Posted 14 июля 2018,, 15:11

Published 14 июля 2018,, 15:11

Modified 31 января, 20:08

Updated 31 января, 20:08

Катар принимает футбольную эстафету

14 июля 2018, 15:11
О том, каких сюрпризов ждать от следующего мундиаля, рассказал представитель оргкомитета ЧМ-2022 Халид Аль Наама.

В столичном парке Горького открылись сразу два объекта, посвященные Чемпионату мира 2022 года. Это музей «Qatar Elements» и «Мажлис Катар». До 15 июля там можно ознакомиться с историей, традициями и бытом Катара — страны-хозяйки следующего ЧМ.

Если заходить в парк со стороны Музеона, то первое, что бросается в глаза — один из так называемых «Порталов Катара». Их, кстати, можно найти буквально по всему городу: на Воробьевых горах, в Камергерском переулке, на Никольской улице, Триумфальной площади, Площади Революции, Цветном Бульваре, Кузнецком мосту и в Парке Победы.

Дальше — больше. В поле зрения появляется музей на воде, выполненный в форме куба. Это «Qatar Elements». На первый взгляд, изнутри — обычная «коробка» с четырьмя стенами, но не все так просто. С помощью 3D технологий на стены проецируются картинки, вкупе с комментариями диктора позволяют проникнуться историей и атмосферой страны, готовящейся стать новой хозяйкой ЧМ.

Наконец, «Мажлис Катар», что в переводе с арабского означает что-то вроде «Дом Катара». На самом деле, мажлис — помещение округлой формы, где собираются члены семьи и гости. Это здание является очень важным элементом национальной культуры арабских стран. В павильоне можно ознакомиться с некоторыми традициями арабской культуры: продегустировать белый кофе, посмотреть, как производятся различные ремесленные изделия или разрисовать себе руку хной. Последнее, правда, только для девушек.

Ну и про футбол забывать не стоит. Любой желающий может поиграть на маленьком футбольном поле официальным мячом Чемпионата мира, а также осмотреть макеты стадионов, которые будут принимать турнир.

Подробнее о предстоящем мундиале «Росбалту» рассказал представитель оргкомитета ЧМ-2022 Халид Аль Наама.

— Как вы оцениваете чемпионат мира в России?

Я думаю, он просто прекрасен. Никто не ожидал такой отличной организации от России. По всему свету было множество турниров, но этот, вероятно, один из лучших. Главное — что люди получают удовольствие. Не столько даже значит игра, сколько то, что по улицам Москвы ходят люди с широкими улыбками на лицах. Каждый рад быть здесь, а русские люди очень милы и гостеприимны. Для нас будет испытанием сделать чемпионат лучше, чем Россия.

Вы думаете, Катар может справиться с проведением ЧМ лучше, чем Россия?

Я думаю, оба чемпионата по-своему хороши. Обе страны проводят чемпионат впервые в своей истории, и для обеих из них это большая привилегия. У России, несмотря на то, что она проводит у себя чемпионат впервые, прекрасно получилось показать всю глубину и аутентичность своей страны. Мы в Катаре надеемся сделать что-то подобное. Я думаю, эти чемпионаты просто очень сложно сравнивать, в принципе. Хотя бы потому что Катар — первая арабская страна, которая будет принимать этот турнир. Там совершенно другая культура, но ключевой фактор здесь тот, что обе страны хотят поделиться своей культурой со всем миром.

Катар будет опираться на российский опыт?

Мы отправили 180 делегатов в вашу страну, чтобы посмотреть, как здесь все организуется. Благодаря этому мы очень многому научились. Например, мы на примере России видим, как должна быть организована охрана матчей, досуг фанатов, организация матчей, и какими нужно быть гостеприимными. Это нам очень помогло, и мы обязательно используем полученные знание в 2022-м.

— Что именно вы почерпнули?

