы в виду роста конкуренции, и к заморозке всех социальных лифтов, в том числе, профессиональных, в первую очередь — для людей среднего возраста и молодежи, поскольку люди пожилого возраста будут стремиться удержаться на рабочем месте.

Показательно, что при этом в правительственном документе нет никакого финансово-экономического обоснования. Якобы потому, что денег из бюджета реализация закона не потребует. Какими будут последствия, насколько соответствуют реальным расчетам бесконечные обещания поднять пенсию тем, кто до нее доживет? Об этом в проекте правительства ни слова.

Нам говорят про демографическую нагрузку. Но, во-первых, это не соотношение между работающими и пенсионерами, как нам пытаются представить. Это соотношение между работающими и неработающими, в число которых входят дети, подростки, инвалиды, люди, которые вышли на пенсию досрочно. Так вот, сегодня демографическая нагрузка намного мягче, чем была 20 лет назад. И в ближайшие годы, вплоть до 2040-го, она не достигнет параметров 90-х. То есть, в стране нет никакой демографической катастрофы.

Пенсионная нагрузка, то есть, соотношение между выплатами пенсий и национальной экономикой (ВВП), в России 8% (пенсионные выплаты — 8 трлн рублей, экономика — порядка 100 трлн рублей). В Австрии 12%, в Польше, Португалии и Франции — 14%, в Италии — 16,3%.

Откуда взять деньги, если бюджет Пенсионного фонда испытывает трудности? Сегодня у нас регрессивная шкала социальных взносов в Пенсионный фонд. Работники, которые получают меньше 80 тыс. рублей, платят в ПФР 22%, а те, кто получает больше 80 тыс. рублей — уже не 22%, а 10%. Ежегодно выпадающие доходы пенсионного фонда — 600 млрд рублей. Но правительство отказывается вводить плоскую шкалу, предпочитая поднять пенсионный возраст.

Из-за бесправия российских работников, из-за ограничения права на забастовку, из-за системы, при которой работник не защищен на своем рабочем месте, порядка 30 млн человек в стране работают в неофициальном сегменте российской экономики. Соответственно, фонд их заработной платы, неофициальный, составляет больше 10 трлн рублей. По оценкам Росстата, не по нашим оценкам. Выпадающие доходы бюджета — 2,2 трлн рублей в год. Преодоление неофициальной занятости позволит не только не поднимать пенсионный возраст, но существенно увеличить размер пенсий тем, кто уже получает выплаты.

Как это сделать? Новый Трудовой кодекс запретил забастовки по всей стране, резко упростил процедуру увольнений, дал право на ведение переговоров только тем организациям, в которых состоит больше 50% персонала. Все это лишило работников возможностей для самозащиты. Если причина в бесправии работников, значит, людям нужно дать право, чтобы они могли постоять за себя, не боялись, что их выставят на улицу, а утром скажут, что первый раз их видят.

Есть и другая плоскость. Ежегодно из федерального бюджета выделяется порядка 10 триллионов рублей налоговых льгот. У нас есть корпорации и компании, которые полностью освобождены от уплаты любых налогов до 2095 года. Лично я в апреле предложил законопроект, суть которого хотя бы на год лишать налоговых льгот те компании, которые попались на использовании неофициального труда. Я также предложил лишать такие компании права участвовать в госзакупках и господрядах. Ведь львиная доля всех случаев обмана людей по зарплате связана именно с госкомпаниями или господрядчиками. Последний эпизод: люди работали на строительстве моста, где генеральным заказчиком была крупная госкомпания. Там работали 200 человек. Им не заплатили за последние четыре месяца. Половина персонала работала без официального оформления вообще, остальные работали на 8 тысяч рублей при том, что им обещали, и поначалу даже давали, по 35-40 тысяч. Буквально вчера все эти предложения мы внесли в Госдуму единым пакетом законопроектов.

„Справедливая Россия“ приняла решение участвовать во всех акциях профсоюзов. Есть соответствующее циркулярное письмо. „СР“ самостоятельно подает заявки на акции в ряде регионов. Я уверен, что к протесту присоединяться и другие партии парламентский оппозиции. Точка зрения их едина. Внутри партии власти мы тоже видим неготовность очень многих из рядовых депутатов поддерживать этот авантюрный, финансово непросчитанный законопроект.

