Posted 1 июля 2018,, 06:17

Published 1 июля 2018,, 06:17

Modified 30 марта, 19:26

Updated 30 марта, 19:26

К чему готовит столичная школа?

1 июля 2018, 06:17
Московские школьники учатся в парках, музеях и супермаркетах, проходят стажировки на предприятиях, и могут получить профессию уже в старших классах.

Как изменилось московское образование, рассказали в профильном столичном ведомстве. На пресс-конференцию пригласили директоров городских школ и колледжей, которые поделились опытом «с земли».

Есть школы, в которых победителей пока нет. Но каждая школа рассматривает Олимпиаду как определенный вызов: а почему не мы? Растет география школ-призеров. Московская олимпиада родилась раньше всероссийской — в 1934 году. Она не менее престижна, чем федеральная. Сборники задач с этого состязания переводятся на иностранные языки. Победители также получают льготы при поступлении в вузы. «Количество школ с дипломами Московской олимпиады не меньше, чем по пяти предметам, с 2012 года выросло почти в четыре раза: со 100 до 380», — отметил директор.

«Хорошо оборудованная московская школа дает широкие образовательные возможности. Раньше, чтобы углубленно изучать химию, нужно было ехать в один конец города, физику — в другой, и родители все время думали, куда же в итоге детей возить. Теперь можно развиваться в разных направлениях в самой обычной школе рядом с домом», — подчеркнул Ященко.

Дипломы заключительного этапа Всероссийской олимпиады в этом году получили учащиеся 227 школ (в 2010 году их было 43), из которых 57 впервые получили возможность гордиться такими успехами своих воспитанников. «Это не какая-нибудь каста. Здесь очень высокая конкуренция. За три годы 330 школ из 600, то есть, больше половины, воспитали дипломников. Советую всем летом порешать задачки из сборников. Город ждет талантливых ребят», — заключил директор Центра педагогического мастерства.

Как рассказала директор школы № 1252 имени Сервантеса Ирина Анурова, несколько лет назад ее школа могла похвастаться тремя призерами. «В этом наши у нас семь победителей и двенадцать призеров. Все они получили гранты от правительства Москвы: победители — по 300 тыс. рублей, призеры — по 150 тыс. рублей. Мы проводим занятия в технопарках, бесплатно ходим в музеи. В школы пришли работать специалисты из других областей. У нас, например, преподает отставной полковник ВВС. В этом году он подготовил трех победителей и одного призера Всероссийской олимпиады школьников по безопасности. Все они получили приглашения от РУДН обучаться на любом направлении», — отметила Анурова. Недавно на базе школы открылся ресурсный центр по филологической подготовке. Лекции там читают известные литераторы. Результат: победитель Всероссийской олимпиады по литературе и призер — по русскому языку.

«Оплата труда учителя напрямую зависит от достижений выпускников. Благодаря грантам от мэрии, средняя зарплата учителя сегодня в нашей школе — 110 тысяч рублей», — рассказала Анурова.

Семь лет назад школа № 1252 занимала 101 позицию в рейтинге, сейчас на 24, за что получила грант от мэрии в размере 20 млн рублей.
Станислава Буробина, директор школы в Некрасовке — самой большой в городе, рассказала о преимуществах крупных комплексов. Ее школа открылась в августе 2017 года в новом, строящемся районе Некрасовка, одном из самых отдаленных от МКАД.

«У меня был опыт работы в маленьких школах, поэтому я точно знаю: в большой легче работать администрации, удобнее родителям и детям. В одном месте есть все ресурсы», — отметила Буробина. С прошлого года в некрасовской школе под одной крышей стали формировать новое образовательное пространство — школу ступеней. Директор пояснила, что при новом подходе дети не находятся в резервации по возрастам, но каждый при этом остается в своей среде. Всего за год школа успела наладить сотрудничество с вузами, и уже в следующем году запускает новый проект — предуниверсарий для 8 классов.

«Мы расширяемся, строятся детские сады. Я считаю, что это главная задача, которую решила Москва. Родители, отдавая ребенка в детский сад, могут быть спокойны за его будущее, подготовку, выбор профессии. Не нужно искать топовую школу в центре. Она во дворе, в шаговой доступности», — заключила Буробина.

Не отстают от школ и колледжи, которые преобразились внутренне и сменили имидж. «В нашем колледже 23 направления подготовки от сервиса и услуг до IT. Недавно на портале госуслуг открылась запись на следующий год. За три дня мы получили две тысячи заявлений. Значит, колледж привлекателен. Лаборатории, среда, проекты — на них откликнулись школьники», — отметил директор Первого московского образовательного комплекса Юрий Мироненко.

По его словам, теперь на базе колледжей проходят школьные уроки технологии, встречи, мастер-классы, соревнования по профмастерству. На создание уникальной базы, лабораторий в колледжах город потратил 2 млрд рублей.
Выступление студентов на российском этапе WorldSkills и на мировом первенстве показали возможности, которые дает колледж.

«Когда мэр Москвы Сергей Собянин поздравлял победителей профессиональных соревнований, родилась идея запустить новый проект — мастерская чемпионов. Сейчас открыты уже четыре. Одна из них — в нашем комплексе. Ее ведет Егор Костиков — победитель мирового первенства, лучший парикмахер. В свои 23 года парень — любимец школьников и студентов», — отметил Мироненко.

Как рассказала директор Московской международной школы Елена Шкуренко, сегодня московские школьники могут получать образование в музеях и парках. «Мы в прошлом году провели урок для девятых классов в торговом центре. Ребята освоили финансовую грамотность, биохимию, материальные технологии. Отработали поведение в чрезвычайных ситуациях в ТЦ», — рассказала Шкуренко.

Она подчеркнула, что сейчас на уровне школьного образования ребята могут получать профессию. В прошлом году, например, школьники освоили профессии фотограф и вожатый. Курсы вели совместно с вузами.
По словам директора самой обычной районной школы № 1564 Татьяны Смирновой, в рамках медицинских классов дети могут еще на школьной скамьеосвоить сестринское дело. Проект реализуют совместно с первым медицинским колледжем Москвы. Обучаются школьники за счет городского бюджета.

«Ребята еще в школе начинают понимать, что такое профессия, какими эти профессии могут быть в будущем. Они с интересом приняли идею предпрофессиональных классов. Такой опыт, по-первых, может подтвердить правильность выбора. Дальше ребята поступят в колледжи и вузы, и станут хорошими специалистами, потому что в школе сделали осознанный выбор. А может быть поймут, что ошиблись, и это тоже будет огромная польза для всего общества и для самого человека. Мы не будем получать случайных людей в профессии», — подчеркнул в свою очередь глава департамента образования Москвы Исаак Калина.

Кстати, сегодня на каждой школе есть QR-код. Просканировав его, можно узнать все о том, какие возможности есть для детей и взрослых.

Анна Семенец