— В первую очередь, это взаимоотношения организаторов и граждан. У меня сложилось ощущение, что каждый русский верит в этот проект, в Чемпионат мира. К счастью, у нас в Катаре ситуация схожая. Я также думаю, что залог того, что все остались довольны чемпионатом, является то, как Россия взаимодействует с фанатами, экспертами, с людьми в целом. Просто потрясающе. Это один из главных аспектов, которым нам стоит научиться у России.

— Вы полагаете, проведение на своей территории ЧМ может сделать лучше любую страну?

— Конечно. Важно понимать, что сейчас спортивные мероприятия не только про спорт. Я не берусь говорить от лица России, но я уверен, что Катар использует проведение чемпионата для национального развития. У нас есть национальный план, который называется «Катарское национальное видение-2030», и в его рамках мы используем мундиаль как переход на новую веху развития. Мы также надеемся «раскрутить» бренд нашей страны и показать яркую сторону арабской культуры, которая часто преподносится в международных СМИ в худшем свете. Я думаю, арабская культура, равно как и российская, очень глубока и богата, и у нас есть предложить миру в 2022 году.

— То, что Катар тратит очень много денег на подготовку к ЧМ, стремясь сделать его лучшим в истории, — это факт. И это здорово. Но что потом будет со стадионами? Как они будут использоваться в будущем?

— Сейчас у нас есть план по строительству восьми стадионов. Один из них мы построили еще в прошлом году. Еще два планируем закончить к концу этого года, а остальные — к 2020-му. Для всех разрабатывается подробные планы дальнейшему по использованию. Мы связались с местными общинами, на территории которых будут базироваться стадионы, обсудили с ними судьбу объектов, чтобы убедиться, что каждому из них найдется применение в будущем. Также мы выслушали их требования и аргументы и учли их, потому что мы не хотим, чтобы после ЧМ у нас были заброшенные стадионы. Помимо всего прочего, мы планируем уменьшить каждый из них. Сейчас там установлено много дополнительных кресел, чтобы размер арены соответствовали нормам ФИФА, но мы их уберем. Катар — маленькая страна с маленьким населением и маленьким внутренним чемпионатом. Естественно, нам не нужны стадионы на 40 тыс. зрителей. Кроме того, два стадиона и вовсе перестанут быть таковыми после 2022. Они будут разобраны и погружены на корабли, после чего — использованы в коммерческих нуждах. Так что вы можете быть уверены, что каждая монета, потраченная на чемпионат, пойдет в первую очередь на улучшение жизни людей в стране и после турнира.

— Проведение мундиаля поможет популяризации футбола в Катаре?

— Без сомнений могу сказать, что футбол — самая популярная игра в Катаре. Вы будете удивлены, но сборная Катара даже занимала второе место на молодежном Чемпионате мира в 1981 году. Тогда наша команда обыграла Англию и Бразилию. И сейчас футбол в Катаре очень популярен. Вы можете увидеть множество молодых звезд, играющих в мяч буквально на каждом углу. Правда с квалификацией на ЧМ нам никогда не везло. Мы были близки к тому, чтобы попасть в финальную часть турнира в 1990-м, 1998-м и 2002-м, поэтому мы так ждем домашнего Чемпионата мира. У нас уже есть привилегия в виде автоматического попадания в групповой этап. Вот почему мы сейчас готовим молодую и сильную сборную, которая, надеемся, сможет наилучшим образом себя показать в 2022 году.

— Появлялись слухи, что сборную Катара может возглавить Зинедин Зидан…

— Поверьте, я был так же удивлен, как и вы. Я думаю, эти слухи появились из-за того что Зинедин Зидан — один из послов этого Чемпионата мира. Было также очень много известных игроков, которые играли в Катаре, вроде Габриэля Батистуты, Пепа Гвардиолы или Ромарио. Про них тоже в свое время было много слухов, но пока никаких договоренностей ни с кем нет. Я думаю, скоро мои коллеги из Катара примут финальное решение, но сейчас все, что вы слышите — просто слухи, как например, в случае с Гвардиолой, когда он уходил из мюнхенской «Баварии». Все тогда говорили, что он окажется в Катаре, но, как видите, этого не произошло.

Беседовал Алексей Волошинов