Следующая неделя — неделя работы в округах, и все депутаты разъедутся по своим территориям. Вчера единороссы приняли решение провести встречи с избирателями, чтобы обсудить повышение пенсионного возраста. Сегодня Конфедерация труда России направит официальное письмо к секретарю генсовета „Единой России“ Турчаку. Мы хотим запросить график этих встреч, обнародовать его, чтобы избиратели, если кому интересно, сами могли прийти на встречу с депутатами. Я полагаю, что „Единая Россия“, как открытая партия, нам такой график предоставит».

Сопредседатель профсоюза «Университетская солидарность», в прошлом заместитель министра труда и занятости населения РФ Павел Кудюкин:

«В пояснительной записке к проекту закона говорится, что около 30% пенсионеров продолжают работать. Авторы документа приводят это как аргумент в пользу повышения пенсионного возраста. Но у меня возникает сразу два вопроса: кто эти 30%, и почему не работают остальные 70%? Министр финансов Антон Силуанов заявил, что люди работают не потому, что им пенсии не хватает, а потому что они у нас такие трудоголики. Отрыв наших высокопоставленных чиновников от действительности — вещь широко известная. Здесь в полной мере применима народная поговорка: Сытый голодного не разумеет. Если мы посмотрим, кто эти 30%, окажется, что в значительной мере это ранние пенсионеры, которые вышли на пенсию досрочно. Подавляющее большинство работает потому, что на одну пенсию сколько-нибудь достойный уровень жизни обеспечить невозможно. А 70% не работающих — это люди, которые работать просто не могут. По двум причинам: либо им здоровье не позволяет, либо в экономике просто нет подходящих мест. Кроме того, значительная часть работающих пенсионеров получает трудовой доход ниже, чем тот, который они получали до достижения пенсионного возраста. Именно сочетание пенсии и зарплаты позволяет им хоть как-то сводить концы с концами.

Повышение пенсионного возраста для женщин может негативно сказаться на демографической ситуации в России. Ведь до сих пор молодые бабушки помогают своим взрослым детям в воспитании внуков. В условиях, когда у нас практически полностью ликвидировали ясли, без бабушек многим молодым семьям обойтись достаточно трудно.

Возникает впечатление, что никакой оценки воздействия при подготовке законопроекта не проводилось. Пояснительная записка поражает именно отсутствием четкой аргументации, и, главное, полным отсутствием оценки последствий. В частности, для рынка труда. Напомню, за последнее десятилетие у нас сократилось количество рабочих мест в организациях примерно на миллион. Компенсируются эти рабочие места исключительно неформальным сектором.

Нестабильность пенсионной системы лишает молодежь мотивации к тому, чтобы легально оформить свои трудовые отношения. Если поговорить с молодыми людьми, большинство из них резонно заявляют: „К тому моменту, когда мы будем выходить на пенсию, они наверняка еще что-нибудь придумают, а то и вовсе отменят пенсии“. А без этого нет стимула к тому, чтобы добиваться от работодателя официального оформления трудовых отношений с перечислением всех взносов в Пенсионный фонд. Возникает порочный круг: большой объем неформальной занятости лишает ПФР значительной части накоплений. С другой, нестабильность пенсионной системы, постоянное дергание, плохо продуманные реформы приводят к тому, что неформальная занятость только растет.

Значительная часть работников образования, здравоохранения — это работники предпенсионного и пенсионного возраста. По первой части этой группы повышение пенсионного возраста будет серьезным ударом. Многие ждут выхода на пенсию именно как возможность получить прибавку к своим весьма невысоким заработным платам, возможность немного снизить чрезмерную нагрузку, и компенсировать потерю в зарплате — пенсией. Кроме того, проект закона касается и возможностей досрочного выхода на пенсию. Такое право есть у педагогов и у медиков. Это одна из причин, почему независимые профсоюзы бюджетников — профсоюз „Учитель“, профсоюз „Действие“ — активно включаются в кампанию».

Президент Федерального профсоюза авиадиспетчеров России Сергей Ковалев:

«Диспетчеры, пилоты — льготная категория трудящихся. Да, мы выходим на пенсию раньше общепринятого возраста на 10 лет. Это не означает, что повышение пенсионного возраста, которое заложено в проекте закона, нас не коснется. Все построено на обмане. Обман положен в основу этого законопроекта, также как обманным путем была принята балльная система расчета пенсий. До всех этих реформ диспетчер на пенсии получал 17 тысяч рублей. После того, как приняли балльную систему, диспетчеры стали получать 12 тысяч рублей. Ничего не изменилось, зарплата даже выросла за этот период. Но в результате новой схемы расчета социальный уровень пенсионеров, которые трудились на вредных работах, упал. Это не только диспетчеры, это шахтеры, и многие другие „вредники“.

Понимая, что 12-13 тысяч рублей — не великие деньги, авиадиспетчеры создали свой негосударственный пенсионный фонд. Его учредили еще в 2005 году. Он подконтролен профсоюзам. Однако за последние три года в результате ликвидации трех банков наш НПФ потерял 750 млн рублей. Органы исполнительной власти предпринимают действия, чтобы закрыть наш НПФ, и передать оставшиеся деньги в какой-нибудь на их взгляд более серьезный.

Получается, с одной стороны, государство не дает возможности самим себе помочь через негосударственную пенсионную систему, которую когда-то само же пропагандировало. С другой, губит ту пенсионную систему, которая существует. Поэтому мы против, и будем протестовать по мере сил и возможностей. Да, нам запрещены законом забастовки, но все мирные способы выражения протеста мы будем использовать».

Первый заместитель председателя Российского профсоюза моряков, член Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений Игорь Ковальчук:

«Обратите внимание, как выдвигался этот закон? Настоящая кавалерийская атака. Даже российскую трехстороннюю комиссию собрали в субботу, чтобы поскорее его протолкнуть. Более того, последние инициативы правительства по повышению пенсионного возраста, по повышению НДС, не вывешивались на портале нормативно-правовых актов, где, собственно, и проводится экспертиза, общественное обсуждение. Этого не было сделано вообще.

В стране огромная проблема серых и черных зарплат. Думаю, многие хорошо знакомы с этой темой. У моряков такая же проблема. В соответствии с конвенцией МОТ, трудовой договор заключать обязательно. Но в качестве зарплаты в таком договоре чаще всего указывают МРОТ, а реальная зарплата обсуждается на уровне договоренностей. Только перевод трудовых отношений в правовую плоскость, обеление зарплат, взимание с этих зарплат обязательных взносов, безусловно, привело бы к наполнению бюджета Пенсионного фонда.

Искусственное удержание на протяжении последних лет МРОТ на довольно низком уровне удерживало зарплаты в стране в целом тоже на низком уровне. Меж тем, повышение зарплат — это повышение взносов в Пенсионный фонд.

Моряки тоже льготная категория, которая уходит на пенсию в 55 лет. По заверению правительства, в этом законопроекте никаких изменений в этой части не предвидится. Подчеркну — в этом законопроекте. Даже во время заседания трехсторонней комиссии наши коллеги из объединения работодателей очень горячо выступали: когда же мы, наконец, займемся льготниками. Кроме того, есть намерения правительства увеличить общий трудовой стаж лет до 40-45. Когда ты уходишь на пенсию в 55 лет, ты просто не сможешь выработать этот стаж, и твоя пенсия будет ниже, чем могла бы быть при полном стаже. Иными словами, людям придется поработать еще, чтобы получить полную пенсию. В связи с этим российский профсоюз моряков выпустил заявление, которое направлено правительству, президенту, Федеральному Собранию, в котором мы требуем отозвать законопроект и провести широкую общественную дискуссию по приемлемой пенсионной системе. Безусловно, мы примем участие в коллективных акциях. Мы представлены не во всех регионах. Но в городах, где есть крупные порты, мы будем выходить на акции».

Президент КТР, член президентского Совета по правам человека (СПЧ) Борис Кравченко:

«Есть консолидированное мнение двух профсоюзных объединений, действующих в России: Конфедерации труда России и Федерация независимых профсоюзов России о неприятии пенсионной реформы в том виде, в котором она предложена. Мы заявили об этом на заседании Российской трехсторонней комиссии по урегулированию социально-трудовых отношений, которое созвали в минувшую субботу. Мы считаем, что проект закона должен быть отозван. Это требование является фокусом нашей кампании.

Первым этапом мы выбрали подписание петиций. В СМИ в основном пишут о петиции, которую мы разместили на портале Change.org. В настоящий момент она набрала 2,2 млн подписей. Это одна из самых популярных компаний на ресурсе. Мы также поддержали петицию, поданную на сайте Российской общественной инициативы. Она очень быстро набрала необходимые 100 тыс. подписей. Но здесь мы столкнулись с тем, что этот механизм, в связи с переформированием правительства, не работает. Нет экспертного совета, который должен рассмотреть требования петиции, которая набрала необходимое по регламенту количество подписей, и некому вынести ее на рассмотрение в федеральный парламент и законодательные органы на местах. Эта связка между обществом и властью не работает.

С самого начала мы понимали, что не остановимся на онлайн-протестах. Из двух миллионов человек, подписавших петицию, десятки тысяч связались с нами и заявили, что готовы участвовать в оффлайновых акциях протеста. Сотни из них заявили, что готовы их координировать. Мы начали формировать общественный штаб. Обратились к крупнейшим парламентским и непарламентским партиям, общественным движениям и организациям, чтобы в основе нашей кампании лежало широкое объединение движений и партий, которые не согласны с реформой.

Штаб начинает работать. Подано больше 50 заявок в регионах: Красноярск, Барнаул, Челябинск, Псков, Иркутск, Ульяновск, Петропавловск-Камчатский, Саратов, Ярославль, Новосибирск, Чита, Астрахань, где сегодня с утра прошла уже первая акция, Санкт-Петербург, Новокузнецк, Смоленск, Томск, Омск, Екатеринбург и другие. Из 50 заявок по нашей информации согласованы четыре: Красноярск, Екатеринбург, Сосногорск (республика Коми), и Челябинск.

В Пскове, в том гайдпарке, где областная конфедерация профсоюзов наметила акцию, власти согласовали альтернативную — „За достойную старость“ (в поддержку реформы).

С сегодняшнего дня в сети заработает интерактивная карта, где в режиме реального времени мы будем отмечать места и даты проведения согласованных акций. Кроме того, сегодня мы разместили в Сети типовые методические материалы о том, как подавать заявку на акцию, каков порядок проведения.

Мы готовимся подать физически собранные подписи в те органы власти, которым они адресованы. К концу вечера мы ждем примерно 2,5 млн подписавшихся. Это примерно каждый двадцатый российский пользователь интернета.

Мы считаем, что петиция сыграла свою роль в качестве мобилизующей матрицы кампании. Мы будем продолжать собирать подписи, безусловно, доведем до трех миллионов. Но сейчас время выводить кампанию в оффлайн.

Кульминацией станет акция в Москве. КТР планирует провести ее в тот момент, когда игры уже закончатся, а обсуждение проекта еще не начнется — 18 июля. Мы хотим провести шествие, есть несколько вариантов маршрута. В том числе, известный москвичам: от Пушкинской площади до Проспекта Сахарова. Сейчас мы предлагаем участвовать в этой политической демонстрации всем.

Мы видим попытку правительства воспользоваться чемпионатом для проведения непопулярного закона. Но мы также видим, что правительство не ожидало такого общественного протеста. Люди, которые нам пишут, это, как правило, люди из регионов. Много писем мы получаем из Приморья, Центральной России, Урала. Москвичи точно также недовольны и готовы протестовать, как и жители других регионов. Мне кажется, информационную преграду мы уже продавили. Нам часто говорят о том, что, например, во Франции, в Италии профсоюзы выводят на улицы по восемь миллионов граждан против непопулярных законопроектов. Но профсоюзы в этих странах гораздо меньше. На улицы выходят люди, которые готовы активно защищать свои права. Инфраструктуру протеста мы пытаемся сейчас воссоздавать. Но в конечном счете, вопрос об эффективности противостояния этому варианту пенсионной реформы — это вопрос каждого».

Анна Семенец